«Если дети не идут в книжный магазин, пускай магазин приедет к ним, - говорит Анна Тихомирова, создатель магазина на колесах «Бампер». - Книги - важный ресурс развития личности, которым многие разучились пользоваться». Встреча с хорошей книгой способна изменить жизнь. Особенно если случается вовремя. И магазин-автобус «Бампер» дает шанс такой встречи. Он паркуется в школьных дворах и на городских площадях не только в Москве, но и во многих городах России. Внутри - разноцветные полки и ящики, яркий диван и, разумеется, лучшие книги для детей и подростков. «Главный принцип подбора - все книжки созданы с любовью и уважением к детям. Автор искренне делится мыслями, а не советует или манипулирует».
Все начиналось в 2010 году со старого автобуса. Старого, но тогда еще очень крепкого и очень, очень красивого. Вместо сидений - разноцветные книжные полки и ящики с книгами. Места в автобусе не очень много, да это и не плохо - все равно мы отбираем только самые лучше, самые важные, самые красивые и интересные книги.
Теперь у нас есть второй автобус, точнее микроавтобус. Он у нас появился благодаря фонду PSA Peugeot Citroën. Мы его ласково зовем Бампер-Джампер (потому что так называется эта модель Ситроена), а его официальное его имя - БАМПЕР Junior. Оформил его хорошо знакомый всем нам по большому Бамперу и нашему сайту художник Тимофей Яржомбек. Нам его подарили для того, чтобы мы могли ездить по школам, детским домам и больницам, возить книжки и писателей. Что мы и делаем с радостью. Книжек в нем помещается немного, но зато самые лучшие из самых лучших.
Проект «Бампер» - это детский книжный магазин и детский книжный клуб. В Бампер можно прийти купить книгу, почитать книгу, поговорить про книгу, повстречаться с автором книги, а также поиграть, сочинить свою собственную и нарисовать к ней иллюстрации…
Тихомирова Анна, автор идеи и создатель детского книжного автобуса «Бампер» закончила факультет психологии МГУ, 20 лет работала как психолог и руководитель социальных проектов в сфере помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Мама 3х дочек. Вот что она сама рассказывает о своей сбывшейся мечте:
Спустя 4 года работы, нельзя сказать, что проект стал коммерчески успешен, важнее, что он коммерчески не убыточен. «Бампер» живет на самоокупаемости: сотрудники получают зарплату, на прибыль мы реализуем социальные инициативы, но мы не зарабатываем деньги проектом, нет такой цели.
Для меня основная цель «Бампера» - делиться тем, что мне интересно: книги полезны, важны, и я хочу делиться этим с другими, мне очень хочется, чтобы книги и чтение стали интересны бОльшему количеству людей. Я когда ушла в декрет из «Перекрестка», когда была беременна третьим ребенком, вообще не хотела ничем больше заниматься, хотела дома сидеть, быть просто мамой. Но выяснилось, что я все равно так не могу, мне важно чем-то заниматься, чем-то увлекаться. Еще важно то, что этот проект «Бампер» я придумала вместе с моими детьми, с моими старшими дочерьми. Мы вместе смотрели фильм «Вам письмо», и появилась идея, стали вместе обсуждать, вместе рисовали первые рисунки магазина. Для меня в проекте «Бампер» много семейного. Мои старшие дочери много помогают мне в автобусе, я им рассказываю, чем я занимаюсь, им это понятно и близко, они участвуют в наших мероприятиях. Например, ежегодно весной мы проводим «Передвижной детский книжный фестиваль» во время библио-ночи в разных городах. Задача фестиваля - чтобы дети из региональных городов увидели какое-то масштабное высокоуровневое в плане содержания мероприятие. Мы организуем фестиваль так, чтобы привезти в регионы звездный состав издательств и писателей, художников, ученых, музыкантов, чтобы вдохновить регион, детей на создание традиций. Мы составляем программу, совместно с региональными партнерами, ищем спонсоров. И обязательно берем своих детей тоже, потому что программа действительно очень интересная. В этом году фестиваль проходил в Воронеже, я показывала дочерям программу, обсуждала ее с ними, я брала их с собой, они помогали, участвовали.
Вообще у нас много разных программ для детей, которые проходят в автобусе. Это встреча с писателями, чтение вслух, мастер-классы, обсуждения. И еще сама по себе продажа книги иногда превращается у нас в психологическое консультирование. Зачастую у меня разговор с мамой про книгу переходит в полноценную консультацию, мы обсуждаем ситуацию и то, что делать с ребенком и какая книга может помочь пережить ребенку определенную семейную проблему, например.
Об организации пространства в автобусе. Что касается самих книг, изначально мы хотели делить их по смыслу: например, книжки под настроение: грустные, для задумчивого чтения, веселые истории, или, например, полка про крокодилов. Но в работе это неудобно, книга может быть про разное, мы хотели раскладывать по разным полкам, но в работе, в учете, это очень неудобно, поэтому мы вернулись к простой возрастной классификации. Но иногда мы делаем какие-то тематические полки все равно: например, полка книг про мышей, полка книг зеленого цвета. Основное, что отличает пространство нашего автобуса, - это зона, где проходят занятия с детьми, это совместное чтение, встречи с писателями и издательствами, мастер-классы и тд.
Еще мы собираем книги для детских домов и передаем их. Хотя чтобы была отдача в детском доме, надо ездить в один и тот же детский дом раз в месяц, потому что книги там никто с детьми не читает. Все растворяется в этой серой неповоротливой системе. А мы приезжаем через полгода и не можем даже найти те книги, которые мы привозили в прошлый раз. Такая же ситуация и с нашей работой в «Перекрестке»: тренинги, которые мы проводили, меняли ситуацию лишь ненадолго, потом система возвращала все опять, система затягивает, для больших перемен нужны изменения в системе.
При этом я стараюсь минимизировать столкновение с государством. Но, так или иначе, оно есть. Во-первых, формально мы не можем работать на улицах Москвы, для этого нам нужно специальное разрешение, которое выдается только на конкретную территорию, точку и чтобы его получить, нужно провести месяц в согласовании. Поэтому мы работаем только на чьей-то территории: парка, школы, детского центра и т.д.
Так сложилось, что у нас нет продавцов, все, кто у нас работает в магазине - это члены команды, которые книги отбирают, которым интересна детская литература, которые в ней разбираются.
Сейчас у нас в команде девять человек, она была собрана постепенно. И каждый уникален. Например, наш водитель: он у нас один, он знает, куда и как заехать, потому что у нас все-таки большой автобус, при этом он может и книжки продавать, и консультацию по ним давать, лучше других знает, где что лежит, он работает и на кассе у нас, единственный, кто знает, что как правильно вбить в компьютер. Он читающий, много читает. То есть нельзя сказать, что в команде у каждого своя узкая функция, это команда единомышленников. Такой проект не может жить просто бизнес-задачей, это просто не работает у нас. В рамках социального проекта только команда единомышленников успешна, мы вместе составляем планы, куда двигаться, вместе принимаем решения. Это как семья. И я не могу сказать, что мы из-за этого теряем эффективность, в бизнесе даже есть такое понятие - «управление по ценностям». Наверное, это наш подход.
История найдена благодаря Анне Бураковой
Источник:
http://mama2mamam.livejournal.com