Первая летающая английская ЗУР: Fairey Stooge.

May 27, 2018 00:01




подготовка ЗУР Fairey Stooge к запуску (кликабельно) + еще кадр

Атаки камикадзе волновали не только американцев, англичане тоже страдали от их атак. И решение, к которому они пришли оказалось, в принципе таким же, как у американцев - ракета на ручном управлении. Стартовавший в 1944 году проект компании Fairey по созданию ЗУР Stooge, первоначально ориентированный на борьбу с немецкими бомбардировщиками был, после того, как угроза практически миновала, передан в ведение флота и переработан в систему по борьбе с камикадзе. Собственно, что мы тут имеем? 4 двигателя от 3" НАР в качестве стартовых ускорителей и 4 двигателя от 127-мм (5") НАР в качестве маршевых двигателей.


 
 

ЗУР Stooge с ускорителями (фото 1 и 2) и в полетной конфигурации (фото 3)
кликабельно

Интересная деталь: для сохранения правильной продольной центровки при запуске - вес стартовых ускорителей компенсировался грузом на носу, который отбрасывался после выгорания ускорителей. Происходило это при достижении скорости 118 м/с (ускорители работали 1,6 секунды, обеспечивая ускорение в 7,5g), после чего запускались маршевые двигатели и ракета начинала управляемый полет, разгоняясь до 235 м/с. Впрочем, это была пиковая скорость, достигаемая при максимальном сечении сопла, дальность при этом падала, так что основным был режим, при котором ракета летела не быстрее 180 м/с, но время управляемого полета доходило до 40 секунд.



Fairey Stooge, вид сбоку (кликабельно)

Стрельба выглядела так: ракета выводилась на определенную радиолокаторами высоту цели и автоматически переходила в горизонтальный полет (для чего имелся собственный автопилот с гироскопами), после чего оператор вручную наводил ее на цель, ориентируясь на горящие фальшфейеры, размещенные на консолях крыльев. Понятно, что для борьбы с камикадзе этот режим годился слабо, так выглядело наследие царского режима ПВОшного назначения ракеты - но и максимальная высота применения ЗУР Stooge была по тем временам ого-го - до 10000м.



пусковая ЗУР Fairey Stooge с ракетой, вид спереди. (кликабельно)

Впрочем, это расчетная величина. Во время испытаний на базе Эберпорт в Уэльсе ракету не поднимали выше 500 метров, и не пускали улететь дальше 3 километров - хотя и стреляли в сторону моря. Видимо, это было сделано умышленно, чтобы упавшая в море ракета не слишком сильно разбилась во-первых, и чтобы не слишком сложно ее было потом найти - во-вторых.



испытательный полигон ЗРК на авиабазе Эберпорт (кликабельно)

Ну а дальше - как обычно для того времени вышло: пока ракету доводили и отлаживали радиокомандную систему - война кончилась, камикадзе кончились, специальная ракета оказалась не нужна. Ну, а для послевоенных самолетов наиболее вероятного противника ЗУР Stooge с ее архаичным наведением "на глаз" была уже не угрозой. Так она и осталась в истории "летающей партой", устройством, на котором англичане отлаживали системы, которые впоследствии использовали уже на послевоенном поколении "настоящих ЗУР".+ взлет Fairey Stooge.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1710219.html. Please comment there using OpenID.

великобритания, 1944, зрк

Previous post Next post
Up