Карелия - край сурового климата, роскошной природы, великолепных памятников деревянного зодчества, а кто-то даже утверждает, ПРАродины всего человечества. И всё это мы увидели своими глазами, пощупали своими руками потоптали своими ногами и даже попробовали на вкус. Кратко о том, что мы видели.
Покрывало ночи медленно сползало с городского пейзажа, машина была загружена и готова к старту. Мы тронулись ровно в половине пятого. Нам предстояло преодолеть чуть больше 1000 километров. По моим подсчетам дорога предстояла не очень сложная: по Ярославке до Вологды (там мы ездили в прошлом году, и дорожное полотно не разочаровало), далее по вологодской трассе до Вытегры и оттуда до Петрозаводска через паромную переправу на Свири. Вологодский губернатор обещал хорошие дороги и даже выполнил свое обещание между Череповцом и Вологдой. И выполнил, надо сказать, с блеском, что давало надежду на то, что Р105 (Вологда - Вытегра) подарит несколько часов поездки с ветерком.
Ярославка оправдала ожидания и мы оказались в Вологде раньше, чем солнце вошло в зенит (а это половина пути). Наше позитивное настроение притормозил вологодский шлагбаум в звании лейтенанта. После взмаха полосатой волшебной палочки мы проехали еще несколько десятков метров, которые служитель свистка и жезла преодолевал неспешно, с наигранным чувством собственного достоинства, ибо он был слишком молод, чтобы приобрести такую грузность естественным путем. После проверки документов прощание лейтенанта было прервано моим вопросом о том, как нам найти трассу Р 105. Лейтенант обрадовался, как курсант увольнению, и стал подробно объяснять куда ехать и когда свернуть. Отзывчивость этого парня, натолкнула на мысль, что открытость и добродушие северян да и просто жителей «не мегаполисов» заставляет прочувствовать свою ущербность от какой-то ожесточенности что ли, равнодушия, закрытости.
Не успело сердце переполниться радостью от качества вологодских дорог, как мы обнаружили, что губернаторская программа «вологодские дороги» заканчивается после съезда с новой развязки на трассу Р105. В некоторых местах трассы пришлось активно работать рулем, чтобы не стать клиентом многочисленных придорожных шиномонтажей.
Надо сказать, что скоростной режим на дороге довольно низкий, а нарушения чреваты. Удачно сев на хвост мазде CX-7 с московскими номерами, мы поехали повеселее. Не успела в голове мелькнуть мысль, что неплохо бы заснять на видео как мы висим на хвосте «спонсора», как воздух разрезал уже знакомый взмах полосатого жезла. Оказалось, что контроль скорости осуществлялся в деревеньки в двухстах метрах позади. Надо сказать, что длина деревушки такова, что её не хватило бы для оттормаживания без создания аварийной ситуации. Другими словами, гаишники выбрали место что называется «со знанием дела». Будучи уверенным, что в такой глуши из контрольно-измерительной аппаратуры инспекторы располагают только острым глазом, чутким слухом и советского производства радарами, первой мой фразой была: «Не моя скорость». Но старлей оказался матерым и парировал: «У меня фото». Подходя к ментовозу в голове пульсировала только одна мысль - какая же скорость. Я помню, что в деревне спидометр отплясывал джагу в районе цифры 120, а это, согласно КОАП, не сулило ничего хорошего. Увидев в верхнем углу фото заветные цифры 109 душа сбросила с себя камень. К слову, водитель мазды - крупный парень лет 35 - как-то потерялся и все кричал, что вокруг не видит поселка, в котором было зафиксировано его нарушение.. ну то есть нашИ нарушениЯ Пока он бегал и кричал, что не видит поселка, к пепелацу гаишников подошел более конструктивный джентельмен и предложил разобраться на месте, но расторопный инспектор уже составил протокольчик. Скрутив протокол и сжав зубы пассажиры мазды понеслись дальше. Оставшись тет-а-тет с экипажем мне не составило труда уговорить стражей закона дать возможность искупить вину на месте. Удивительно, но оказалось, что на месте платить значительно проще - и быстрее, и в половину дешевле, наверно потому, что нал всегда дороже безнала… во-как продвинулись сотрудники ГИБДД в рыночных отношениях.
Чем ближе к ленинградской области, тем дорога становилась хуже и хуже. А под Вытегрой и вовсе перешла в не лучшего качества грунтовку. Местные, конечно, гоняли по ней и 80, но у меня больше 30 не получалось, поэтому дорога до переправы показалась бесконечно долгой. Зато с паромом повезло - будто только нас и ждали. Одним словом, переправа заняла не более 10 минут, хотя попасть именно в эти 10 минут из всего часа (паром ходит ежечасно) было делом поистине ювелирным.
На этом везение закончилось. Дорога после переправы оказалась такой же грунтовой и такой же плохой, только в этот раз джи-пи-эс обещал не менее 160 км этой российской беды. Тоска все больше и больше овладевала мной, ведь на расстояние в 200 км ушло больше времени, чем на большую часть маршрута. Одним словом, категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ ездить по трассе Р-105 без особой нужды или особой off-road подготовки автомобиля.
Грусть, навеянная ужасной дорогой, была немного скрашена прекрасными памятниками деревянного зодчества, которые встретились нам по дороге. Надо сказать, что некоторые церквушки находятся в плачевном состоянии, но работы по их восстановлению уже ведутся. Еще любопытное наблюдение - все, даже отдаленные, деревни «живые». И живут в них не только старики, но и молодежь.
В Петрозаводск мы въехали часов в 9. ЖПС всхлипнул надписью «Петрозаводск» и устрашающе затих. Для поиска нужной нам «Крылова, 6» пришлось прибегнуть к помощи таксистов и местных жителей. Гостиница «Уют» располагается на втором этаже неприглядного вида здания советской постройки. Судя по остаткам надписей на 1-ом этаже когда-то располагалась столовка и, скорее всего, общежитие в остальной части здания.
Несмотря на мрачный вид здания, в гостинице оказалось все очень даже прилично: и номера, и душевые недавно отремонтированы. Как приятный бонус - общая кухня на этаже и видеонаблюдение за парковкой (хотя я не поверил камере и решил раскошелиться на 110 рубликов за ночь и оставил машину на благоустроенной парковке неподалеку).
2 августа, понедельник.
День ВДВ. Этим все сказано.
На это день у нас была запланирована экскурсия на Кижи (именно так, ударение на первом слоге). Много турфирм в и-нете предлагают экскурсии, но ничего страшного в том, что экскурсия не заказана заранее нет, из порта чуть ли не каждые полчаса ходит метеор, который можно оплатить в кассах порта. По нашей просьбе ресепшионист в гостинице заказала нам билеты и такси. За бронь билетов ничего не взяли, видимо потому, что билеты сами не дешевы - по 2000 деревянных с носа, а такси по городу стоит не больше 100 рублей.
Мы располагали временем, поэтому решили доехать только до середины проспекта Ленина, идущего от Вокзала до набережной. Вежливый водитель «бешеной табуретки» высадил нас на неожиданно людной для рабочего дня улице, дальше мы пошли пешком. То тут, то там появлялись тельняшки в синих беретах. Наибольшей концентрации они достигли в районе набережной. Занимались они привычным для тельняшек в беретах делом - разогревом перед основным действом. Хотя сразу отмечу, что вели они себя очень выдержано и миролюбиво.
Мы прибежали к кассам метеора за 5 минут до отправления, поэтому кассирша отправила нас прямо на корабль… без билетов, сославшись на то, что уже не успеет их заполнить. И в самом деле оплатить билеты можно на борту сопровождающей девушке от тур-фирмы (именно фирмы организуют регулярные рейсы на остров).
Загудела турбина, завибрировал корпус судна и мы пошли на взлет. Примерно через час мы уже причаливали к Кижам. Все пассажиры нашего рейса организованной толпой во главе с девушкой от турфирмы дошли до экскурсионного бюро, где нас разбили на несколько более мелких групп. Солнце нещадно палило и на языке вертелись не лицеприятные слова в адрес ресепшионистки, посоветовавшей одеться потеплее. Должен признаться, что памятники зодчества не произвел на меня обещанного туроператорами впечатления. Не знаю уж по какой причине, но благоговейного трепета Кижи во мне не вызвали.
Удалось побывать на песнопении в одном из храмов ансамбля. Впрочем, это удается всем гостям, так как трио послушников исполняет псалмы всякий раз по приходу новой группы туристов. Песнопение заканчивается призывом: «Господи благослови! Всем, кому понравилось наше пение отправляйте смс на короткий номер могут подать…» Прости, Господи, за кощунство, но уж больно сыто-лоснящийся вид был у этой шоу-группы, ну никак не располагал к духовному единению через благодатные молитвы.
Где-то через час наш багаж всяческой информации о Кижах и в целом о русском севере был пополнен настолько же, насколько был истощен багаж прохладительных напитков. Описав круг по острову, мы отправились обратно на корабль. Снова гул турбин, вибрация и сон.
На набережной Петрозаводска нас встречали отряды демобилизовавшихся ВДВшников, что-то распивавших, а после распевавших мелодичную из двух слов божественными сопрано песню «Слава ВДВ»! Между отрядами десантников дефилировали местные девушки в полном боевом раскрасе, пытаясь улучить момент между распИтием и распЕтием, чтобы привлечь внимание бравых парней. Празднования проходили под неусыпным надзором представителей правоохранительных органов, но лично мной инцидентов замечено не было.
3 августа, вторник.
Следующим пунктом нашего путешествия был город Кемь, а точнее поселок Рабочеостровск (в нескольких километрах от Кеми). Именно оттуда осуществляет регулярные рейсы на Соловки теплоход с подозрительным именем Василий КОСЯКОВ.
В это день нам предстояло преодолеть 400 км по Карельским дорогам, поэтому мы запаслись провиантом и терпением. Но к великому удивлению трасса Санкт-Петербург - Мурманск более чем приличного качества и дэпсов почти нет (за весь путь встретилось только 2 экипажа, да и то мы были предупреждены). Да, кстати. Форумы пугают нестандартной ментальностью жителей Карелии - мол, как финны: ездят меделнно о гаишных засадах не предупреждают… Враки, нормальные они, то есть обычные - гоняют и фарят, как везде.
Ремонт идет вблизи Петрозаводска, а потом… тишь да гладь. В планах было посещение Беломорска. В моих представлениях Беломорск должен был быть городом, а Кемь (в лучшем случае) поселком городского типа. На деле все оказалось ровно наоборот. Оказалось, что Беломорск находится в 40 км от трассы, так что мы навернули лишние 80 км…хотя…бешенной собаке… Главная дорога на Беломорск - не размеченная двухполоска без «полосы отчуждения», ну, в общем, такая, как идет от «большой дороги» до вашей дачи. Вообще, «городское шоссе» - визитная карточка города, поэтому смутные сомнения о величине города закрались ко мне, как только мы свернули с трассы. Подозрения подтвердились - небольшие домишки, деревянные бараки, несколько магазинов и закрытое на амбарный замок кафе. Не задерживаясь долее в Беломорске мы помчались обратно на трассу, впереди нас ждала база «Причал», душ и билеты на Соловки. Кстати, дорога на некоторых участках идет вдоль Беломоро-балтийского канала. Мы не могли не воспользоваться возможностью и не пощупать воду легендарной водной артерии.
В рабочеостровск мы приехали уже под вечер, так что у нас было совсем немного времени, чтобы осмотреться. Но мы им умело воспользовались и отыскали место, где Лунгин снимал «Остров».
Декорации к фильму на фоне Белого моря в лучах засыпающего солнца - очень волнующая картина…
4 августа, среда.
Прохладный морской бриз развевал российский триколор над палубой Косякова, которая активно заполнялась разномастной публикой. Теплоход двумя трубами пускал в бирюзу неба клубы черного дыма, видимо подражая капитану и его трубке.
Ровно в 8, тяжело посапывая, Косяков начал набирать ход. Позади оставался материк с его грехами и проблемами, а впереди ждал Великий намоленый Соловецкий остров. Теплоход легко скользил по блестящему, будто изо льда, слою водной глади.
От самого причала и на протяжении всего маршрута корабль сопровождали чайки-попрошайки. Они легко и грациозно парили то над водой, то над палубой, высматривая в больших сумках пассажиров съестное. Попрошайки безбоязненно выхватывали лакомства из протянутых к ним рук пассажиров, чем вызывали неподдельный восторг публики. Более опытные мореплаватели выступали с просьбой не кормить птиц, мотивируя это их «слишком быстрым пищеварением».
Поначалу никто не обратил внимания на эти призывы…. Бомбометание началось минут через 30. Снаряды рвались то справа, то слева, иногда попадая на палубу. На моих глазах семейная пара буквально лишилась своего багажа вследствие прямого попадания. Особую опасность представляли бомбардировщики, барражировавшие над палубой в поисках пищи. С замиранием сердца пассажиры ждали открытия бомболюка. К счастью этого «Конвоя» потерь среди личного состава замечено не было.
Чайки гоготали и бомбили, люди тоже гоготали и снабжали боеприпасами, а Косяков рассекал морскую гладь, идя навстречу сверкающей полосе горизонта. Никогда и нигде в южных морях я не видел, чтобы линия горизонта сияла, как фосфорицидная полоса дорожной разметки, а море было таким спокойным, похожим на залединевшее небо.
Минули 2 часа и на горизонте появились кресты Соловецкого монастыря.
Косяков с чувством собственного достоинства пристал к причалу Бухты благополучия, на которой новых гостей уже ожидали предприимчивые жители острова. На самом краю причала стоял молодой парень лет 25, держа в руках картонную табличку с обгрызанными краями (такие обычно держат дети в переходах или бомжи на Арбате), на которой неумелой детской рукой буквами разной величины сияла надпись помогите чисто на бухло «сдаю жилье». Местные бизнесмены облепили туристов, предлагая всякую «уникально-соловецкую» всячину. Чуть поодаль стояли извозчики возле запряженных газелей и соболей. Чтобы не тратить время на пешую прогулку, тем более мы совсем не представляли ни масштабов поселения, ни нужного направления, мы наняли «таксиста», который со всей честностью заявил, что по поселку - 300 рублей (в Петрозаводске, я напомню, максимум 100), за поселок - 700. Делать было нечего, и мы согласились. Не успел я развалиться в кресле, как сквозь услужливо распахнутую водителем дверь показалась табличка с названием нашей гостиницы (гостиница «Соло», 2400 за двухместный номер с удобствами в блоке и 2600 - удобства в номере, но бронировать лучше заранее).
Ресепшионист не обманул, гостиница и в самом деле оказалась в 5 минутах ходьбы от монастыря. Хотя, справедливости ради, скажу, что весь поселок находится «в 5 минутах».
Одолевал голод, и мы решили перекусить в кафе «Уют», внешний вид которого заметно входит в диссонанс с названием.
На пороге нас встретил неулыбчивый джигит, видимо хозяин. Поели, как и обещал внешний вид кафе и хозяина, дорого и не вкусно, к тому же у горца плохо с памятью и скоростью реакции, хотя он был предупрежден, что мы не располагаем временем. Как в анекдоте: - фишка нашего кафе - черепахи! - Я знаю, вчера одна меня обслуживала. Гостеприимство и качество пищи, вместе с нагловатым поведением мимино мы оценили в 1,00 руб чаевых.
А вот сервис экскурсионного бюро откровенно порадовал. Оператор работает с каждым клиентом отдельно, составляя индивидуальный график на весь период пребывания. Изначально мы планировали посетить Соловки одним днем, но вовремя одумались и решили добавить одну ночевку. По личному опыту скажу, что, на мой взгляд, это оптимальное время пребывания с туристическими целями.
Итак, паренек предложила нам 3 экскурсии: обзорную по монастырю, на Заяцкий остров и «по озерам и каналам». Пожалуй, из оставшихся экскурсий я бы посетил один из скитов (чтобы иметь представлением что же это такое) и рукотворную дамбу (от поселка до нее около 8 км, так что ни пешком, ни на велосипеде, которые можно взять в прокат, мы бы не успели осуществить двадцатикилометровый пробег между экскурсиями).
Стены монастыря поражают: нигде я не видел, чтобы стены были возведены из гигантских валунов. Кирпич выступает в роли связующего материала, им как бы затыкали дыры между каменюками. Ширина стены в основании - 7 метров.
Я так понял, что монахи - люди не разговорчивые - любили камушки поворочать (для тех, кто знает поговорку), так как очень многие объекты построены именно из валунов.
Пребывание в стенах монастыря почему-то не породило во мне ожидаемого духовного подъема. Наверно из-за того, что во времена СЛОНа все святыни были порушены, а ценности и вывезены. К тому же, намоленное место было осквернено мучениями, которым подвергались узники лагеря. Пересказывать экскурсию не стану, лучше все увидеть и услышать самим. Обзорная длится около 3 часов, поэтому ближе к концу экскурсанты были похожи на перепёлок, перелетающих с одного насеста на другой - от лавки к лавке. В целом экскурсия подробная и интересная. Подсказки тем, кто пойдет на эту экскурсию. На вопрос «что это за помещение?», правильный ответ - печь. А на вопрос «Сколько лет прожил гетман Канишевский в заключении?» Смело отвечайте 25.
После окончания экскурсии было немного свободного времени, а затем предстояла поездка на Заяцкий остров (если не ошибаюсь, то ежедневно в 18-00).
Очередная морская прогулка, те же чайки - попрошайки, те же непередаваемые красоты ледяного моря.
Заяцкий стал для меня самым ярким моментом всей поездки. Нетронутая природа, окруженная идеально ровной гладью Белого моря не могут не произвести впечатление.
Побывав там, я понимаю зачем древние преодолевали 60 км по морю и почему именно здесь строили свои лабиринты и курганы. Опять же не буду останавливаться на рассказе о лабиринтах, это надо увидеть и прочувствовать самому.
Все-таки камни энергетически заряжены, а на острове их огромное множество. Наверно поэтому сочетание камней, скупой северных растений и бесконечной водной глади производят неизгладимое впечатление! Видимо неспроста экскурсии сюда устраивают под вечер, когда, перевалив зенит, солнышко постепенно тонет в морской пучине. Угасающий день на острове среди Белого моря, на котором совершенно точно были такие же люди, только на 4000 лет раньше, и прекрасная в своей суровости северная природа волнуют и будоражат сознание!
На острове, помимо лабиринтов, располагается церковь Андрея Первозванного, возведенная из часовни по приказу Петра I. По легенде, именно здесь Петр впервые поднял Андреевский флаг.
В общем, остров однозначно стоит того, чтобы его посетить. Большой минус - совсем нет свободного времени и экскурсантов никуда не отпускают без присмотра руководителя группы. Объясняют это борьбой за сохранность уникальной флоры.
Вечером мы решили изведать расхваленную работницей экскурсионного бюро столовку в районе палаточного лагеря. Этот трактир представляет собой небольшую хижину с террасой совершенно походной наружности. Зайдя в домик (он, кстати, является кухней, а «прием пищи осуществляется на примыкающей территории, защищенной от дождя, снега и других неблагоприятных погодных явлений посредством организации навеса») я увидел бородатого мужичка, шабашащего по кухне. Лаконичный вопрос: «А можно у вас покушать?» и шикарный ответ: «Извините, но УЖЕ ВСЁ ПОКУШАЛИ!»
5 августа, четверг
Первой и единственной экскурсией на этот день было путешествие по озерам и каналам Большого соловецкого острова. Чтобы было понятнее: на Острове нет грунтовых вод, поэтому братии было необходимо наладить постоянное водоснабжение монастыря. Для этого им предстояло объединить озера в единую водную цепь для чего они и прокопали вышеназванные каналы. Хотя «канал» - это громко сказано, ведь в среднем такая артерия не более 2-3 метров вширь, менее метра в глубину и длинной до нескольких десятков метров. Кстати, я уже говорил, что монахи любили поворочать камушки, так вот, все каналы выложены булыжничками.
Не поддаваясь тенденции восхищаться абсолютно всем в поездке, скажу со всей прямотой - красивые канала, красивые озера, а где они не красивые? Наш экскурсовод, матёрый походник, провел нас до лодочной станции, попутно рассказав о природе и особенностях местности. Главный сюрприз ждал нас у воды. Оказалось, что всю группу рассаживают в лодки по 5 человек и настойчиво предлагают ГРЕСТИ!!! Изнеженные экскурсионным, а не туристическим отдыхом мы мужественно восприняли эту информацию и сели на весла. Венцом поездки стало купание. Удивительно, но вода была совсем не холодной (градусов 20, не меньше), но при этом обжигала холодом и грела одновременно, будто прорубь… загадка! как и многое и островах!
Вообще, на Соловках осталось для меня много тайн и загадок. Наверно по-другому и быть не могло, ведь узнать и понять Соловки за 2 дня - непосильная задача.
В 17-00 на пристани нас ждал Вася Косяков, распухший от набившегося в него народа. Еще один феномен Соловков - разномастная публика. Сюда приезжают и состоятельные дяди с большими кошельками, и нищие старцы в ветхих штормовках; и пышащие свежестью походники, и такие любители поглазеть на красоты Родины, как мы.
В этом плавании все было почти, как в прошлый раз: Косяков скользил, чайки бомбили, публика восторгалась, только вот в прошлый раз всё ещё только предстояло, а теперь было позади. Туда мы шли утром, когда день только начинается и сулит много интересного и приятного, а возвращались на закате…символично.
Закинув вещи в номер все в том же «Причале», мы пошли совершить то, о чем давно думали и к чему готовились - окунаться в Белом море. В это время года вода обычно теплая, но в этом, ввиду аномально жаркого лета, была совсем горячая - 8 градусов. Вечерами случаются сильные отливы, поэтому отступившее море оголило прибрежные валуны, которые сильно облегчили путь до проруби воды. Вообще, Белое море отличается мелководностью у берегов. Чтобы добраться до более-менее приемлемой глубины, мытарям-купальщкам приходится идти в зябкой водичке по несколько десятков метров. Нам повезло, и в бухте глубина была приличной - по грудь. Надо сказать, что, несмотря на температуру воды, купание принесло массу удовольствия. Незабываемые ощущения - закат и гладь северного моря под ногами.
6 августа, пятница.
В 11 утра короткий взгляд на море, прощальный взмах рукой и мы уже мчимся обратно в Петрозаводск. Не доезжая 70 км, мы свернули на самый крупный равнинный водопад Кивач. Скажу сразу, что если бы не этот излом земной коры, река была бы самой-самой обыкновенной!
Организованную стоянку заполонили автобусы с туристами, которые как ягоды из лукошка, рассыпались по близлежащей территории: видовые площадки водопада, музей природы, дендрарий, сувенирный палатки и кафешки были забиты любопытствующим людом. Двое чудаков, завидев воду, на ходу сбросили одежду и, не задерживаясь на глупости вроде рассказов экскурсовода, погрузили телеса в бурлящий поток.
Мы дождались пока экскурсоводы соберут ягоды в лукошко туристов в автобусы, и двинулись к водопаду. Роскошное зрелище, особенно когда в объектив не попадают лысые макушки или «ладони, держащие солнце».
В этот вечер мы наблюдали потрясающе красивый закат - солнечный круг был гигантских, по нашим - центрально российским - меркам. Огромный раскаленный диск неспешно опускался за петрозаводские крыши. К сожалению, сфотографировать возможности не представилось.
По итогам: неделя путешествия, 3000 км за спиной и масса…массища впечатлений!!!