В 1997 году мне, только что окончившей первый класс, в руки попал учебник «Рассказы по родной истории». К своему теперешнему стыду, я тогда плохо ориентировалась в событиях и фактах истории России, предпочитая разглядывать фотографии пирамид и сфинксов, а читать мифы древней Греции. Пролистывая страницы, я заметила фотопортрет мужественного человека в какой-то необычной военной форме белого цвета. Это потом я буду с уверенностью излагать факты, что фотография сделана в 1916 году, что такую форму герой носил в бытность свою командующим Черноморским флотом… Я прочла подпись к иллюстрации: «Александр Васильевич Колчак». И вдруг решила, что хочу знать об этом человеке все.
Ко времени окончания школы я прочла массу книг о жизни и деятельности Колчака, о той России, которой он с честью служил, октябрьском перевороте и Гражданской войне в Сибири. Это было время выигранных олимпиад по истории, библиотечных бдений, повременного доступа в Интернет, бессонных ночей над книгами из читальных залов, взятых под честное слово до утра.
Конечно же, все эти десять лет я мечтала поехать в Иркутск, чтобы побывать на месте предполагаемого расстрела Александра Васильевича, возложить цветы к памятнику, посетить «пятую камеру» и увидеть церковь, где венчались Софья Омирова и Александр Колчак в 1904 году.
И вот - аттестат получен, поступление, поиск подработок, отложенные заработки для грядущей поездки, сданная летняя сессия, - мои планы стали приобретать зримые очертания в июне 2007 года! По объявлению нашлась группа опытных туристов, собиравшихся посетить Восточные Саяны и Байкал. Решено было отправляться в обратный путь из Иркутска, чему я была несказанно рада, ведь меня не настолько прельщали костры, палатки и горы, но, безусловно, все было очень интересно.
И вот миновали недели подготовки к поездке, куплены билеты на поезд «Владивосток - Москва» (верхняя полка рядом с туалетом), рюкзак забит под завязку - не могла же я не взять различные памятные вещи и книгу о Колчаке на 600 страниц!
Пролетели последние сутки: прощания, переезд из Вологды до Ярославля, путаница с вокзалами, ожидание нашего поезда, посадка поздней ночью, сон…
На протяжении всего путешествия мне казалось, что я возвращаюсь домой, до того мне были знакомы виды за окном, вокзалы, названия станций. В Нижнеудинске не могла не запечатлеть кадр на фоне вокзала, и меня не остановили ни сокращенная стоянка, ни длинный товарный состав, закрывший доступ к первому пути. Рискуя отстать от поезда, я неслась по перрону, не сдерживая слез. Ведь именно здесь, в декабре 1919 года Колчак был вынужден оставаться под конвоем чехословаков, это и было печально известное «Нижнеудинское сидение».
И вот я стою вот на том самом месте! Талантливый поэт Арсений Несмелов писал о встрече с Адмиралом в своем стихотворении «В Нижнеудинске».
…Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном
Мелькнуло строгое лицо.
Уста, уже без капли крови,
Сурово сжатые уста!..
Глаза, надломленные брови,
И между них - Его черта, -
Та складка боли, напряженья,
В которой роковое есть…
Рука сама пришла в движенье,
И, проходя, я отдал честь.
Прибыли в Иркутск, еще не конечный пункт нашего путешествия. Стоя на вокзале, я уже готова была умчаться, но мне предстояло вернуться сюда только через десять дней.
Станция Слюдянка - готовимся на выход, у нас две минуты, чтобы выскочить из вагона вместе с рюкзаками. На следующее утро отправились в путь!
Первые дни вспоминаются отрывками - вот в первую ночь я замерзла в спальном мешке, вот пришла аномальная жара, вот первый водопад и незабываемая долина с пасущимися коровами почти как в рекламе про альпийские луга.
Подход к Шумакскому перевалу, восхождение и спуск стали для меня настоящей проверкой на прочность. Спустились к озерам в долине, я думала, что самое сложное позади. Как же я ошибалась! Утром обнаружила, что повредила ногу, а еще предстояло добраться до Шумакских источников. Было решено, что большая часть нашей группы пойдет вперед, а мы с руководителем пойдем не торопясь.
Запомнилась мне дорога удивительным свойством - первые встречные туристы сообщили, что до источников идти два часа. Я снова рано обрадовалась, через два часа мы повстречали следующую группу, которая вышла с источников два часа назад. Мы идем уже четыре часа, нам попадается новая партия, вышедшая с источников, ну конечно, два часа назад! И спустя шесть часов мы добрались, наконец, до источников, где наша группа уютно расположилась в туристическом домике с печкой, нарами, столом и терраской. Абсолютно бесплатно!
Вблизи домика - чудесный луг и буддийский дацан. Здесь мы отдыхали сутки - пили из источников, погружались в целебные воды, играли в волейбол, мылись в бане. Я наконец-то смогла решить вопрос с рюкзаком, который не подходил мне по росту, и правильно его уложила, так что следующие дни пути до поселка Аршан были для меня уже не в тягость. Единственным, что омрачало путь, было то, что группа выбивалась из графика путешествия, и нужно было поторопиться и не делать длительных остановок. Очень жалею, что так вышло, не все успели рассмотреть, что хотелось бы.
В минуты отдыха я не расставалась с книгой о Колчаке и планировала маршрут, в какой последовательности я посещу в Иркутске все, что наметила. В последнюю ночь перед спуском в поселок наша группа обсуждала дальнейшие планы - после возвращения в Слюдянку в нашем распоряжении будет чуть больше полутора суток свободного времени до отхода поезда. Большинство выразило желание ознакомиться с окрестностями Байкала и прокатиться на Кругобайкальском экспрессе. Я стояла насмерть - в Иркутск, и только туда! Жаль, конечно, что не удалось составить им компанию, но у меня в этой поездке была вполне определенная цель.
Мы вернулись в Слюдянку уже под вечер. Остановились в частном музее минералов, ознакомились с экспозицией, сходили под дождем на берег Байкала (на фото слева) и попробовали омуля.
И следующим утром меньшая часть нашей группы отправилась в Иркутск! По прибытии на вокзал мы сразу решили вопрос с ночлегом, обедом, и я наконец-то отправилась туда, куда так долго стремилась.
Я шла, держа перед собой карту города, и побежала, когда из-за поворота промелькнул знакомый силуэт. Я провела у памятника час, и никак не могла осознать, что все исполнилось.
Потом я поспешила к зданию тюрьмы, нужно было еще успеть посмотреть экспозицию пятой камеры, в которой содержался Александр Васильевич. Велико же было мое разочарование, что допуск туда был только по предварительной записи. И все-таки я туда не попала. До сих пор жалею об упущенной возможности.
Поразила отзывчивость иркутян. К любому можно было подойти с большой картой города и получить подробный рассказ о том, что стоит посмотреть и как туда добраться. Случайные знакомые провели мини-экскурсию по историческому центру города, помогли мне найти церковь, где венчался Адмирал, и сводили к берегу реки Ушаковки на место предполагаемого расстрела Колчака.
На следующий день до отхода поезда у меня еще оставалось время для самого главного - возложения цветов к памятнику. На центральном рынке я выбрала два пышных белых георгина и поехала исполнять задуманное. Помимо цветов я еще оставила записку со стихотворением собственного сочинения о трагической истории любви Александра Колчака и Анны Тимиревой. Одно из последних четверостиший было придумано на берегу Ушаковки.
…Отдать последнее готова,
За звук его шагов, за слово,
Сквозь прицел на льду реки
Мечта разбилась на куски.
Когда настало время отправляться на вокзал, я уходила от памятника с легким сердцем и чувством, что еще что-то должно случиться. И действительно, в здании вокзала я обнаружила мемориальную доску с указанием места, где в январе 1920 года Колчак был арестован и выдан представителям иркутского Политцентра.
Объявили посадку на наш поезд. Я покидала гостеприимный Иркутск, за эти тридцать шесть часов ставший для меня таким странно родным, с непоколебимым чувством, что обязательно сюда вернусь.
Автор и героиня истории - Альбина Ламова. Спасибо!