В прошлое воскресенье я сходила на современную постановку Аиды Верди. Готовилась я к ней аж два месяца, потому что билетов не было, и я никак не могла сообразить, когда у меня появится свободное время. Но, оно всё же свершилось, и я с Ги отправилась на божественный вечер...
Но сначала немного предыстории...
В первый раз на Аиду я сходила с родителями в Вероне. Мне было каких-то всего 9, может даже 8 лет, и мы никогда бы не пошли на неё, если бы не дождь. Но не тот дождь, от которого мы решили скрыться в помещении (к тому же опера в Вероне проходила в амфитеатре под открытым небом), а который убил меня на опере пару дней до этого - Кармен. Ну, и вот она, цепочка случайностей: Кармен, дождь, отмена Кармен, слёзы маленькой Саши, сострадание родителей, новые билеты, уже на Аиду, восторг Саши...
Много лет назад я лицезрела по всем показателям классическую постановку Аиды: египетские мотивы, обелиски и пирамиды на сцене, свободные белые костюмы, предсказатели судеб, ревность, любовь и смерть смерть смерть. Как Сократовские пьесы. Красиво и тяжело. Тяжело, но красиво. Просидишь на такой опере 4 часа и такое ощущение, что в тебя насильно впрыснули вдохновение, и его столько, что ты не знаешь, что с ним делать. И что забрали возможность слышать, видеть и чувствовать, что всё это превратилось в одно большое облако вдохновения.
"До"
Вкратце о сюжете: Египет и Эфиопия воюют, понятно-дело давно, понятно-дело не в первый раз. Аида - рабыня Амнерис (принцессы Короля Египта). Обе они влюблены в Радамеса, который, в свою очередь, является Главнокомандующим Египетской Армией. У Радамеса с Аидой роман. Но, после разгрома Эфиопии выясняется, что Аида не просто рабыня, а дочь Короля Эфиопии, но Король Эфиопии, попав в плен, выставляет себя за другого, чтобы его и его дочь не убили. Тут начинается возня со всеми героями, Король Эфиопии хочет снова захватить Египет и заставляет свою дочь Аиду предать любимого Радамеса и выведать у него военные тайны, тут прибегает ревнивая Принцесса, но Король сбегает, а Радамеса арестовывают как предателя и замуровывают в склепе, где откуда не возмись, появляется Аида и они вместе дружно умирают. Принцесса тоже слегка расстроилась, потому что она сама арестовала своего возлюбленного, Короли в замешательстве, короче, все умерли.
The End...
Вот, теперь о новой постановке.
В общем и целом, крышу сшибает. Мало оставив от классической постановки, Royal Opera House произвела впечатление. Голоса просто вышибали мозги, особенно самой Аиды. Принцессу играла-пела русская Анна Смирнова, такая ревнивая, вечно злая и смешная, как в сказке Морозко. Костюмы были просто волшебные, а хореография очень вызывающая. В сцене, когда Принцесса надрывается о том, как сильно она влюблена в своего воина, вокруг неё занимаются сексом танцоры (фигурно выражаясь, хотя кто знает, там был всего один мужчина и штук 15 девушек). И что-то всё-таки в этом было. Этакое совмещение высокого и животного, царского и примитивного. В другой сцене центром внимания служили фанатичные транс-танцы топлес с последующим жертвоприношением мужчин (конечно же, после совокупения) и размазыванием по ним их собственной крови. И мало того, что мои полушария трудились уловить все детали этих танцев, так ещё и главные герои были Аида - чёрная афро-американка, Радамес - японец и Принцесса - русская. Пойди, потом, пытайся понять их взаимоотношения, если даже краски не совпадают.
"После"
Подходим к печальному: декорации были просто говно. во-первых, мало того, что на сцене крутилась какая-то металлическая конструкция, похожая на заброшенную башню для освещения на стадионе Уралмаш, так иногда на фоне появлялась вместо обелиска или пирамиды или ещё чего нибудь нормального огромная буква Т. Как будто кто-то вот сейчас выйдет из-за угла и скажет "Главный спонсор нашей программы - TOYOTA" или Trussardi, или ещё какая -нибудь фигня. И в последнем акте поднималась и опускалась ещё одна дурная конструкция, похожая уже на разрушенную башню стадиона Уралмаш. В общем, декорация явно не тянули на цену билета, которая доходила на £950 фунтов (я свои приобрела за £178, и это самые дорогие билеты, которые я когда-либо покупала).
Возвращаясь в позитиву, это, пожалуй, самый главный плюс жизни в Лондоне, который я никогда не разлюблю,и это обилие культуры. Пусть, она слегка сумасшедшая и неординарная, и недешёвая, но она полна экспериментов.
Ну, и, на последок, вот, что я увидела при выходе из оперы, что ещё раз подтверждает вышесказанное: