Мечта помогать животным. Большие дела для самых маленьких и беззащитных

Oct 23, 2014 19:04

Моей мечтой было помогать животным. Но ветеринаром я стать не решилась. И перестала думать об этом. Но потом у меня появился свой плот для спасения - Общественное движение помощи животным города Ханты-Мансийска "Ковчег".

История мечты
Если сказать, что эта история началась в 2009 году, то это будет ложь. Точка отсчета у каждого своя. Моя, видимо, в детстве. Мне всегда было очень жаль уличных животных, которые страдали от побоев, голода и вообще от бездомного своего существования.
По негласной договоренности, домой мы не тащили ни котят, ни раненных птиц. Мне было жаль, что я ничего не могу поделать. Максимум - вынести что-то из еды, поиграть и всё...



Среди моих друзей были и те, кто принимал на своей территории бедолаг. Пролечивал. Передавал новым хозяевам или оставлял себе. Таким человеком была моя коллега по работе и хорошая приятельница Ольга. Вечно на ее пути встречались кошки-хоромоножки, котята и прочая живность, которая в ней нуждалась.
И вот как-то по дороге на работу она обнаружила обычного серого, полосатого котенка. Вот тогда у Ольги и появилась мысль, что нужно что-то придумать такое, чтобы было легче искать таким вот подкидышам новых хозяев.

На тот момент я только начала осваиваться на просторах социальных сетей. Было решено создать группу в контакте.
Как и многие любители животных я насмотрелась передач о том, как работают службы помощи животным, про телефон горячей линии и дружную команду единомышленников. Начали с телефона. Завели симку для этих нужд. Разместили информацию о телефоне горячей линии помощи животным города, где-то в интернете. И началось...
С нами стали консультироваться по отлову собак, начали сообщать о подкидышах. Оставалось только удивляться с какой скоростью по городу разошлась информация.


Мы лишь примерно представляли чего хотим, и совершенно не представляли как и чьими силами подобный проект реализовать.
Началось командообразование. На первых парах оказалось просто, поскольку направление деятельности было новым и очень востребованным. Горожане с энтузиазмом включались в работу. Актив сформировался быстро и команду первых волонтеров мы собрали без труда. Но, чем шире развивалась наша деятельность, тем сложнее стало привлекать в нее новых участников. Нагрузка и ответственность слишком большие, а мотивационная база слабая.

Чем глубже и детальнее погружаешься в проблему, тем меньше остается иллюзий. За эти годы мы столкнулись с различными странными и необъяснимыми явлениями. Например, хозяева очень любят свою кошку или собаку, стерилизацию воспринимают как насилие, которое противоречит идеям гуманности, но при этом эти же самые люди спокойно топят котят, складывают в мешок и выбрасываю в помойку живых новорожденных щенков, подкидываю в подъезды. Особенно трогательно выглядят те, кто месяц, два, три умиляются пушистым карапузам, а когда понимают, что у них дома еще одно уже взрослое животное, то спешно придумывают способы от него избавится. Но не листовки они идут печатать или подавать объявление в бегущую строку, нет! Они увозят животных куда-нибудь в дачный массив или лес. Они добрые! Даже если и очевидно, что отправляют зверька на погибель.
В первый год своей деятельности помощь хозяевам в пристройстве малышей была, пожалуй, основным направлением деятельности. Но когда стало понятно, что мы с периодичностью в несколько месяцев получаем от одних и тех же людей заявку на оказание данного вида помощи, мы осознали, что идем по порочному пути. Что без пропаганды стерилизации мы наводним город животными и предложение превысит спрос, обострив проблему бездомных еще сильнее. Так появилось правило - содействовать хозяйским животным при условии их последующей стерилизации.

В чем заключается наша помощь? Мы предоставляем информационную площадку - например группа в контакте, где сейчас более 5 тыс. человек. Мы проводим еженедельную городскую акцию «Птичий рынок», где горожане получают возможность увидеть тех животных, которым сейчас ищут хозяев. Мы взаимодействуем со СМИ, дублируем информацию о животных на других сайтах, форумах, печатаем листовки. Кроме того хозяева могут рассчитывать и на содействие в стерилизации своих питомцев: это либо скидка на операцию, либо компенсация расходов.

После того как был сформирован актив и число волонтеров выросло, возникла необходимость как-то систематизировать работу. В целях совершенствования координации деятельности движения, волонтеры «Ковчега» были условно поделены на отделы.
Организационный отдел должен был заниматься организацией акций и мероприятий. Но по факту всё свелось к работе с волонтерами и рекрутированию. В самом начале отдел помогал найти дежурных на акцию "Птичий рынок". Основное взаимодействие с волонтерским составом происходит в социальных сетях.


Транспортный отдел оказывает, как нетрудно догадаться, транспортные услуги - доставку животных к ветеринару, транспортировку волонтеров к месту проведения акций, доставку кормов опекунам, ухаживающим за животными; перевозку животных к местам передержки.
Самый важный отдел - отдел опеки, который занимается передержкой животных в период пока им ищут хозяев. И потом мы внедрили в практику работу по проекту «Гостиница на дому», когда опекуны принимают на постой хозяйских животных, пока сами хозяева в отъезде.
В попытках выстроить какую-то классическую управленческую структуру, мы не учли основное, то что хрестоматийные подходы в нашем деле не совсем работают. Люди включаются в деятельности по воле сердца. Да, они хотят получать внятные поручения и задания. Но у руководства нет механизмов, которые позволят требовать их исполнения.

Любопытно наблюдать, как организация живет сама по себе. У большинства волонтеров без всяких распоряжений сверху, есть своя ежедневная нагрузка. Мы сами подсказываем друг другу, что нужно и важно сделать. На первом плане у нас всегда оператор горячей линии, который принимает обращение от горожан и наша группа в контакте, где пользователи сообщают о ситуациях, в которых нужно реакция.
"Ковчег" - это вечный день самоуправления.
Начинали мы свою общественную деятельность на собственные средства. Мы почему-то толком и не задумывались сколько это начинание может стоить.

Основные статьи расходов - ветеринарные услуги, покупка медикаментов и оборудования (клетки, переноски).
Однако, долгое время основные суммы, позволяющие существовать «Ковчегу», - это были личные средства учредителей и активистов. В первый год они составляли 70 процентов всего бюджета организации. Сегодня - около 7 процентов. Но это не значит, что мы стали тратить на свое хобби меньше. Ведь и бюджет организации в самом начале был заметно скромнее. Отмечу, что спонсоров у нас до сих пор нет.
Нельзя не отметить и возросший уровень доверия горожан к Общественному движению. Такой вывод можно сделать, взглянув на суммы благотворительных пожертвований, которые от них поступают. К примеру в 2012 и 2013 году пожертвования составили около 500 000 руб.
Сейчас, когда мы накопили опыт участия в различных конкурсах, стало заметно легче. За эти годы, я надеюсь, мы сумели доказать горожанам и органам власти, что мы взялись за помощь животным всерьез и надолго. Что мы - не проект-однодневка, созданный под собирание грантов.
В среднем наши расходы на ветеринарию в месяц составляют - 60 000 руб. Кроме этого происходит закупка кормов и наполнителей для кошачьих туалетов. Регулярно приходится обновлять парк переносок. Они имеют свойство ломаться и теряться. Иногда возникает необходимость в полиграфической продукции - листовках например. Раз в несколько лет закупаем футболки для волонтеров.
Очень сложно было донести до горожан мысль, что в наше время кто-то может заниматься чем-то просто так, без корысти, без денежного вознаграждения. Еще было сложно отучить заглядывать наш личный карман. Почему-то многие не видели существенной разницы между моим семейным бюджетом и бюджетом организации.
Видимо, мучил вопрос, как я смею, будучи учредителем движения, жить в благоустроенной квартире, кататься в хорошей машине, путешествовать. Часть горожан, похоже, считала, что если организация существует в стесненных материальных условиях, то и я всё должна вкладывать в лечение и содержание бездомных животных.
Честно признаюсь, сделать нашу финансовую отчетность удобной, понятной, регулярной, публичной так и не получилось. Время от времени мы просто пишем в социальных сетях о том, что вскрыли боксы, сколько там было денег, пишем сколько оплатили ветеринарам. Иногда выкладываем фото чеков. Но в системе это делать не получается. Единственно, что мы делаем всегда - это к годовому отчету подбиваем все наши денежные движения.

Я всегда полагала, что моя публичность, моя порядочность в ведении дел на работе, как в Комитете по молодежной политике округа, так и в Думе Югры являются для многих моих знакомых и горожан в целом гарантом того, что "Ковчег" это тоже открытая и честная организация.
В нашем багаже реальные результаты, тысячи счастливых владельцев животных, сотня волонтеров, надежный и верный актив единомышленников, десятки историй чудесных спасений и почти полторы тысячи дней постоянной работы.


У нас на самом деле замечательная деятельность. И мы пусть и иногда жалуемся на свою нелегкую долю, но несем этот крест. Увы, денег нам она не приносит и чтобы самим жить, кормить детей все работают где-то, а общественной деятельности уделяют всё оставшееся время. У общественного движения нет штата, нет помещения, нет расходов на содержание самой организации. Но это, собственно, мало кого волнует.
Общественное движение "Ковчег" и вся наша деятельность стали очень хорошей школой для меня. Я бы даже с казала реабилитационным центром. Я получила возможность общаться с очень разными людьми. Вышла из своего благополучного кокона. Увидела изнанку города, про который думала, что знаю всё.
Во время выездов мы проехали по улицам города, о существовании которых даже не знала. Посмотрела как люди живут в балочном секторе. Славные, трудолюбивые, веселые люди.
Благодаря "Ковчегу" я стала общаться и дружить с людьми, с которыми при других обстоятельствах, скорее всего, не пересеклась бы - разница в возрасте и т.п.

Я и многие мои соратники признают, что "Ковчег" стал для нас хорошей практикой общения.
К примеру оператор горячей линии - это настоящий переговорщик, который должен уметь вселить надежду, успокоить, настроить на конструктивный лад. Часто звонят люди в шоковом состоянии, ставшие свидетелем наезда на собаку или обнаружившие травмированное животное, им кажется, что они один на один с проблемой. Хотя это не совсем так.

"Ковчег" подарил мне друзей. С кем отношения вышли дальше рамок зоозащитных тем. Я наблюдаю за девочками и тоже хочется верить, что их уже сближает нечто большее, чем проблемы их подопечных.
Хорошими учителями стали нам и наши подопечные. Каждый из них - это история мужества, терпения, стойкости.

У нас было несколько кошек, которые попали на передержку беременными или с маленькими котятами. Они выкормили своих детенышей и еще до десятка котят, которые остались, по воле человека, без мамы. Помню одну, которая три или даже четыре выводка спасла от смерти. Приносили им котяток, они стразу их принимали, начинали вылизывать, прихорашивать. Глядя на эту картину, я думала, всякая ли женщина вот так вот легко, без лишних церемоний смогла принять чужого ребенка?

Или взять травмированных животных. Какие муки они испытывали?! Но в них было столько жизни, столько надежды. Они умудрялись не озлобиться и сохранить веру человеку. И в их этой борьбе за жизнь не было чего-то такого связанного с преодолением. Они просто проживали этот период боли, уверенные, что дальше точно будет хорошо. И чаще всего именно так и было.

Для себя я научилась, самому главному, не сдаваться. Может быть как угодно тяжело. Могут отвернуться и исчезнуть близкие, но это не повод опускать руки. Есть дело, есть ответственность, есть любовь к животным, которые больше, выше и значительнее отношений с одним человеком. Я пониманию, что если кто-то уходит и завершает свою часть истории, связанную с "Ковчегом", на смену придет другой. Точно так и моя роль будет забыта, а общее дело останется...


Автор и героина истории - Анна Кондратович. Спасибо!

радость, волонтер, животные, жизнь, помощь, мечта

Previous post Next post
Up