Для кого-то скрипка Страдивари - инструмент, для кого-то - вложение средств

Nov 22, 2013 14:53

Сразу два концерта-презентации прошли на днях в Харькове. Два украинских (по месту рождения) скрипача приехали в город из Австрии, чтобы продемон­стрировать любителям классической музыки свое мастерство, а меценатам - идею создания в Украине Фонда раритетных инструментов. Австрийское музыкальное агентство Марселя Рихтерса предоставило для этого музыкантам скрипки итальянских мастеров XVIII века Доменика Монтаньяна и Джузеппе Гальяно.



Оба скрипача хорошо известны в Украине. Борис Кушнир - киевлянин, учился в Московской государственной консерватории им. Чайковского. В 1970 году он основал Московский струнный квартет. А в 1981 году уехал в Австрию, где стал профессором Венской консерватории. Михаил Захаров - харьковчанин. Закончил здесь (с отличием) среднюю специальную музыкальную школу по классу скрипки. В 2002 году поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Но уже с 2005 года учился в Университете музыки австрийского города Грац в классе Бориса Кушнира. Сейчас Михаил продолжает там обучение в магистратуре. Кстати, в этот раз идея организации концерта в Харькове принадлежала именно Михаилу.

- Здесь я сейчас бываю не так часто, как хотелось бы, - говорит Михаил Захаров. - Хотя у меня в Харькове живут родители. Примерно раз в год приезжаю сюда с сольными концертами. На них, как правило, собирается полный зал филармонии. Харьковчане - весьма доброжелательные слушатели, которые оказывают мне более теплый прием, в сравнении с той же Австрией. Там я играю в струнном квартете, выступаю как солист и концертмейстер оркестра в Швейцарии…

Борис Кушнир доволен успехами своего ученика. И не меньше этот скрипач-виртуоз гордится своей скрипкой, которую ему в 1993 году предоставил в многолетнее пользование Национальный банк Австрии «за вклад в развитие музыкального искусства». Эту скрипку изготовил в городе Кремона в 1698 году знаменитый мастер Антонио Страдивари. (Кстати, за минувшие два десятка лет австрийский банк приобрел еще восемь «страдивари»). Однако в Харькове Михаил Захаров играл на скрипке, изготовленной в Неаполе в 1779 году другим выдающимся скрипичным мастером - Джузеппе Гальяно.

- За два месяца до харьковских концертов мне предоставили этот инструмент в агентстве Рихтерса, - отмечает Михаил. - Я обычно играю на собственном инструменте, который приобрел в Харькове лет десять назад, еще до отъезда в Австрию. Он не такой ценный, как работа Гальяно. Но у него очень хороший звук. Сколько стоит моя скрипка? На такой вопрос очень трудно ответить. Я в Австрии показывал свой инструмент экспертам. Они не смогли определиться…

В конце концов, не всегда цена определяет качество музыкального инструмента. И только очень хороший музыкант может это качество оценить. С другой стороны, с конца XVII века, когда Антонио Страдивари основал в итальянской Кремоне свой музыкальный магазин, во всем мире традиционно высоким остается коммерческий спрос на раритеты. В свое время на творения искусных ремесленников притязали герцоги и короли, позднее - богачи и филантропы. В частных коллекциях царской России, например, были собраны сотни уникальных музыкальных инструментов, творений великих мастеров. Советская власть не упустила их из виду. В 1918 году была создана реквизиционная комиссия по изъятию и национализации наиболее ценных музыкальных инструментов. Чекисты объезжали дом за домом, дворец за дворцом в Москве, Петербурге и Крыму. Только из Гаспре, Мисхора и Кореиза были отправлены в Москву около 150 уникальных реквизированных находок, которые стали основой государственной коллекции редких и древних инструментов при Большом театре.

Хотя и сегодня создаются экземпляры очень высокого класса, цены на старинные инструменты неизменно повышаются. Особенно ценятся «итальянки» из Кремоны, изготовленные во время «золотого века скрипичного дела» в XVII-XVIII столетиях. Среди них наиболее ценны инструменты Страдивари, цена которых с 1990 года утроилась. Известно, что Мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. Но до нашего времени сохранилось только около 600 его работ. По оценкам экспертов американского журнала Forbes, скрипки возглавляют список самых дорогих инструментов. Наиболее ценной признана скрипка Страдивари The Lady Tennant, изготовленная в 1699 году. Этот инструмент был продан в 2005 году в Нью-Йорке на аукционе Christie за $2,03 миллиона. Скрипку Страдивари The Kreutzer продали на аукционе Christie в Лондоне в 1998 году за 974500 фунтов (около $1,58 миллиона по тогдашнему курсу). Скрипка Страдивари The Mendelssohn была продана в ноябре 1990 года на аукционе Christie в Лондоне за 902 тысячи фунтов (около $1,78 миллиона).

За последние полвека хорошие скрипки стали не только прекрасным инструментом музыкантов, но и одним из самых выгодных и надежных капитало­вложений. С 1960 года мировые цены на итальянские скрипки росли, в среднем, на 10-12 проц. в год. Как оказалось, рынок музыкальных инструментов, в отличие от рынка ценных бумаг, для которого свойственны взлеты и падения, переживает только периоды роста и иногда - стагнации. И все это время инструменты радуют слушателей необыкновенным звучанием. Поскольку коллекционные экспонаты не бездействуют - владельцы скрипок регулярно отдают их напрокат музыкантам.

Источник.

stradivarius, Страдивари, Борис Кушнир, christie, Монтаньяна, Марсель Рихтерс, violins, Михаил Захаров, скрипки, Гальяно, stradivari

Previous post Next post
Up