MPG-69 Trenażer czołgowy, польская "танковая парта".

Mar 09, 2016 00:01




MPG-69 Trenażer czołgowy за работой (кликабельно)

Танк - машина большая и железная. Что может натворить такой "слоник", буде у него за рычагами окажется человек, слабо себе представляющий поведение гусеничной техники и не знающий как и за что дергать даже подумать страшно, - и это не говоря о том, что повредить "хобот" вообще пара пустяков, а танковая пушка дело недешевое. В боевой же обстановке плохой мехвод практически гарантирует гибель машины. Поэтому, в большинстве армий существуют те или иные тренажеры первоначальной подготовки, на которых будущие мехводы постигают тайну танковождения. Не стало исключением и Войско Польское. Там, в 1969 году его построил полковник инженерной службы Zbigniew Węglarza из высшего офицерского училища имени генерала Aleksandra Waszkiewicza (автомобильное училище, как я понимаю, - оно же танковое). В училище этот тренажер, получивший название MPG-69 Trenażer czołgowy и эксплуатировали.



"черепашка" без панциря (кликабельно)

По сути своей это был двухместный гусеничный мотоцикл. Ходовая часть состояла из пяти колес от небольшой легковушки, которые охватывала резинокордовая гусеница с фрикционным зацеплением "резина по резине". В принципе, не идеально, особенно в мокром состоянии, но для передачи мощности в 11 л.с. (половина от двигателя мотоцикла М-72) хватало, в принципе. Опять же, машинка получилась, за вычетом стрекотания двигателя через солидный глушитель (это было важно, потому что иначе инструктор глотку сорвал бы, орать курсанту рядом), практически бесшумная и дороги не портящая, тем более, что весило это все хозяйство всего 700-800кг. Вышло неплохо, но не совсем удовлетворило военных, потому что ездило это все "медленно и печально" (22км/ч), существенно уступая по динамике танку.



курсанты изучают MPG-69 Trenażer czołgowy (кликабельно)

Стало понятно, что нужен другой мотор. Вторая версия "учебной парты" получила уже двигатель мощностью в 40л.с. Какой? Ну, подешевле, чего уж там... Источники сходятся в том, что это был трехцилиндровый двухтактный мотор, но одни говорят, что это был от ГДРовского Wartburg 312 (998 см³), а другие настаивают на том, что это был польский мотор от польского же автомобиля FSO Syrena 104 в 842см³. Впрочем, не суть. Вторая версия тренажера показывала в любом случае уже танковую динамику и разгонялась до вполне приемлемых 35км/ч, несмотря на потяжеление в полтора раза, до 1200кг. Сверху машинку прикрыли крашеной фанерой, в рассуждении всепогодной и круглогодичной эксплуатации и на этом успокоились.


 
 
 

эпизоды эксплуатации тренажера (кликабельно)

Внутренняя компоновка была вполне традиционной, - впереди два сидения, где слева в "приближенных к боевым" условиях размещался курсант (у него был "как настоящий" люк с приборами наблюдения и возможность управлять как с закрытым люком, так и по-походному, а справа за нормальным стеклом сидел инструктор, у которого был, как водится, второй набор педалей. Кстати, прошу обратить внимание: в силу высокой удельной мощности (33,4 л.с./т) и низкого удельного давления, не превышающего 0,08 кг/см², - машинки носились по полигону не смущаясь раскисшего грунта и крутых подъемов. В горку они залезали до 30°, что вполне "танково".

Сколько было всего изготовлено таких машинок и как долго они эксплуатировались, - не знаю, к сожалению. Понятно, что "не меньше пяти", как на одном из снимков, но весь ли это "парк" и какой они версии - непонятно.+ MPG-69 Trenażer czołgowy, вид спереди.
+ проекции для моделистов.

вездеход, учебный, 1969, Польша

Previous post Next post
Up