(no subject)

Nov 05, 2012 14:19

Попалась интересная статья про уровни морали в человеческой психике:



Моральное развитие - лестница в небо?



Пришлось тут просматривать «Возрастную психологию» Кулагиной. И наткнулась у нее на стадии морального развития по Кольбергу. Цитата полная, без пропусков и без «обрезания» в конце:

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

I./ Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. 
  • Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия).
  • Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

II./ Второй уровень - конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. 
  • Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, 
  • на авторитет - для 4 стадии. 

Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Тут я только пару слов вставлю, потому что не очень понятна разница.

Третья стадия имеет неформальное название «конкретные другие», то есть, когда поведение должен одобрить отец, учительница, или Галя и Катя - подружки по фитнесу.

Четвертая стадия - это уже не конкретные другие, а некая группа или слой людей вообще: «пионеры должны» или «в нашем кругу принято». Под «авторитетом» автор учебника зашифровал некие моральные правила, носителем которых является не кто-то конкретный, а « общие правила для группы, к которой я себя отношу». Продолжаем цитировать:

III./Третий уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». 
  • Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), 
  • потом - на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей ... находятся на доморальном уровне развития. ... Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания.

Понятно? Надеюсь, что да. Разобраться не сложно:



Все правильно, но, к сожалению, ускользнуло главное. Изюминка теории Кольберга, на мой вкус. То, что выделяет ее из всех других и делает наиболее «правдоподобной», если хотите . :)

«Мораль» у Кулагиной выглядит такой шестиступенчатой горкой, лестничкой. (Я не случайно эту горку НЕ нарисовала, вы скоро поймете, почему). Если представить себе ребеночка у подножия этой горки, то так и хочется сказать: сейчас начнем восхождение к вершинам. Пока мы тут это... на нуле. А-МОРАЛЬНЫ. Нет морали никакой. А вот когда доберемся хотя бы до четвертой ступеньки... Тут уже конвенциональная мораль у нас будет, прилично воспитанный человек. Ога. А на пятой-шестой - ваще, высокоморальный тип!

Это потому, что слово «мораль» мы и Кольберг рассматриваем по-разному. Мы привыкли, что если МОРАЛЬ есть - это хорошо, а когда ее нет, получается АМОРАЛЬНЫЙ тип, то есть, тот, кто НИКАКУЮ МОРАЛЬ НЕ СОБЛЮДАЕТ.

А Кольберг говорит о другом. По Кольбергу, МОРАЛЬ - это СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Это инструмент - более или менее сложный, более или менее точный, но всего лишь инструмент. На нижних уровнях - детская педальная машинка, на верхних - феррари. Но куда оно поедет, зависит от водителя...

Начнем с первой ступеньки. Если воровать у гостей деньги - папа рассердится? Ыыыы, так это ж смотря какой папа!!!!! Есть папа, который рассердится, если НЕ воровать... Что же получается? Получается, что Коля и Саша находятся НА ОДНОМ УРОВНЕ МОРАЛИ («избежать наказания»), но один деньги категорически не ворует, а другой - категорически ворует всегда, а то папа побьет...

Дальше. Будем заслуживать похвалу. Колин папа хвалит Колю, если Коля лупит всех вокруг, «чтоб боялись» (фильм «Из жизни начальника уголовного розыска» вам в руки), а сашин папа хвалит Сашу, если на него не жалуется учительница, так что лучше бы не драться...

Третья стадия - это вообще смертельно. Слышали выражение «плохая компания»? Думаете, она не дает подниматься по этой "лесенке"? Да еще как дает!!!! Получше хорошей. В предпубертате ребенок начинает больше интересоваться мнением ровесников и друзей, чем родителей. И вот вам пожалуйста, конвенциональная мораль хулигана Вовки и его друга Петьки: "курить, отбирать деньги у первоклассников, учатся только ботаники, все девчонки неприличное слово".

Когда-то моя первая учительница собирала в наш первый «б» класс сплошь детей научных работников. Это дало совершенно поразительный эффект: среди нас много лет ЛУЧШЕ считался тот, кто УМНЕЕ. Во всяком случае, до пубертата с его первыми романтическими отношениями, когда стала играть роль внешность, и умников потеснили красавцы. :) Что это было? Это была конвенциональная мораль на уровне «конкретные другие». В спортивном классе... ну, вы понимаете. :) Там, скорее всего, мерялись бы бицепсами... В элитных школах - чей папа круче. И так далее.

Третья стадия - страшная ловушка.

Во-первых, потому, что привычные родителям методы похвала-наказание перестают работать от слова «вообще». Все, мы это переросли!!!! «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!!!!» Мы общественное существо с конвенциональной моралью, и конвенция эта НЕ ВАША, дорогие родители!!!!! Вспомните Павлика Морозова, он был как раз на третьей стадии морали, и его референтная группа - его «конкретные другие» - научила его, куда надо засунуть таких родителей и такую семью...

Умным родителям, ценой многих усилий, удается обычно остаться для своего подрастающего чада референтной группой. Но никому еще в наши непростые времена ( и слава Б-гу! ) не удавалось остаться для чада ЕДИНСТВЕННОЙ референтной группой. Многие родители, интуитивно предчувствуя проблемы, пытаются их превентивно избежать путем создания из детей своих друзей и знакомых «микроклуба» с подходящими установками. Отличная идея, между прочим. Хорошо, если удается. Если не удается, нужно рыть вокруг: хорошая школа или класс, кружки, что угодно. «Ваше дело - организовать встречу». Авось выстрелит...

Но даже если и выстрелит, покоя не будет. Потому что, во-вторых, мораль третьей стадии НЕВЕРОЯТНО НЕУСТОЙЧИВА, как неустойчивы наши социальные контакты и неформальные группы вокруг нас. Вы переехали? У ребенка новые соседи и соученики? Он влюбился? - нет никакой гарантии, что прежние установки сохранятся.

А учитывая, что многие и многие имеют тенденцию «застревать» на третьем-конвенциональном уровне и дальше уже не расти ...

У меня есть такая знакомая. Она выросла в большом советском городе, в очень (даже слишком) обеспеченной и очень (даже слишком) благополучной семье. И она всегда была ХОРОШЕЙ ДЕВОЧКОЙ. Родителям удалось остаться для нее самой авторитетной референтной группой, и она ни в чем не обманула их ожиданий: вовремя пошла учиться, вовремя и за кого надо вышла замуж, вовремя подарила им внука, была красивой, была послушной, была ухоженной...
И вдруг развалился СССР... 
Наша героиня очнулась в Израиле на дешевой съемной квартире, вокруг никого знакомых, родители умерли, муж ее работал на стройке, а она мыла полы в банке . 
Героиня была яркой и контакной молодой женщиной. Она тут же нашла себе новую референтную группу в лице малообразованных дам полусвета, живших по соседству, и ПОЛНОСТЬЮ, (радикально, полярно... найдите сами эпитет) изменила образ жизни. Ничего хорошего из этого не получилось, ее семья распалась, и она сама довольно быстро поняла, что сделала ошибку... Но поздно.

Это - третья стадия морального развития. «Конкретные другие». Хорошо бы, чтобы это были «у кого надо нога» (c), в смысле, те которые надо другие....

Однако есть и другая сторона медали в этой неусточивости. Если на этой стадии заметить неблагополучие и вовремя «пересадить» ребенка в другую почву, резко изменить окружающую его среду общения, - есть шанс сменить моральный курс.

На четвертой стадии становится труднее. Она более устойчива. Если человек дополз до четвертой, столь резких скачков можно уже не опасаться. Тут играет роль, к какому, в широком смысле, сообществу причисляет себя персонаж, мораль какого слоя или какой группы он считает своей моралью. «Ботаники» будут учиться, «гламурные дивы» - гоняться за олигархами, «настоящие мужчины» будут пить водку и дружить мужской дружбой, и так далее. У каждой группы мораль варьирует, и мораль «порядочных людей», которая описывается десятью заповедями, и которую мы, собственно, и привыкли называть «МОРАЛЬЮ», - далеко не единственная. Например, Костя-кирпич из «Места встречи изменить нельзя» - как раз решает этические проблемы в рамках установок этой стадии морального развития:

«Не знаю как у вас в уголовке, а у нас... за лишние вопросы язык отрежут...»

«У нас» - это авторитетная мораль уголовного мира, той группы, к которой считает себя принадлежащим Кирпич. Что «язык отрежут» не так уж он и боится, как показывает дальнейшее: ведет он себя как раз в соответствии с моралью среднего уголовника, который считает возможным компромиссы с властью в целях извлечения выгоды для себя.
Если гражданина уже занесло так далеко, и он не нуждается в «конкретных других», чтобы ассоциировать себя с какими-либо моральными нормами, переориентировать его гораздо, гораздо труднее.

А уж дальше...

Вот Ручечник из того же кино: «Я вор в законе, и дружков не предавал...» Это «принятые на себя обязательства перед обществом», :) пятая стадия. Высокий уровень развития морали. Будь он, с таким уровнем переработки этической информации, не вором, а передовиком производства, мы бы могли назвать его высокоморальным человеком. :) Его мораль проросла в личность, их уже друг от друга не отделить...

Вот тут в чем изюминка-то: тот, кто поступает, на наш взгляд, ПРАВИЛЬНО и ХОРОШО (мы говорим: МОРАЛЬНО), - далеко не всегда действует из ВЫСОКИХ (соответствующих высоким стадиям) моральных соображений. И НАОБОРОТ.

Когда-то я давала студентам, в качестве контрольного упражнения, следующую задачку.

В Иерусалиме, в стеклянных стендах на автобусных остановках, была размещена реклама нижнего белья с изображением красивой девушки неглиже. Неизвестные хулиганы стали бить стекла и уничтожать рекламные плакаты. Хулиганов задержали двое полицейских, которые ради этого вышли на работу ночью, хотя не были обязаны этого делать. Хулиганами оказались два ученика ультраортодоксальной иешивы (еврейское религиозное училище).

Всем четырем участникам событий был задан вопрос, почему они сделали то, что сделали. Определите по ответам, на какой стадии морального развития стоит каждый из участников.

Ответы:
Полицейский А: - В полиции считается, что если не поймал, - так это ты плохо работаешь. Я должен был поймать хулиганов, как нормальный полицейский.
Полицейский В: - Мне давно пора на повышение, нужно было выделиться, вот я и вышел ночью.
Хулиган С: - Я знал, что нарушаю закон, но не мог смотреть на эту мерзость. Мне совесть не позволила бы пройти и оставить висеть эти гнусные плакаты, чтобы на них смотрели наши дети...
Хулиган Д: - Мой раввин, мой духовный учитель, сказал, что эти плакаты - мерзость. Я сразу понял, что надо делать!

Что можно тут сказать о слугах закона, а что о его нарушителях? 
  • Полицейский А отвечает в рамках морали четвертой стадии: он считает себя нормальным (хорошим) полицейским, и ведет себя так, как должен вести полицейский в его представлении.
  • Полицейский В всего лишь добивается поощрения и продвижения по службе, это вторая стадия морального развития, совсем детская. 
  • Хулиган Д пошел громить рекламу из соображений третьей стадии морального развития: он ориентировался на раввина, как на того «конкретного другого», который является законодателем морали. 
  • Что же касается хулигана С, то он обогнал их всех! Его поступок продиктован внутренним кодексом, совестью, моралью, укоренившейся в личности и слившейся с нею воедино. Это ШЕСТАЯ стадия морального развития, высшая и финальная...

Вывод. У морального развития НЕТ ЗНАКА, оно не идет от нуля в горку к сияющим высотам, а свободно выбирает направление. Механизмы его усложняются и прорастают в личность, и становится все труднее и труднее отделить одно от другого.

Это не арифметика, когда в любой момент можно начать с нуля: «мы не умеем складывать-вычитать, то есть, арифметику не знаем, научим - будет арифметика». Если ребенок ворует, попрошайничает и бьет слабых, у него не НЕТ МОРАЛИ, - у него мораль имеет ДРУГОЕ СОДЕРЖАНИЕ, она развивалась, возможно долго, с другим знаком, и успех «перевоспитания» будет зависеть от того, насколько далеко ребенок зашел по лестнице уровней, насколько прочно успели сцепиться мораль и структура личности...

Если это уже конвенциональная мораль, невозможно вернуть человека назад по лестнице уровней. Невозможно добиться наказаниями и поощрениями правильного поведения у того, кто ориентируется на окружение или авторитеты. Структуры моральных механизмов уже созданы, и единственный шанс изменить что-то - это ЗАМЕНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ морали: дать человеку иную референтную группу, иное окружение, - если он, к счастью, еще не «срастил» содержание своей морали с личностью...

Помните об этом. И не проморгайте :).

Мысли по поводу (используется терминология первоисточника):


1. Неочевидна однозначность деления. Можно одновременно по каким-то вопросам иметь "внутреннюю мораль" (5 - 6 стадия), а по другим - третью, если не первую. 
То есть, получается не однозначно определённое отнесение каждого человека к какому-то уровню, а многомерная карта в каждом случае.

2. Интересно было бы разобраться в "механизмах перехода". Сдаётся мне, что каждый скачок на следующую стадию сопряжён с некоторым внутренним кризисом, и чем больший объём этических связей затрагивает переход, тем сильнее должен быть кризис (и тут ещё вопрос, что причина, а что следствие).

3. В примере с полицейским, надеявшимся на повышение, - тоже непонятно. Если, например, я осуществляю некий проект определённым образом с тем, чтобы добиться повышения оплаты или бОльшего признания, это должно сразу относить меня на второй - третий уровни? Сомнительно. Вполне может быть, что для указанного полицейского это действие вообще не лежало в морально-этической плоскости.

4. Интересно прокрутить в голове энное количество книг / фильмов о перевоспитаниях персонажей Это более чем типовой сюжет - как в "серьёзной" литературе, так и в откровенно развлекательной, от "Таинственного острова" до "Преступления и наказания" со Стругацкими в середине. Практически везде - это воздействия по второй-третьей стадиям (методика поощрения / наказания и замена референтной группы). О перевоспитании на 5-й - 6-й стадиях никто не пишет - там такое "перевоспитание" практически равносильно убийству. Кстати, ещё хороший пример - "Камо Грядеши".
Зато про 5-ю 6-ю стадии хорошо получаются "назидательные" книги (очень условно) про несгибаемых героев ("По ту сторону рассвета" - очень хороший пример, "Молодая гвардия", аниме-манга "Блич" и т.д.). Персонажи статичны по убеждениям, но динамичен окружающий их мир, пробующий их мораль на прочность.

5. Кстати, про "По ту сторону рассвета" (да, одно из любимых произведений, поэтому часто привожу в пример), там хорошо и интересно описан внутренний мир персонажа, находящегося на 6-й стадии, но при этом (по собственным представлениям) не соответствующего своим задранным этическим требованиям. Здесь герой выковывает себя с тем, чтобы дотянуться до поставленной планки - его можно убить, но нельзя заставить свернуть с выбранного пути.

6. Другой очень хороший пример по поведению героя в ситуации конфликта на 5-й - 6-й стадиях - третья серия "Звёздных войн" (хорошо разобрано здесь и здесь - п.3). Да, здесь происходит замена содержимого морального кодекса "высокоуровневого" персонажа, - но через полный и бесповоротный слом, через фактическое перерождение в другую личность.

7. Да, ещё классический сюжет - становление морали (переход из (3, 4) в (5, 6)). Примеры: "Сердце меча" (Чигиринская), "Запах женщины" (спорно), "Walking to remember", тот же "Гарри Поттер" в конце концов,

психология, дети

Previous post Next post
Up