Мечта о создании большого палеонтологического музея

Jul 02, 2014 16:46

История о Федоре Шидловском, основателе частного музея-театра «Ледниковый период», известном добытчике мамонтовой кости, ученом и предпринимателе.
«Я очень увлекающийся человек. Если что-то цепляет, хочется окунуться в эту тему с головой», - говорит о себе Федор Касперович. В школе его интересовала научно-популярная литература. Но в доме книг не было. Мама рано умерла, и маленького Федора взяли к себе дядя с тетей. Жили в достатке, но без книг. Зато в школе была библиотека с любимой серией «Хочу все знать» и журналами «Наука и жизнь» и «Вокруг света». И было огромное желание «выпендриться». Если учитель вызывал к доске, хотелось не просто рассказать по предмету, но и чем-то удивить - учеников и самого учителя. Это стремление удивлять осталось до сих пор.


Однажды, уже после окончания университета, серьезная компания одноклассников и сокурсников собралась попить водки и поговорить за жизнь. Разговор зашел о будущем: «Куда определиться и кем работать?». «Север» - вот ответ на вопрос «где можно проявить себя». Среди друзей было два человека, которые хоть как-то знали северный край. Один утверждал, что надо ехать под Нижнюю Тунгуску («Там здорово, там интересно, я там был»), а второй был за Чукотку, где одно время работал в геологической партии. Спор разрешили оригинальным путем. Федор предложил начать пить водку, а каждую рюмку товарищей записывать. И считать рюмки до тех пор, пока человек не выйдет из «игры». Через какое-то время спорящие сдались. Тогда оставшиеся трезвые арбитры проложили на карте прямую между Нижней Тунгусской и Чукоткой, и пропорцию выпитого спроектировали на это расстояние. Выбор пал на район Колымы.

На второй день прибытия на Колыму Федора пригласили на охоту, на вездеходах по зимнику. Он добыл зайца и куропатку и загорелся новым увлечением. Первой же весной снял вездеход и отправился вновь на охоту. Там, на берегу одной удивительной речки, он и нашел мамонтовую косточку - первую в своей будущей коллекции. И со свойственной ему увлеченностью засел за учебники по палеонтологии. «Вся прошлая жизнь готовила меня к этому моменту. Я задумал собрать коллекцию фауны ледникового периода, которая будет передвигаться по миру, удивлять людей. Мир ледникового периода относительно недавний, и уникальность его в том, что он захоронен в вечной мерзлоте - находки имеют органическую структуру, их можно изучать», ¬ говорит Федор Касперович.

Коллекция росла. Уже не умещалась ни в дом, ни в контейнер. Надо было что-то решать. И тогда Шидловский понял, что хочет создать музей, в котором были бы представлены находки ледникового периода. Еще он понял, что если будет писать различные бумаги чиновникам и просить организовать такой музей, то на это уйдет вся жизнь. Надо создать механизм, при котором музей станет самодостаточным и постоянно развивающимся.

И выход был найден - мамонтовая кость, точнее бивень, очень интересный объект. С точки зрения поделочных работ, материал совершенно удивительный. Всю историю человечества - от первобытного мира до сегодняшнего дня - он органично используется в быту и в изготовлении предметов роскоши. К тому же в 1980 году ЮНЕСКО запретило использовать и продавать кость и бивни слона - ценнейшие материалы для резных работ, что открывало дополнительные возможности для мамонтовых бивней.

Тогда же стали доходить слухи о том, что бивень мамонта на рынках мира идет по 1000 долларов за килограмм. Конечно, это будоражило ум. И Шидловский решился на крупный ход. Он вычислил, где теоретически может быть много костей ледникового периода, взял отпуск, снял практически все деньги со сберкнижки и арендовал вертолет. Авантюра была фантастическая, только представьте: главный инженер среднеколымского «Агропрома» берет отпуск, чтобы поехать за костями!

10 дней ночевки на вертолетном поле в ожидании свободного рейса (все вертолеты - на тушении лесных пожаров). 400 километров пути. И вот - берег океана… На котором его настигло разочарование. Кости не было. Несколько дней Федор ходил сам не свой, пока не начался шторм, после которого вымытые водой бивни проступили из-под земли. В этот же день удалось собрать 900 кг.

Так получилось, что это богатство на долгое время легло мертвым грузом в контейнерах. Желающих забрать кость было немало, но никто не хотел платить. Позже организованный мамонтовый комитет Якутии тоже не решил проблему: он предлагал купить кость по 1 доллару за килограмм.

К тому времени Шидловский понимал, что 1000 долларов за килограмм - это сказочный миф, но точно знал, что по 20-30 долларов сможет продать, если найдет покупателя. И тогда он поехал в Москву.

Москва. Начало 90-х. К этому времени Шидловский - уже постоянный посетитель палеонтологического института (частенько захаживал после работы), и постоянный продавец Измайловского рынка - именно там в 90-е продавали антиквариат. Продавцом, его, правда, было трудно назвать. Федор Касперович приходил по выходным и стоял с мамонтовыми костями - ждал покупателя. Все вокруг посмеивались: на фоне изысканных вещей 15-килограммовый кусок кости смотрелся забавно. Стоял Шидловский, присматривался к публике - с кем-то беседы интересные поведет, с кем-то в шахматы сыграет. Тогда ведь на Измайловском были преинтереснейшие люди, каждый второй - кандидат наук или инженер.

Прошло время, и вот однажды к продавцу костей подошла китаянка.
-Это бивень мамонта?
-Да.
-Сколько он стоит?
-60 долларов за килограмм.
-Хорошо. А еще есть?
Финансовые проблемы на долгие годы были решены.

В 2004 году на майской международной туристической ярмарке в Гостином дворе Якутия решила представить себя как перспективный регион. И пригласила Федора Касперовича, чтобы тот оформил их международный туристический центр. Шидловский задумал сделать одну из первых конструкций чучела мамонта. Сначала хотел просто собрать скелет, потом решил показать животное в полной красе. Эту красу и повезли в Гостиный двор, попутно попав в аварию, чудом выжив и приехав за секунду до перекрытия въезда на ярмарку.


Мамонт удивил и посетителей и руководство выставки, а больше всего - мэра столицы. Так удивил, что Шидловского пригласили на разговор.
-Ну, чем живешь?
-Живу мечтой - организовать музей для обывателей - не академический для ученых, а интересный для всех. И еще хочу мамонтовую палату создать - интересный объект косторезного искусства в Кремле, чтобы мог людей удивлять многие века. Есть Янтарная комната с немецкими работами. А русские мастера не представлены.

Градоначальник заинтересовался. Правда, палатой, а не музеем. Сказал тогда, что есть Дарвиновский музей с новым помещением. Второго не надо. Но, тем не менее, уже через два дня после разговора был звонок: «Федор, ищи себе в каком-нибудь музее помещение. Где найдешь, там и потесним». Не нашел он тогда такого музей, все не подходили: или места мало, или парковки нет, а ведь в планах - международные делегации, автобусные экскурсии.

Через месяц снится Федору сон: музей его открывается на ВДНХ. Проснулся - тут же побежал в правительство Москвы и получил одобрение. Дело было в мае. И задумал Шидловский тогда дерзкую вещь - открыть музей ко дню города, который проходит в начале сентября, да пригласить на открытие Юрия Михайловича.

Музей открылся ко времени. Мэр, правда, так и не дошел до него.


Сегодня частный музей Шидловского защищает Россию на крупнейших мировых форумах, таких как ЭКСПО. В ООН культура и искусство Севера представлена экспонатами из этого музея. Часть «ледниковых» работ вошла в список культурного наследия страны. Практически ежемесячные выставки в разных странах мира… Заказы… Работы… И не только по реконструкции скелетов и производству чучел, но и по косторезному делу. В компании работают представители всех школ косторезного искусства России. Шидловский не только поддержал эти школы в трудные минуты, но и дал новый импульс к развитию. Мастера усложнили технику исполнения, стали применять в работах драгоценные металлы.

Этим летом музей-театр временно не работает - из-за общей реконструкции ВДНХ. Сам Федор Касперович считает этот период подведением итогов и подготовкой к еще более общирной экспозиции «Ледникового периода».


История написана специально для проекта «Страна Мечты». Автор - Наталья Перцова

Россия, жизнь, музей, бизнес, мечта

Previous post Next post
Up