Зачем нам дизель? Дизель нам не нужен! Электрогрузовики Kenworth.

Sep 24, 2016 00:01




Kenworth 30-ton идет на электротяге (кликабельно)

Нет, вы не угадали... Это не грузовик с электротрансмиссией, который на некоторых участках цепляется за электрическую сеть. Это совершенно чистый как это, по аналогии с троллейбусом... "троллейтрак", да. В смысле, эти 30-тонные самосвалы производства Kenworth не имеют никакого двигателя внутреннего сгорания и передвигаются исключительно тем, что получают от проводов. Зачем это было сделано? В 1954 году специалисты Riverside Cement Company из Крестмора (Калифорния) разрабатывали проект нового карьера, откуда на фабрику должно было поступать сырье для выработки цемента. Но вот какая штука: мало того, что из одной мили пути примерно 3/4 (4000 футов) имели уклон в 10%, так еще и грузовикам предлагалось подаваться задним ходом в глубину выработки, под погрузку. Что стало бы с атмосферой в частично замкнутом пространстве от постоянно заезжающих (а главное, - выезжающих в гору с грузом) дизельных грузовиков думать не хотелось. Страшно. Да и на крутом подъеме с грузом они солярку бы жгли со страшной силой.



погрузка породы в забое (кликабельно)

Вот, поэтому какой-то умник, имени которого история не сохранила, и предложил использовать электротягу, - и чисто и дешево, и в горку ползать в самый раз. Компании Kenworth были заказаны и через два года получены несколько электрогрузовиков специальной конструкции. Собственно, что там было? Прямо к дифференциалу (ну, через редуктор и кардан, как я понимаю) цеплялся "электровозный" электромотор GE-762 мощностью 350л.с. Второй электромотор (поменьше) в непрерывном режиме крутил генератор на 24 вольта (от которого питалось стандартное электрооборудование грузовика, включая фары и гидравлику) и компрессор, обеспечивающий работу пневматической системы (тормоза, как я понимаю). Собственно, - вот так оно и ехало, причем, от фабрики к карьеру - в рекуперативном режиме, отдавая электричество в сеть. Пневматическая система использовалась только для полной остановки машины.



задним ходом на разгрузку в цеху (кликабельно)

...а в самом забое контактной сети не было, кстати. Подкатившись к разрезу самосвал на специальном пятачке разворачивался - и начиналось шоу: специально на то назначенный дядька выдергивал из машины специальный разъем на проводе (ровно как из пылесоса), втыкал его в розетку - и самосвал пятился назад к точке погрузки на 100-150 метров, разматывая с расположенной под капотом на месте бывшего дизеля катушки питающий кабель. Катушка имела специальную систему, которая обеспечивала аккуратное разматывание и сматывание провода без натяжения и провисаний. На дне забоя самосвал получал свои 30 тонн известняка, выползал (сматывая кабель) из забоя - и перся себе вверх на ту самую милю с 10% подъемом (на 120+ метров вверх). И так 15 лет кряду, вплоть до выработки этого карьера. С т.з. экономики, говорят, тоже вышло неплохо, - и электричество вышло дешевле солярки, и на всяком масле экономия, и на ремонте дизелей и на вентиляции, и простота управления позволила без аварий обойтись, - кругом хорошо. Но сырье вычерпали, а другого такого удобно расположенного карьера не нашлось, поэтому в 1971 году машины списали.
+ еще парочка фото на которых грузовик на заводе и на маршруте

1956, автомобильный транспорт, США

Previous post Next post
Up