Мечта сделать математику понятной

Apr 07, 2015 19:15

Сколько учеников приходит на урок математики в обычной школе? Наверное, редко их общее число превышает полтысячи в год. Уроки Андрея Андреевича Андреева «посещает» больше полумиллиона школьников каждый месяц. Это масштаб образования для целой страны - десять уроков в день. Уроки математики для 5 и 6 классов записываются на видео и выкладываются на YouTube.


«Студия», в которой начинались занятия, первоначально выглядела просто - застеклённый балкон, кресло, камера на штативе и пакет яблок. Первые девять месяцев запись уроков не приносила почти ничего, сегодня Андрей может вообще не заниматься ничем, кроме создания новых роликов - партнёрские отношения с YouTube дают достаточно средств.
Начавшись с узкого круга тем - разбора задач только для пятых и шестых классов популярного учебника Виленкина - «настольный образовательный проект» сегодня расширился и стал охватывать весь курс школьной математики и алгебры с 5 класса включительно.

Чем же зацепил репетитор из Бердска Новосибирской области школьников?
Прежде всего тем, что в видеоуроках первоначально используется давно завоевавший популярность формат «решебника» - разбираются те задачи, которые даются в школьном курсе. Но при этом не даётся готовое решение, которое можно списать, а разбирается логика, метод поиска ответа.

Первые полтора года проект жил исключительно в таком формате. Со временем Андрей понял, что прорешать с записью на видео все задачи для всех классов всех учебников, применяемых сегодня в школах России, невозможно. Да это и не имеет смысла с педагогической точки зрения, ведь задача репетитора - не передать ученику все решения всех задач, а научить находить решения любой задачи.

Сайт vsevse.ru, бывший сборником готовых решений, сейчас существует вместе с новым проектом, 3na5.ru. На нём вместо решения конкретной задачи объясняется какая-либо тема для каждого из классов. В роликах один пример разбирается подробно, второй даётся для самостоятельного решения и сверки с «образцом» решения. Девиз сайта - «по пять-десять минут занятий ежедневно, и «хорошо» по математике обеспечено».

«Мне нужно сложение дробей с разными знаменателями», «Как вычитать логарифмы с разными основаниями?» - пишут Андрею в комментариях. И следующий урок делается на предложенную тему. Такой, как это сейчас модно, интерактивный подход - наилучшее решение для нашей динамичной эпохи. Вместо того, чтобы рассказывать всё подряд, в первую очередь даются наиболее востребованные темы, это не даёт интересу к учёбе угаснуть.

Более того, Андрей поощряет и изучение материала «наперёд», обгоняя школьный курс. Он считает, что это тоже работает на мотивацию, повышая самооценку учеников, становящихся «экспертами» в теме, которую учитель ещё не успел объяснить.
Но полного отказа от формата решебника тоже не происходит - по присланным предложениям на решение от учеников подыскивается похожая задача с аналогичным методом решения. Это позволяет, с одной стороны, сохранить формат «образования по запросу», а с другой - обеспечить дидактичность.

Андрей считает основой своего успеха в том числе и недостаточный профессионализм школьных учителей: «Зарплата у учителя очень маленькая. В школу идут работать те, кому больше некуда пойти. В большинстве школ с учителями очень большая проблема и никто не может её решить».

Идея преподавать именно математику не была случайной - за плечами выпускника факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ более 8 лет занятия репетиторством (с 1 курса института), год работы школьным учителем. Не будучи круглым отличником в школьные годы, он, тем не менее, успешно выступал на олимпиадах. Несмотря на отсутствие педагогического образования, Андреев умеет найти подход к ученикам.

- Есть много профессиональных учителей, которые будут учить лучше меня, но они не понимают интернет. А есть много профи из интернета, которые не понимают ничего в образовании. Моя идея была в том, что я хорошо разбираюсь в обоих областях - говорит он.

Андреев выступает для школьников своего рода старшим братом, способным понятным для них языком в привычной среде - интернете - объяснить решение самой сложной задачи. На каждый вопрос, задаваемый учениками в комментариях, «интернет-репетитор» он находит ответ. Андрей старается соответствовать увеличивающейся аудитории: берёт уроки ораторского мастерства, следит за имиджем, борется со своей вечной проблемой - почерком.

Идея проводить уроки именно в таком формате родилась, когда достаточно успешный репетитор задумался об эффективности обучения. Потратив час своего времени на отдельного ученика, можно научить чему-то только его одного. То же время, израсходованное на запись ролика, принесёт тысячекратную пользу, ведь этот «интернет-урок» смогут посмотреть школьники по всей стране. По мнению Андрея, важно обеспечить ученика поддержкой начиная с пятого класса, ведь большинство проблем с математикой начинается именно здесь.

Сейчас Андреев видит «границу» школьного образования, его ограничения. По его словам, традиционная школа вряд ли останется прежней, скорее всего, она как-то изменится в сторону онлайн-обучения. Какой смысл проводить столько времени в школе, если дома всё равно приходится проходить материал заново? Лучше потратить его на какие-то факультативные кружки, например, спортивные. Именно к этому - не ограничивать своё обучение только школьными стенами - и призывает в своих видео Андрей. Он сам прошёл долгий путь поиска подходящего увлечения и сейчас занимается карате.

История найдена благодаря Анне Бураковой.
Материал подготовил Дмитрий Тесленко.
Спасибо!

Россия, задача, обучение, школа, образование, мечта

Previous post Next post
Up