"Если очень захотеть - можно в космос полететь!" - мне сразу вспомнились эта присказка из нашего детства в песочнице, когда я выбирала историю для мечтательной среды в блоге
freedom:). А ведь и правда, можно! Авторитетно заявляю об этом, пообщавшись с настоящим живым космонавтом.
С Александром Ивановичем Лазуткиным мы встретились благодаря из одному проектов, над которым я работала. С самого начала меня приятно удивил очень добрый голос с затаенной улыбкой. Потом я увидела, как Александр Иванович общается с детьми. Между прочим, рассказ усатого дяди с "Золотой Звездой" Героя России об особенностях жизни в невесомости слушали, открыв рот, даже взрослые:). Но все по порядку...
Родился Александр Иванович в Москве 30 октября 1957 года, а 4 октября Сергей Павлович Королев с командой вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли. Как рассказывал мой удивительный собеседник за чашкой чая: "Впечатление от запуска первого спутника передалось через мою маму мне. Потому что я не помню того момента в жизни, ни одного момента, когда бы я не хотел стать космонавтом".
Александру Ивановичу выпало редкое счастье так рано определиться с профессией:). Но впереди ждало еще не мало трудностей...
"Я шел к своей мечте постоянно, всю жизнь. Например, пришел в школу и подумал "Ну, вот что должен делать космонавт?". Наверное, хорошо учиться. И старался хорошо учиться. Не скажу, что это у меня всегда получалось. Но учеба стала для меня основополагающей. Шагом к заветной мечте. Потом я решил, что космонавт должен быть сильным. Пошел заниматься спортом. Выбрал себе спортивную гимнастику. Тут же записался в секцию. Дальше как по накатанной, как по проспекту, который ведет в космос. А где были перекрестки, там указатели говорили: "Вот тут ты не будешь космонавтом, а будешь, допустим, хорошим спортсменом..." И ты мог повернуть на эту дорожку, но тогда с мечтой можно было попрощаться навсегда.
Три развилки
«Я уже учился в 10-м классе, заканчивал школу. И был тогда кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Подавал надежды для своего тренера. Он предложил поступить в физкультурный институт: «Попадешь в сборную страны, будешь ездить, жить хорошо». А я хотел космонавтом стать. Я знал, что космонавты либо военные, либо инженеры. Мне нравился тогда Московский Авиационный институт, потому что его многие космонавты заканчивали. И я решил - пойду в технический вуз, не буду спортсменом. Когда попал в МАИ, то одновременно занимаясь гимнастикой, я начал заниматься в аэроклубе, стал прыгать с парашютом. Потому что знал, что космонавты должны прыгать с парашютом.
Дальше еще один перекресток. Когда я заканчивал МАИ, мне предложили после окончания института пойти в МГИМО сразу на 3-й курс. Я тогда очень обрадовался. Все запело в моей душе! Я могу стать дипломатом! Тем более в такой вуз приглашают! Я же хочу путешествовать по миру! А потом постоял и подумал - если туда пойду, я не стану космонавтом... И стиснув зубы - отказал. Вместо этого пошел работать на предприятие, где делают космическую технику, и там уже записался в отряд.
Семь лет я шел к тому, чтобы пройти все эти комиссии и вступить в отряд подготовки космонавтов. Меня списывали по здоровью, т.е. я не проходил мед комиссии. Тренировался, поступал по новой. Экзамены разочек завалил. Потом по новой сдал. Так 7 лет и ушло.
Еще один перекресточек был… Очень сильный для меня. Тогда очень жалел, что я такой упертый. Началась перестройка, а я уже попал в отряд. Стал молодым космонавтом. К этому времени появилась семья, двое детей. Две маленькие девчонки. Маленькая-маленькая квартира, абсолютно маленькая зарплата, совершенно не космическая. И большие-большие желания меня и моей жены сделать в этом мире что-то значительное, а еще наладить быт, воспитать детей. И в это время поступило предложение от друзей, которые ранее ушли в бизнес: "Иди к нам, ты будешь зарабатывать в 10 раз больше, чем сейчас зарабатываешься. У тебя всё будет через год: и квартира, и машина, и путешествовать сможешь". Для меня это был очень сложный выбор. То, что они предлагают - этого требует жизнь, требует семья. А я хочу полететь в космос. И при этом у меня нет 100% гарантии, что полечу. Очень многие из отряда, кто готовится всю жизнь, так и остаются в дублерах...»
Подготовка к полету
Работа в отряде - это как выживание на острове. Могут не допустить к полету. Когда ты плохо учишься и когда у тебя плохое здоровье. Учиться приходилось очень много. Тот объем знаний, который нужно было вместить в наши головы, был о-о-очень большим. Время, за которое нужно было все эти знания освоить - маленькое. Если все это представить здравомыслящему человеку, то он скажет "столько выучить и остаться здоровым - невозможно". А нам нужно было остаться здоровыми. Врачи проверяют каждые три месяца. И ты все посвящаешь этой профессии, этой учебе. Походы в магазин, семейные дела - это все ложится на плечи жены. Я только утром встаю, еду, вечером приезжаю, никаких театров, никаких кино. Садишься опять за учебники. И вот в этом ритме ты работаешь. Я, честно говоря, впервые пожалел, что меня не научили в школе учиться на «отлично». В отряде нужно учиться на «отлично». Потому что когда будут отбирать в экипажи, будут смотреть на здоровье, а дальше - кто как учится. И у кого больше пятерок, тот будет первым претендентом. У нас, к счастью, нет блата, когда чей-то сыночек летит первее всех. Все честно. Ты живешь этой жизнью и оказывается, что можно сдавать экзамены каждую неделю, можно усвоить этот объем знаний и остаться здоровым. Просто честно работаешь, и все получается.
Так 2 года я безвылазно сидел в Звездном городке. Это была космическая подготовка, когда всю неделю ты учишься, летаешь на самолетах, прыгаешь с парашютом, проходишь специальные тренировки на выживание в различных климатических зонах нашей страны: север, юг, горы, пустыня. И еще много-много всего. Сдаешь экзамены, и наступает время браться за более полное изучение космического корабля, орбитальной станции, научной программы, потому что из этого будет состоять твоя работа там. Именно в этот период я узнал, в каком году и в составе какого экипажа я полечу. Естественно я понимал, что за 3 года все может измениться. Врачи могут списать в любой момент. Я уже не говорю про экзамены, которые ты можешь завалить. И все, ты тут же скатываешься с этой дорожки. Это как группа спортсменов бежит: один споткнулся, остальные побежали дальше. Никто не будет тебя поднимать. Успеешь догнать - твое дело. Тебе повезло. Поэтому сразу после общекосмической подготовки, когда мне сказали - мол, все, давай изучай мат.часть, я уже знал, когда и с кем полечу. И эта дата стала маяком в моей жизни. Все расписание жизни, учебы и подготовки было составлено исходя из того, что в ту точку в будущем нужно попасть. Наступил новый этап работы…»
Сбывшаяся мечта
10 февраля 1997 года Александр Иванович Лазуткин отправился в свой первый космический полет. Он провел 184 дня и 22 часа на космическом корабле "Союз ТМ-25" и орбитальном комплексе "Мир". 15 августа 1997 года экипаж вернулся на Землю.
За этими сухими фактами стоит немножко уставшая улыбка и спокойный рассказ еще не на один час о том, что 23-я экспедиция на станцию "Мир" вошла в историю российской и международной космонавтики как самая опасная: пожар, утечка хладагента, тотальный ремонт оборудования, столкновение с грузовым кораблем "Прогресс" с последующей разгерметизацией модуля "Спектр"...
Несмотря на невероятные риски для жизни, с которыми столкнулся Александр Иванович и весь экипаж космической экспедиции, он с вдохновением рассказывает о красоте нашей планеты, об ощущении хрупкости жизни, когда от бесконечной пустоты тебя отделяют всего несколько сантиметров обшивки, об огромном количестве курьезов, связанных с жизнью в невесомости, где "спать на потолке - удобно":).
А еще Александр Иванович стал мастером спорта по спортивной гимнастике, объездил практически все континенты и воспитал двух прекрасных дочерей.
История написана специально для сообщества «Страна Мечты»
strana_mechta