"Мне все всегда говорили. Что то, что я задумал, это невозможно. А я верил и мечтал", - рассказывает Анатолий Кулик.
Выдающийся путешественник России, он совершил первое в истории кругосветное плавание на надувном парусном катамаране, преодолев путь длинной в 60 тысяч километров через океаны и посетив более 30 стран.
А началось все с того, что в 1987 году кардинально изменив свою жизнь, Анатолий Кулик оставил успешную научную карьеру, чтобы быть ближе к морю. Работал директором яхт-клуба, потом открыл собственное дело: строил небольшие швертботы из фанеры, одежду и снаряжение для экстремального туризма и яхтинга, потом надувные катамараны и рафты и до настоящего времени строит "свои надувные кораблики" - парусные катамараны.
Все изделия Анатолий Кулик разрабатывал полностью сам, а в части сплавных катамаранов - совместно с Владимиром Соловьевым. Все суда испытывал сам в спортивных путешествиях.
Когда путешественник планировал опробовать надувной катамаран собственной сборки в океане, он и не думал о каком-то продолжении - пройти бы целыми по коротенькому, как сейчас кажется, маршруту. Чем это закончилось - всем известно. Анатолий Кулик «заболел» идеей кругосветного плавания и задумал проплыть по всем океанам планеты, разбив маршрут на множество этапов. Вот только жажда странствий снова внесла свои коррективы: и первые «короткие» плавания сменил рывок, по продолжительности превысивший предыдущие переходы. Перемахнув через Индийский и Атлантический океаны, капитан с командой решился на новый маршрут, который снова стал в два раза больше предыдущего.
По словам Анатолия Кулика, каждый этап экспедиции стоил примерно одинаково: примерно 1 млн 300 тысяч рублей. Из них половина денег уходила на билеты, визы, оплату портовых сборов. Остальное тратилось на судно и снаряжение. Еда и вода стоят немного - это самое дешевое. Путешествуют мореплаватели за свой счет.
Но путешественникам плевать на затраты. Впечатления от экстримальной кругосветки стоили того, признаются они. "С одной стороны, когда много дней подряд идешь на катамаране, вроде бы и делать-то нечего, а с другой - ты все время занят. Нужно приготовить еду, включить генератор, управлять парусами: поднять, убрать, поменять, - кажется, мелочи, но они занимают весь день. Тем не менее, в прошлый поход я брал до 10 кг книг и за 2 месяца их прочитал", - делится воспоминаниями Анатолий Кулик. Сочетание кажется фантастическим: небольшая группа людей, покоряющая океаны на малюсеньком надувном суденышке и чтение книг. Но в путешествиях команда, умывающаяся дождевой водой и питающаяся зачастую одной рыбой, находила время на чтение, и конечно любимые Куликом песни и танцы! Непрерывная борьба за выживание, простые радости, яркие эмоции и обыкновенные "мирские" развлечения сплетались в тесный клубок.
"В этом году в океане 6 суток лили проливные дожди. Сначала это хорошо, особенно после тропической жары, а потом… Мы ведь находимся на открытой площадке, нам и спрятаться некуда. А дождь идет и идет, и видимость всего 20 метров. А еще мы испытали шторм. 3 суток мы себя привязывали шнурами, ходили и спали в спас-жилетах. Ко мне был пристегнут спутниковый телефон в гермоупаковке, наше судно бросало во все стороны, и было просто страшно".
В плавании не обошлось и без разнообразных ЧП. Когда катамаран проходил воды Тихого океана, пятиметровые волны и шквальный ветер едва не стали причиной потери одного из участников экспедиции Станислава Березкина. «Из-за шквала мы начали сбрасывать паруса, - рассказал участник экспедиции Евгений Ковалевский. - Стас ухватился за кливер, но в этот момент парус разорвало ветром, его стало сильно трепать. Стаса, как игрушку, выбросило за борт перед катамараном, и он исчез под днищем судна». Проплывая под днищем, Березкин успел ухватиться за одну из веревок, свисающих с судна и выбраться, когда катамаран сбавил ход. Потом совместными усилиями его вытащили на палубу катамарана.
Во время перехода до острова Фату Хива (Маркизские острова), катамаран сильно потрепала стихия. «Неслабый шестибальный ветер, встречная боковая волна, которая перекатывалась через палатку, - меня в один момент даже чуть не смыло на вахте. Вся эта нагрузка не прошла бесследно для нашего судна, - рассказал другой участник экспедиции Евгений Ташкин. - Нам пришлось четыре раза ложиться в дрейф и ремонтировать катамаран». На катамаране сломались несколько ключевых узлов конструкции, из-за чего судно могло развалиться. Этого не произошло только благодаря тому, что многие элементы были дублированы - путешественники предусмотрительно усилили катамаран во время пребывания на Галапагоссах.
А в пути к острову Раротонга (Острова Кука) катамаран прокусила акула куки-каттер. Как рассказывал тогда Ковалевский, ночью катамаран стал тонуть из-за того, что одна из гондол судна стала стремительно сдуваться. Всю ночь путешественники провели, сменяясь у воздушного насоса, поддерживая судно на плаву.
"Океан - это совершенно иная среда, которую люди себе совершенно не представляют. И я сам не представлял, что такое океан, пока не пошел по нему. Мы находимся в 60 см над водой на легком надувном судне, которое словно щепочка. Но, тем не менее, мы им управляем" - говорит капитан Кулик.
19 декабря 2006 года со своими друзьями Анатолий Кулик вышел на надувном разборном парусном катамаране в Индийский Океан из Пукета (Таиланд) и пошел на восток, а 25 марта 2013 года финишировал в том же порту, возвратившись в него с востока, в 4 этапа успешно завершив кругосветное плавание.
История найдена благодаря Веронике Кузенковой. Спасибо!