Забытые питерские автобусы: первые советские бескапотники.

Jan 16, 2018 00:01




Первый советский бескапотник АТУЛ Л-I (кликабельно) + вид сбоку

В послевоенном СССР было изрядно грузовиков, кое-где сохранились трамваи и троллейбусы, но автобусы почти вымерли. Но восстанавливать общественный транспорт надо, и пассажирские машины на шасси грузовиков делали кто во что горазд. Не уступало и автотранспортное управление Ленсовета. На втором авторемонтном заводе тоже освоили (точнее, возобновили начатый еще в 1932 году) выпуск автобусов на шасси грузовиков. Традиционные капотные нам не очень интересны, а вот первый в СССР бескапотник, выпущенный в 1946 году - так даже очень.



АТУЛ Л-III, три оси и резко увеличенная вместимость (кликабельно)

Внутри он, понятное дело, ЗиС-5В (а какие варианты-то?), а вот внешне - смотрите сами, натуральный бескапотник АТУЛ Л-I (автотранспортное управление Ленсовета). Это решение позволило существенно увеличить вместимость машины при заданных габаритах. Машина вышла удачной, и в течение трех лет было выпущено 115 постепенно совершенствующихся АТУЛ Л-I и АТУЛ Л-IМ (на шасси УльЗиС-5), потом был штучный АТУЛ Л-II в варианте "люкс", а затем ленинградские автобусостроители добавили третью подкатную ось и получили автобус АТУЛ Л-III увеличенной вместимости. Ленинград - город, в общем-то, совершенно плоский, так что несмотря на формальную перегрузку получилось неплохо.



АТУЛ Л-IIIM, и двух осей достаточно! (кликабельно)

Трехосников выпустили еще около 50 штук, а потом оказалось, что даже с удлиненным кузовом третья ось не очень нужна. Ее убрали и получился АТУЛ Л-IIIМ Но на этом история бескапотников* АТУЛ, в общем-то, закончилась. С одной стороны, в СССР начался более-менее массовый выпуск настоящих автобусов (сначала "космолетов" ЗиС-154 с электротрансмиссией, а потом и массовых ЗиС-155 традиционной конструкции), а с другой - все-таки, построенные на базе капотных грузовиков ленинградские бескапотники страдали хронической перегрузкой передней оси, что затрудняло управление и приводило к частым поломкам ходовой части. Поэтому они относительно быстро сошли со сцены.



последний из могикан АТУЛ Л-IIIM (кликабельно) + еще одно фото машины

Последняя фотография АТУЛ Л-IIIM в слегка модифицированном кузове (скорее всего, после капитального ремонта, потому что деревянные кузова, вообще, не слишком долговечны, а в питерском климате и подавно) относится к концу 50-х или началу 60-х. На нем машина с другой формой передней части и остеклением и в новой окраске.* - капотные варианты продержались в производстве еще несколько лет.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1642880.html. Please comment there using OpenID.

1948, ссср, автомобильный транспорт, 1946

Previous post Next post
Up