"Без шуму и пыли": массовые грузовики автобусы Tilling-Stevens с электротрансмиссией сто лет назад.

Jun 02, 2016 00:01




Грузовик Tilling-Stevens с электротрансмиссией,
предположительно, модель 1914 года (кликабельно)

Какая фамилия приходит в голову при слове "электротрансмиссия"? Ну правильно, Порше. А много ли он построил своих гибридов в абсолютном выражении, даже если подсуммировать все Lohner-Porsche и Austro-Daimler? А-а... То-то и оно, что кот нарыдал, причем некрупный. И были это, в основном, специальные машины, типа пожарных, да армейские тягачи. А в это же самое время британская компания "Tilling-Stevens", основанная в 1897 году Уильямом Артуром Стивенсом как просто "Stevens" - уже с 1906 года успешно выпекала свои машины с электротрансмиссией системы Персиваля Фрост-Смита (Percival Frost-Smith): грузовики, автобусы и спецтехнику вполне себе промышленными тиражами (многие сотни, если не тысячи ежегодно), - и даже по Лондону ходили в приличном количестве "двухпалубники" с электромотором и бензогенератором.



Tilling-Stevens TS3A, гибридный автобус (кликабельно) + вид сзади.

Собственно, усложнять авторы конструкции не стали, - они взяли обычные грузовики (шасси от грузовиков "Hallford") и поставили генератор вместо КПП, а электромотор занял часть места карданного вала, который пришлось укоротить. Собственно, все, - но управлять машиной стало несравнимо проще, да и резвость она приобрела необычайную. Оно и понятно: особой мощностью моторы тех лет похвастаться не могли, и в начале передачи (на низких оборотах) отдавали на колеса сущие слезы, так что машины "Hallford-Stevens", бензомоторы в которых работали все время на полной мощности делали их, как стоячих, даже с учетом меньшего КПД электротрансмиссии.



Автокран на базе гибрида + более поздняя модель

Особенно хорошо дела пошли, когда в дело вошел владелец бизнеса автобусных перевозок Томас Тиллинг, который был крайне заинтересован в этих машинах из-за их экономичности и удобства управления. Синхронизаторов на коробках тогда еще не было, и пилотирование городских автобусов в старт-стопном режиме было делом крайне непростым, с двойным выжимом от остановки до остановки - надо было двумя руками и двумя ногами работать все время. А тут - две педальки и все просто. Одна педалька - ехать быстрее, другая - медленнее. Это и работу водителей упрощало, - и аварийность снижало. Ну, и такой часто встречающейся проблемы, как поломанная при неаккуратном переключении коробка больше не было. Одни плюсы вокруг.



Tilling-Stevens, модель 1924 года (кликабельно) + еще ракурс

Первая Мировая война стала временем триумфа и расцвета компании Tilling-Stevens Motors Ltd. В то время, как все остальные автомобили массово мобилизовывались и на фронт, - технику с электротрансмиссией призывная комиссия забраковала. Заживо поджаривать на электрогриле своих же собственных солдат в грязи и лужах прифронтовой полосы в случае неизбежного в военных условиях нарушения изоляции было сочтено слишком сложным и деморализующим способом уменьшения поголовья жителей империи. Ну, тут компаньоны-производители и развернулись вовсю, благо конкурентов существеннейшим образом проредили. В серию пошли не только автобусы, но и грузовики, успешно замещавшие ушедших на фронт собратьев и всякая спецтехника, благо автокран, к примеру, с электроприводом - вставал на такие шасси как родной, без малейших проблем с питанием крановой системы. Добрались эти машины в разных ипостасях даже до Торонто и Мельбурна, в Барселоне в середине 20-х они составлял заметную (основную!) часть муниципального автобусного парка, лихо гоняли по горам, - и даже вроде как в Бразилии видели такой гибридный автокран.



автобус Tilling-Stevens TS4 на улицах Барселоны 20-х (кликабельно) + вид сбоку

Однако, Первая Мировая война, подарившая машинам Tilling-Stevens триумфальные лет десять (и даже чуть больше) их же и подкосила. В чем дело? Вы таки будете смеяться, но на войне слишком много людей, ранее автомобиль видевших только издали - научилось им лихо управлять, так что послевоенные годы вернули в Англию огромное количество вполне квалифицированных водителей машин с механической трансмиссией. А она, как ни крути, была подешевле электрической, да и движки, получив на войне мощный ускоряющий пинок стали достаточно сильными, чтобы не умирать при переключении на повышенную передачу. Поэтому, с середины 20-х звезда машин Tilling-Stevens с электротрансмиссией пошла на закат, и в 30-х они полностью переориентировались на традиционные бензиновые и дизельные машины. А от электрического великолепия остались только троллейбусы.+ TS3 на улицах Nuneton'a в 1913 году.
+ Двухэтажный автобус Tilling-Stevens модели 1908 года
+ грузовик модели Vulcan 1911 года
+ Ливерпульский автобус 1912 года (модель, кажется, 1908 года).
+ пожарная машина 1920 года и неустановленного года самосвал

P.S. Даже отдаленно не претендую на полноту охвата темы, потому что это были действительно массовые автобусы и грузовики. Где и кем они только не работали! Их и посейчас изрядно на ходу восстановленных энтузиастами. Фотографий миллион. Или два.

1900-е, 1906, 1920-е, автомобильный транспорт, 1910-е, Великобритания

Previous post Next post
Up