Юрий Башмет: "Объявить Год культуры - все равно что провозгласить Год еды"

Apr 09, 2014 16:32

Альтист № 1 всея Руси Юрий Башмет уже давненько не заглядывал на Южный Урал, поэтому его приезд вызвал заметный интерес публики и даже СМИ, несмотря на достаточно скромную рекламу - все-таки имя у всех на слуху. Масла в огонь любознательности поклонников высокого искусства подливал и факт сломанной руки маэстро, по причине чего он был вынужден отказаться солировать даже на олимпийском концерте. Будет ли он играть в Челябинске? В афише, по крайней мере, значился концерт для альта и скрипки.



Счастливое совпадение
Обещанного общения маэстро с челябинскими СМИ пришлось ждать если не три года, то, по крайней мере, больше часа: время пресс-конференции перенесли на полчасика, потом еще минут 50 журналисты были предоставлены сами себе, но расходиться не рискнули, тем более что с каждой упущенной минутой возможность задать свой вопрос сокращалась.

- Ничего, ничего, - подбадривали организаторы. - В Уренгое вообще все отменилось: не смогли вылететь, а к нам все-таки добрались, уже едут из гостиницы.

Наконец из коридора потянулись курильщики и прогульщики: «Идут». Фотографы заискрили вспышками, телевизионщики развернули камеры на 180 градусов, чтобы запечатлеть торжественное шествие. Маэстро встретили аплодисментами. Вместе с ним на постамент поднялись два «столпа» «Новатэка» - местный директор и московский гость. Собственно, этой компании челябинцы и обязаны удачей услышать и увидеть Башмета с его «Солистами Москвы». Правда, компания тоже не благотворительностью занималась, а собственный 20-летний юбилей культурно отмечала. Отмечала широко, с размахом, в разных городах и весях с многочисленными программами, но Челябинску и Башмета хватило.

- Я горжусь тем, что у меня такой партнер, и это сотрудничество счастливое, - музыкант сделал реверанс в сторону юбиляров. - Знаете, буквально как только мы договорились о сотрудничестве, «Солисты Москвы» тут же получили Grammy. Это как «Оскар»: можно номинироваться за один фильм раз 12 - лучшая мужская роль, женская, художник и прочее. Так и Grammy, только в музыке. Я был номинирован множество раз, но только в ансамбле с «Новатэк» мы эту премию, наконец, получили.

Послевкусие от Олимпиады
Ансамбль «Солисты Москвы», с которым Башмет приехал в Челябинск, - любимое детище маэстро, хотя проектов у него много, и все дороги сердцу, поскольку он по жизни занимается любимым делом, а на вопрос, есть ли у вас хобби, отвечает: «Есть, но я за него еще и деньги получаю». А совсем недавно, на Олимпиаде, Башмет презентовал еще одну воплощенную в жизнь идею - юношеский симфонический оркестр.

- Мы проехали по всей стране от Ярославля до Хабаровска, прослушивали талантливых детей, и так получился конкурс, который проходит живьем, а не по записям. Победителями оказались 78 детей, из которых мы создали детский симфонический оркестр и сыграли премьеру в Сочи, а потом поехали в турне по России. Ажиотаж получился очень большой, и мы уже получили приглашение на фестиваль детских оркестров в Берлине, оказывается, есть такой. 23 июня поедем. Конечно, есть проблемы - это ротация возрастная. Надо, чтобы детей отпускали из школы. В оркестре самые разные ребята - от малявок восьми лет до женихов и невест 22 лет.

Помимо этого в четырех городах страны Башмет проводит свои музыкальные академии, когда талантливые ребята со всей страны приезжают поучиться у самых лучших педагогов. Занятия проходят по разным специальностям: скрипка, альт, фортепиано, виолончель, гитара, флейта, кларнет и саксофон. Многим учащимся академия дала путевку в жизнь: кто-то поступил в консерваторию, кто-то лучше подготовился к престижному конкурсу. Жаль, что в Челябинске ничего подобного не намечается, а вот в Самаре уже третий раз прошла.

- Там учат талантливых ребят, и неплохо учат. И я стараюсь каждый раз к ним заезжать, - комментирует артист.

Преданья старины глубокой…
И все-таки концертная деятельность - самая главная тональность его биографии. Музыкант с юмором вспоминал, как он добивался разрешения на проведение сольных концертов, один из первых, кстати, состоялся именно у нас, в Челябинске.

- Я года три добивался, чтобы меня включили в план, и это было нелегко. Дело в том, что мой инструмент по бюрократическим спискам сольным не считался, как скрипка или рояль. Ни балалайка, ни домра, ни клавесин, как и альт, не могли претендовать на соло. Разве что орган попадал. И поэтому я никак не мог ездить по стране и выступать с сольными концертами. И вот, наконец, меня утвердили и отправили в самую глубинку: Альметьевск, Бугульма. А в Челябинске все прошло очень смешно. Было очень холодно, и большой автобус возил нас двоих - меня и пианиста - по ужасным колдобинам. По разнарядке у нас было по три концерта в разных залах, и была такая практика: в некоторых организациях просто ставили штамп, что концерт прошел, а его на самом деле не было. Потому что организациям так было выгодней: не приходилось открывать гардероб, буфет, вызывать туда служащих, оплачивать их работу, продавать билеты, клеить афиши, приглашать публику и прочее. И в Челябинске мы тоже должны были сыграть три концерта. Один проходил в общежитии каком-то строительном. Это был даже не зал, а фойе. Было три человека: два парнишки и девушка во фланелевом халатике сонная вышла, и она должна была оценить всех этих Хиндемитов и Бартоков, которых я играл на всяческих конкурсах. Когда пианист нажал первый аккорд, выяснилось, что пианино вообще не настраивалось, а некоторые клавиши вовсе отсутствуют. Ситуация глупая. Ну что делать? Я говорю: «Наверняка у вас есть гитара?» И девушка так оживилась: «Да, есть, принести?» «Нет, - говорю, - у гитары бывает шесть или семь струн, и можно на ней играть вот так, этот прием называется пиццикато». Ну, в общем, прочел им целую лекцию, и потом нам уже расставаться даже не хотелось. А последний заезд у меня был как раз «штамповый», когда даже играть не пришлось. Мы приехали в какой-то зал, там было жутко накурено, стояли столики, на каждом ваза с одной гвоздичкой и бутылкой крепленого вина. Оказалось, что это клуб «Кому за 30», люди туда приходили познакомиться, потанцевать. И тогда я устроил администратору скандал, получил печать, и мы уехали. Это было где-то в конце 70-х. Ну а потом я уже приезжал не единожды, и все было на другом, профессиональном, уровне, но, как вы знаете, больше всего запоминается именно первый раз.

Разрушим до основанья, а затем…
- А когда было проще пробиться музыканту: в советское время или теперь? - интересуются журналисты.

- Трудно сказать, - признается маэстро. - Времена были всякие, было и такое, что в буфете нечего было продавать, но у молодежи, с ее творческими амбициями, была возможность выучить программу и обыграть ее на разной публике. И для нее пусть даже плановые концерты были важны, ведь только сцена приводит музыканта в готовность. И этим, кстати, наши музыканты отличались от западных, где действовала совсем другая система: концерты организовывали спонсоры, и искусство становилось разновидностью бизнеса. И такой массовой возможности продвинуться молодым не было. Когда распался Союз, многие вещи, даже хорошие, исчезли, но, поскольку народ талантливый, хватает сил как-то все это собирать и удерживать. И потом, в советское время существовала еще идеология. Всем известно, как в свое время Шостаковича ругали, его произведения не исполняли, а тут как-то его пригласили в Америку на фестиваль. Ему позвонил Сталин: «Как поживаете?» - Тут Юрий Абрамович удивил собравшихся недюжинным актерским талантом, довольно точно изображая своеобразную манеру разговора вождя народов. - Шостакович ему пожаловался, что кто-то все время срывает замок на гараже и поэтому там невозможно ничего хранить. «Считайте, что этого человека больше нет», - говорит Сталин. Еще поговорили о каких-то бытовых вещах, и вдруг Сталин говорит: «Нам нужно, чтобы вы поехали в Америку на конгресс». - «Но как же, я ведь не выездной!» - «Кто вам сказал? Этот человек больше не работает». И все проблемы были решены.

Год культуры в стране плебеев
- В России объявили Год культуры. Вы ощущаете реальную поддержку государства? Может, получили какие-то дотации?

- Объявить Год культуры - все равно что провозгласить Год еды, - усмехается народный артист. - Как будто все это время мы голодали, а тут начали есть. Ну, это если относиться цинично. Если серьезно, то это дает повод прийти, стукнуть кулаком по столу и спросить чиновников: «Почему у вас такое отношение к культуре? Вы что, не согласны с установкой президента?» То есть этим можно как-то воспользоваться при необходимости. С другой стороны, в Сочи был год театра и год кино, в течение которого собиралось и выбиралось самое лучшее. Концентрация по какой теме - это неплохо. Что же касается специальных дотаций - нас это не коснулось, - разводит руками Башмет и, тут же спохватившись, добавляет: - А вообще-то государство поддерживает культуру.

Последняя фраза тонет в общем хохоте и аплодисментах, все прекрасно понимают тонкости государственной казуистики. Маэстро отправляется на репетицию, за ним следом стартуют и журналисты: до концерта осталось около часа. У оперного театра уже зябко мнутся первые страждущие. Впрочем, и концерт, как пресс-конференцию, пришлось задержать: «служенье муз не терпит суеты», но длительная пауза была компенсирована замечательной игрой. Концертная симфония Моцарта для скрипки и альта звучала удивительно нежно, прозрачно, башметовское сфумато окутывало невесомой лиричной ноткой даже финальное presto. «Воспоминание о Флоренции» Чайковского, яркое и жизнерадостное, отличалось неуловимой сердечностью и теплотой. Культурная челябинская публика то ли от избытка «чувств-с», а скорее от недостатка воспитания, неистово хлопала между частями. Но музыканты уже не реагировали, судя по всему, провинциальные замашки уже не считаются моветоном даже на столичных подмостках. Изменит ли что-то в этой связи помпезно провозглашенный Год культуры? Как думаешь, читатель?

Справка:
Юрий Башмет - народный артист СССР, прославленный альтист и дирижер, глава и вдохновитель международных фестивалей в России, Германии, Италии и Белоруссии, учредитель Международного фонда и ежегодной престижной премии имени Шостаковича, организатор единственного в России международного конкурса альтистов. Руководитель камерного ансамбля «Солисты Москвы». Профессор Московской консерватории, артистический директор музыкальных академий стран СНГ.

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» дебютировал 19 мая 1992 года на сцене Московской консерватории. За двадцать лет совместной работы музыканты ансамбля сыграли более 1500 концертов. Это около 2800 часов пребывания на сцене. Искусству «Солистов Москвы» рукоплескали ценители музыки в более 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии. В самолетах и поездах они провели свыше 5000 часов, преодолев расстояние в 1 400 000 км, что равно 35 путешествиям вокруг Земли по экватору.

Источник.

альт, stradivarius, Страдивари, культура, Солисты Москвы, Юрий Башмет, Год культуры, альтист, государство, Россия, stradivari

Previous post Next post
Up