Оппозиция (как системная, так и не системная) старательно говорит о том, что собрать 2 миллиона подписей невозможно.
Вот я и задался целью посчитать, а сложно ли собрать подписи за заданный промежуток времени.
Для начала ремарка: согласно законам о выборах президента РФ, до 2003 года все кандидаты собирали подписи - по 1млн. подписей. И всем, кто хотел это удавалось!! В 2003 году порог был увеличен до 2 млн. На мой взгляд чтобы собрать в 2 раза больше, нужно просто увеличить количество подписчиков в 2 раза. Сложность задачи от этого уже не вырастет.
Ну да оставим этот факт как несущественный. Итак,
считаем:
Допустим, мы собираем подписи в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Таких городов у нас, согласно последней переписи населения, 164 из 78 субъектов федерации.
Допустим мы ставим себе план собрать 2,5 миллиона подписей - с запасом чтобы.
У нас на это есть 21 календарный день. До 24 декабря 2011 года - принятие решения о регистрации или отказе в регистрации уполномоченных лиц партии. По 19 января 2012 года - представление в ЦИК документов для регистрации кандидата (включая подписи избирателей). Минус 2 дня на новогодние праздники, и еще 2 дня на подготовку последних подписей. Итого 21 день.
Набираем по одному подписчику на каждые 5 000 человек населения (эту цифру я вывел обратным счетом, исходя из нагрузки). Общее количество нужных нам подписчиков = 14 043 человека.
Если у кандидата уровень поддержки в обществе 51% (а зачем иначе участвовать в выборах-то???) и каждый второй будет оставлять за канидата подпись, то: один подписчик, делая 4 контакта в час при рабочем дне в 8 часов, соберет всего 178 подписей. Итогое количество подписей будет 2.5 миллиона.
При этом каждй подписчик сделает в общем 698 контактов - то есть охватит 14% из подотчетных ему 5000 человек. Общее число контактов составит 9,8 млн.
При этом два субъекта федерации (Москва и Санкт-Петербург) нам даст более 70 000 подписей - законодательное ограничение на один субъект. Перебор по ним = 443 тысячи подписей. Можно "забить" (все равно больше 2 миллионов), либо перераспределить планы на иные города.
Ключевой вопрос - возможно ли собрать 14 тысяч подписчиков. На мой взгляд можно. В среднем на город нам нужно набрать 85 человек - от 20 до 295 человек в зависимости от города. Задача примерно сравнимая с построением агентской сети. Для сравнения, агентская сеть компании Росгосстрах насчитывает свыше 60 тысяч человек. Во всероссийской переписи населения 2010 года принимало участие свыше 600 тысяч переписчиков.
То же яблоко заявлет, что у них одних наблюдателей гораздо больше. Где-то проскакивала цифа в 70 000 человек. Опять же эта работа оплачиваемая - а в регионах люди зачастую готовы браться за любой приработок - особенно на новогодних праздниках.
Кроме того, я считал потребность в людях в лоб - исходя из простого обхода населения в местах проживания. Можно использовать инструменты увеличения эффективности работы подписчиков. Например, стоять в людных местах (метро, крупный торговый центр), что существенно увеличивает число контактов подписчика с людьми - те самые 698 контактов можно сделать за один день. А если стоять на территории крупного межрагионального транспортного хаба, то мы решаем еще и вопрос регионального разброса подписей, собирая, например, в Москве, подписи людей со всей страны.
Для примера. В 2011 году пассажиропоток Домодедово составил 25,7 млн. человек, то есть свыше 2 млн человек в месяц. При этом, в новогодние прздники поток увеличивается на 30-40%. То есть обставив один аэропорт стояками сбора подписей, мы получаем 2-3 миллиона контактов с одного только аэропорта. Сравните эту цифру с запланированным числом контактов в 9,8 млн. человек.
Насколько я понимаю, именно так и поступал Прохоров.
Другой вопрос, что данный проект организационно очень сложный и дорогой. И начинать заниматься им необходимо задолго до даты начала сбора подписей. Однако, если кандидат в президенты не способен решить такую задачу, то зачем он вообще нужен как президент? Как он будет управлять страной?
При этом участие в избирательной компании - дело заведомо дорогое. Для сравнения, Обама на свою избирательную компанию потратил около 400 млн. долларов. А в целом за выборы 2008 года всеми 27 кандидатами было потрачено 1,3 млрд. долларов.
Какие я из всего этого делаю выводы:
1. Задача вполне выполнима, если кандидат имеет серьезную поддержку в обществе. Хотябы процентов от 20. Если твоя подержка 5-6% - задача невыполнима, таккак слишком мало контактов будет заканчиваться полученим подписи. Но и с такой поддержкой кандидата тратить на его выборы ресурсы налогоплательщиков я лично смысла не вижу. То есть данная норма закона реально действует как фильтр от всяких проходимцев, которые рвутся во власть, не имея реальной поддержки у населения.
2. Такой проект является тестом на профпригодность для кандидата - если он ранее не доказал эту профпригодность, создав общефедеральную партию и проведя ее в парламент. Согласитесь эта задача на порядок сложнее сбора подписей.
3. При поддержке населения на уровне 50% каждый 7й человек должен был пообщаться с подписчиками. При поддерже населения на уровне 10% - 7 человек из 10. Ни я, ни один из моих знакомых не видели подписчиков от партии Яблоко. А должны были видеть почти все. Где спрашивается эта многоуважаемя партия собирала подписи????
Кстати, в 90-е годы я был свидетелем сбора подписей партией Яблоко на какие-то выборы. Этим процессом в университе рулил какой-то близкий к профкому лидер. В течение месяца я реально наблюдал свидетельства этого процесса: нас агитировали сдать подписи, кто-то из студентов сам собирал подписи. А сейчас - тишина!
4. Даже если заплатить подписчику за 20 дней работы 15000 рублей, включая налоги, на одну только оплату их труда нужно было потратить 210 миллионов рублей. Мне интересно, как Яблоко уложилось в 44 милиона рублей???
Впрочем, на последние два вопроса Яблоко может не отвечать. Нам уже ответил ЦИК.
С уважением,