reserveldrörsvagn fm/43 (кликабельно)
Знаете, что это за РСЗО? Вы таки будете смеяться, но это шведы... Я не знаю их мотивов, но уже где-то с 1942 года они активно занялись разработкой РСЗО (на БМ-13 насмотрелись где-то?). Правда, они сразу не заморачивались с аэродинамической стабилизацией и запилили 105-мм турбореактивные ракеты, но общий тренд понятен. И в самом начале 1944 года на полигон выкатились четыре штуки reserveldrörsvagn fm/43 (перевозчик запасных [пушечных] стволов, "предварительная"(?) модель обр.1943 года), названная так, чтобы сбить с толку шпионов. В целом, надо сказать, почти не обманули, - двадцать стволов имеют место быть, а что они не запасные, - так это уже тонкости.
вид на ПУ сзади (кликабельно)
Пусковая, правда, получилась у них офигительно тяжелой. Судя по картинке, - в качестве труб для запуска ракет они приспособили стволы каких-то короткоствольных гаубиц. Разумеется, рассчитанные на "пушечные" давления трубы были избыточно тяжелы, что потребовало существенного усложнения самой ПУ, введения там мощных уравновешивающих механизмов, общей прочности и жесткости конструкции. В общем, мне кажется, что бедный грузовичок уже на пределе своей грузоподъемности уже. Но, для полигона, в принципе, сойдет, а трубы полегче можно и потом заказать. Если дело пойдет...
ПУ, вид спереди, крупно (кликабельно)
Но тут выяснилось странное: РСЗО на испытания подали своевременно, - а вот с ракетами вышла заминка. Не знаю отчего, но первые пуски состоялись уже под самый занавес Второй Мировой. Пока испытывали систему уже по-настоящему, - война кончилась, и от массового выпуска такой "импровизированной РСЗО" решено было отказаться. А имеющиеся четыре установки переделали в
буксируемые Salvkanon m/46, которые судя по всему передали куда-то в береговую оборону. На этом история оригинальных шведских РСЗО и закончилась.+
еще одна удачная фотография reserveldrörsvagn fm/43