Старообрядчество, как феномен русской культуры

Sep 25, 2011 19:21



         Сегодня посетил сие мероприятие, не зря потратил время, хотя смотрелище это, конечно не для всех. Если вас интересует история родного края, то там есть о чём посмотреть и на что послушать.

         Выставка разместилась в фойе второго этажа правой башни Челябинского областного краеведческого музея. На большом экране, установленном тут же, транслируется качественно сделанный фильм, повествующий об истории раскольничества на Руси. Фильм повторяется, поэтому начинать смотреть можно практически с любого места.

Довольно любопытно оказалось то обстоятельство, что, не смотря на непрестанные гонения со времен Никоновского раскола, к концу XIX века старообрядческие общины обладали довольно значительными капиталами. Это позволило таким выходцам из среды старообрядцев, как Савва Морозов и подобные ему, довольно быстро создать крупные, по тем временам, ткацкие и металлургические производства, оснастить их по последнему слову техники. Так до 60% всех частных капиталовложений в экономику страны в тот период было сделано из фондов староверских общин, численность которых к тому времени едва составляла 3% от численности населения Российской Империи. Забавно, что тот же Крупп поставил Савве Морозову современного ткацкого оборудования на десятки тысяч имперских рублей, в кредит на веру. В фильме к этому дано такое весьма интересное пояснение: дескать, слову старообрядцев верили даже за рубежом, они были настолько суровы, что пустословие в их заслугах не числилось. Довольно ёмко отражены все тяготы и лишения, с которыми регулярно сталкивались «хранители древнего благочестия».

Вполне ожидаемо оказалось и то, что новые промышленники довольно скоро позабыли, кому они обязаны своими капиталами, что в свою очередь довольно резко привело к замедлению темпов роста. Видимо, в человеческой природе заложено: присваивать себе, то чем дано, на время, распоряжаться.

Осмотр экспозиции так же оставил приятное впечатление, однако же, некоторые недочёты всё же обнаружились.

Так, например, на одном из стендов дано краткое описание, в чем конкретно у людей возникли разногласия, приведшие к расколу. Довольно четко прописано и даже нарисовано, какие элементы ритуала взаимно отличаются. На целовальном кресте, да и вообще на крестах у старообрядцев в табличке над головой распятого Христа написано IC ХС, а чуть выше под ангелами значится «Царь Славы», а на крестах по новым обрядам вместо IC ХС, значится IН ЦИ - Иисус Назарейский - Царь Иудейский. И тут же в качестве экспоната, образца старообрядческого меднолитого искусства лежит крест, выполненный в соответствии с новыми обрядами.

Другой стенд описывает отличия икон нового образца от икон старого образца. Одним из ключевых моментов является слегка углубленный центр иконы, в тоже время икона «Голова Иоана Предтечи» выполнена явно с нарушениями древлеправославного канона.

Я не специалист в области религиозного искусствоведения, и эти обстоятельства даже как-то позабавили.

Никон, что учинил корректировку ритуала, на поверку оказался обычным козлом… отпущения и после того, как непопулярные решения были приняты, утверждены на очередном соборе, его скоренько устранили от бразд правления. Таких деятелей там было три: один из них Никон, второй протопоп Аввакум, ну и ещё один товарищ, который в веках себя никак более не проявил. Кружок этих церковных деятелей решал изначально вполне актуальную проблему: устранение накопившихся за столетия ошибок в богослужебной литературе. Причины этих ошибок вполне понятны: переписывали книги сугубо от руки, нам сегодня это трудно понять и, тем более, ощутить, сколь тяжек был этот труд. В общем, отсебятины всякой там накопилось много и проблема назрела. Аввакум стоял за исправление книг в соответствии с наиболее древними известными на тот момент источниками. Никон за исправление книг в соответствии с современными переводами греческих книг. Тенденция на европеизацию нашего государства набирала обороты, и власти в этом сугубо научном диспуте поддержали и профинансировали проект Никона. Никон был избран патриархом в обмен на обещание, во всём слушаться государя Алексея Михайловича. Что по понятным причинам вызвало резкое неприятие как со стороны коллег по цеху, так и со стороны простого люда. Возможно одной из главных причин всесторонней поддержки Никона, стала попытка устранить от власти тех бояр, что выбрали на должность царя - товарища Романова. Генеральная линия партии разошлась с мнением очень и очень многих, что породило весьма значительные перемещения народонаселения в пределах страны. Протопоп Аввакум после 14 лет заточения сгорел, превратившись в символ борьбы с новым уставом. Соловецкий монастырь - оплот древлеправославной культуры, был осажден, разрушен и стал местом заключения неугодных граждан.


Большие книги, написанные вручную, поражают. Они похожи на детскую Азбуку, и очень похоже, что долгое время выполняли ту же задачу, что и азбука в наше время, но в масштабах целого народа. Человек осваивал символическое пространство языка. С этой позиции становится понятна непреходящая ценность книг и слова написанного, по сравнению со словом устным. Устное слово живое, но для наших предшественников и слово написанное было живым, ибо в написание слова вкладывалось порой даже больше физического труда, чем в рукоделия всяческие и, уж тем более, в процесс устного вольного пересказа преданий старины глубокой. Писание требовало глубокой сосредоточенности мысли, чувств, отточенности движений. Подготовка расходных материалов занимала довольно длительное время. Лишь сравнительно недавно писание текстов стало общедоступным достоянием, перешло из разряда искусства в разряд обыденных вещей, которыми мы пользуемся ежедневно, что не замедлило сказаться на качестве и количестве написанного. А уж совсем недавно у нас появилась возможность практически неограниченно тиражировать одну и ту же мысль, на твёрдых и виртуальных носителях.

Оказывается восьмеричный крест - есть модель мира. Мне как-то такое никогда в голову не приходило. Модель мира православного человека. Старообрядцы были людьми предметно-конкретного образа мысли, поэтому в верхней части креста кроме изображения ангелов и Нерукотворного Образа никаких других образов не имелось, поскольку считалось, что Дух Святой нашему взору не виден, а посему и зримых форм не имеет, изображать нечего. На кресте по новому порядку Дух Святой имеет образ голубя сизого, изображенного в навершии креста под Нерукотворным Образом.

По правую руку Христа изображено Солнце, по левую Луна, что, видимо, символизирует ход времени, и отсылает нас к дохристианским традициям. Сам человек словно бы распят, растянут между небесами и землей. Судя по накренившейся перекладине для ног, стоит он на земле весьма не прочно, а сама эта перекладина есть мерило его греховности, наклоняется то в одну, то в другую сторону. В основании лежит череп Адама, что указывает на происхождение человека из праха земного. Этот крест соединяет в себе глубокое противостояние между вечным и тленным, между светом и тьмой. Отражает трагедию человека, осознавшего себя отделенным от окружающего мира, и служит постоянным напоминанием об этом.

Для меня в этой небольшой экспозиции раскрылась отчаянная борьба человеческого разума за свое существование, за те крупицы абстрактного знания, которые воспринимались как свет. Это процесс рождения Логоса современного мира из мифологического сознания наших предшественников, то за что они каждым своим шагом боролись. Этот процесс требовал колоссальных усилий со стороны всех участников движения, а потому сопровождался добровольными самоограничениями, отказом от всего того, что препятствует развитию абстрактного мышления. Под категорию нежелательного попадали всяческие телесные удовольствия и излишества.

Что хочется сказать в заключение: сегодня существует немало гонений на тему православия и христианства в целом, со всех сторон понастроенных баррикад. Кто-то считает, что оно себя изжило. Кто-то наоборот видит за этим будущее. Кто-то считает, что религии христианского толка убивают всё живое в человеке из-за аскез. Кто-то наоборот. Кому-то не нравятся модели мироздания, которые положены в основу догматов веры, поскольку они существенно искажают восприятие реальности. Кто-то считает их единственно верными. Я не знаю, как правильно. Одно я могу сказать точно: эти люди прошлого вызывают у меня чувство глубокого уважения, за то, как и ради чего они жили.

Хорошая подборка материалов по теме: http://forum.optina.ru/topic/1103/

Очень рекомендую посетить эту выставку, благо время ещё есть, она продолжит свою работу до 30 сентября. Информацию об экспозиции и кое-какие фотографи можно увидеть тут: http://www.chelmuseum.ru/index.php?gl_page=527.

Там же, но на первом этаже, в большом выставочном зале, выставлены работы Валентина Гонсалеса и Натальи Силиной в рамках выставки «Астурийские этюды. Одновременная реальность» весьма необычное зрелище.

жизнь, Выставки, ситуация в стране, человек, социум, политика, люди, философия, изучение мира, образование

Previous post Next post
Up