Илья Ядигерович Бозо - челюстно-лицевой хирург, научный сотрудник Института Стволовых Клеток Человека (ген. директор - А.А. Исаев), аспирант кафедры челюстно-лицевой хирургии МГМСУ им. А.И. Евдокимова (зав. кафедрой - заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н. А.Ю. Дробышев). Уже более 5 лет основным направлением его научных исследований является разработка инновационных тканеинженерных и ген-активированных материалов, предназначенных для лечения пациентов с дефектами костей скелета. Им в соавторстве со специалистами указанных научных коллективов опубликовано уже более 100 научных работ.
Сегодня Илья рассказывает о том, как он шёл к осуществлению своей мечты - стать хирургом.
Сейчас уже сложно вспомнить, когда впервые у меня появилась мечта. Наверное, в тот самый миг, когда мама, с лёгкой улыбкой встречавшая мои вопросы из разряда «а что это такое, а почему?..», предложила доступное и понятное объяснение этому термину. Не буду говорить, что в свои юные три-четыре года я полностью осознал и проникся их смыслом, принципиальным значением «мечты» для человека, только начавшего познавать мир. Я также не помню, что было моей самой первой мечтой… хотя уверен, что вряд ли нечто большее, чем какая-нибудь игрушка. Может быть, тот тяжеленный зелёный танк, стрелявший пластиковыми снарядами, который я периодически носил с собой в детский сад. Ноша была тяжелая, дорога к садику пролегала в гору, а мама отказывалась нести его за меня. Но это был мой выбор. Достижение мечты - всегда трудный процесс, но, как показала практика, владение достигнутым тоже может оказаться делом нелёгким :).
Кто сказал, что мечта должна быть одна? Ещё в садике, помимо многих, давно забытых и несущественных, у меня появилась более серьёзная мечта, в итоге определившая мою дальнейшую жизнь. Я хотел стать хирургом. Наверное, в каждой нормальной семье приходит время, когда любящие родители задают вопрос своему ребенку: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Мне тогда было четыре, и таким был мой ответ. Не знаю, с чего вдруг я решил стать именно хирургом. Не знаю даже, понимал ли на тот момент, что это значит. Но мечта есть мечта.
Долгое время, вплоть до старших классов школы, расположенной в городке с населением в 10 тыс. человек, это было просто мечтой - безотчётным желанием, не подкрепленным планом его достижения. Но одно лишь принятие такой мечты наложило на всё свой отпечаток: несмотря на то, что мне легко давались все школьные предметы, действительно нравились только естественные науки. Вплоть до старших классов хирургия была просто мечтой, не целью. Поэтому предметно в эту специальность я вникнуть не пытался. Хотя удавалось достать бабушкины справочники по фельдшерскому делу, по амбулаторной хирургии - старые, советские, с пожелтевшими страницами и ржавыми разводами... но я там мало, что понимал... в основном рассматривал чёрно-белые картинки. И вот в 11-м классе пришло время выбирать будущую профессию: так мечта стала целью. На мой взгляд, эти понятия отличаются, хоть и являются разными сторонами одной медали. Не зря же говорят, что «мечты сбываются», а «целей достигают». В первом есть какой-то пассивный компонент, ожидание чуда, второе же требует выбора методов и средств выполнения спланированных действий.
К сожалению, скромный семейный бюджет не позволял мне рассчитывать на поступление в гражданский медицинский ВУЗ, даже если бы я не упустил в последний момент школьную золотую медаль и поступил «на бюджет». Поэтому выбор пал на Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова - единственный в своем роде ВУЗ в стране. Поступив в Академию, каждый курсант по достижении 18 лет обязан заключить контракт на военную службу в ходе обучения и еще на 5 лет после выпуска: прекрасный вариант для стремящихся посвятить себя службе в Армии и разумная цена для тех, кому важнее - просто стать врачом. Учитывая более чем двухвековую историю Академии, её уникальность, высочайший авторитет и уровень обучения, поступление не могло быть легким делом. Это был очевидный факт. И он стал ещё более очевидным после дня открытых дверей, на который меня привезла мама. Если до того я «просто хотел поступить», то после - страстно этого желал. Мечта, цель, стала в определённой степени навязчивой идеей.
В этот же день мама купила 2 учебника - по биологии и химии, - содержащих всю информацию, необходимую для исчерпывающего ответа на вопросы вступительных экзаменов. Книги эти были не из тонких… Я выучил их от корки до корки. Это был единственный путь для достижения моей цели, поэтому изо дня в день на протяжении трёх месяцев я приходил из школы, обедал и садился учить текст в объёме заранее рассчитанного количества страниц в день. Параллельно посещал дополнительные занятия по русскому языку, бегал и подтягивался (физическая культура - четвертый экзамен). Каждое воскресенье я почти дословно пересказывал маме всё, что удавалось выучить за предыдущие 6 дней, она терпеливо слушала и проверяла. Самое странное, что мне всё это нравилось. Мне нравился распорядок дня, который я сам себе придумал, нравилось чувствовать, что всё идет по плану.
Через 2,5 месяца мама вновь отвезла меня в Академию на пробное тестирование. Результаты были хорошие (4, 4, 5), но не достаточные. Вернувшись, я с удвоенными усилиями закончил подготовку. В итоге, за полмесяца до вызова на вступительные испытания я мог процитировать любой фрагмент текста обоих учебников с указанием страницы, на которой он напечатан. Да, за то можно назвать меня «ботаником» :).
Ожидание вызова, наверное, больше всего потрепало мне нервы, потому что решение этой части «уравнения» от меня не зависело. И вот в конце июня вызов всё-таки пришел: предписано было явиться в Красное село 7 июля 2005 года - ровно через месяц после моего дня рождения. Я не верю в приметы и знаки, точнее, верю только в положительные, к категории которых и отнесу эту дату :).
Не стану описывать период поступления в Академию, трудности обучения и прочее, тем более что подобные истории уже легли в основу книг, прекрасно и детально описывающих эти периоды (например, «Наследники Пирогова»). Я поступил, приложил все силы, чтобы стать хорошим врачом, закончил с золотой медалью и дипломом с отличием. Однако не думаю, что это стало бы возможным без друзей со сходными целями и Учителя, которого я обрел в стенах Alma Mater. Именно Роман Вадимович Деев, будучи начальником курса, приобщил меня к научной деятельности и своевременно объяснил, что одним лишь «перебиранием пыли с учебников» не ограничивается процесс становления врача. Я уважаю его за целеустремленность, твёрдость убеждений, умение мыслить критически, нетривиально и видеть более широкие горизонты. Я благодарен ему за бескорыстную, но не лишенную практичности помощь в достижении моей цели.
Военно-медицинскую академию я оканчивал в 2011 году - это было время нашумевших реформ по «оптимизации облика Вооружённых сил». Так что я вновь встал перед выбором: стать хирургом по первичной специализации и на несколько лет отправиться служить в Войска на должность, на 90% отличную от клинической, либо уйти из Армии (реформа только приветствовала расторжение контракта по собственному желанию) и, не теряя времени, стать челюстно-лицевым хирургом. На первый взгляд, оба пути были хороши, но второй в большей степени соответствовал моей мечте, возникшей в юные 4 года и позже переосмысленной в цель. Выбор был очевиден, хотя золотая медаль несколько осложнила процесс увольнения из ВС РФ.
Важно, что именно мой Учитель и его действия сформировали для меня второй путь и привели туда, где я сейчас. Вторым моим Учителем стал заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии, обладавший высочайшим профессионализмом и незаурядными человеческими качествами. Он помог мне приобрести фундаментальные знания, навыки и умения, необходимые челюстно-лицевому хирургу.
Могу ли я утверждать, что стал челюстно-лицевым хирургом исключительно благодаря своим усилиям? Конечно же, нет. Мне помогли. Помогла мама, мои Учителя, поддержка моей будущей жены, друзей и коллег. Однако, именно плоды моего труда, приверженность цели, длинная вереница спланированных и реализованных шагов привели меня к этим людям и в итоге - к достижению цели.
Сейчас, работая по специальности в передовом медицинском учреждении - Федеральном Медицинском Биофизическом Центре им. А.И. Бурназяна, я начинаю задумываться, а действительно ли моя мечта сбылась? И что считать критерием достижения поставленной мною цели? Получение сертификата с нужной надписью? Начало клинической практики, лечение пациентов? Или твердую уверенность в том, что я «умею всё» в рамках выбранной специальности? Первое и второе достигнуто, а вот третье - вряд ли возможно. Но я приложу максимум усилий :).
Автор и герой истории - Илья Бозо.
Материал подготовлен Екатериной Федотовой. Спасибо!