Буддийская сакральная мистерия Чам (Цам) в иллюстрациях (предисловие)

Dec 27, 2018 13:42



Зрителям может показаться, что это всего лишь
красивое костюмированное представление.
Но те, кто исполняют его, каждым своим движением
совершают подношения благородным буддам и бодхисаттвам.

Нгаванг Чонджор, мастер ритуалов в монастыре Намгьял

В моём фото-архиве изрядное количество фотографий с буддийских мистерий Чам (танец цам, танец чам, cham dance), снятых на севере Индии в Ладакхе и Сиккиме. Я немного писал о них в сообщении " Как снимать Танец Цам". Скупость представленной там информации отчасти объясняется тем, что я торопился передать личные впечатления человека с фотоаппаратом и писал это ТАМ. Помню определённый информационный голод, пара книг на английском из местной книжной лавки языке дали весьма скудные сведения по теме, зато была возможность пообщаться с участниками мистерии.




Кликайте на картинки, чтобы увеличить их и увидеть в лучшем качестве !

Вернувшись в Россию, я со свойственной мне дотошностью продолжил поиски русско- и англоязычной литературы и небезуспешно, хотя следует отметить, что информации в сети о Цаме не так уж и много и зачастую она основана на заимствованиях различных авторов друг у друга. Сейчас я возвращаюсь к тем материалам и буду неспешно публиковать их, снабдив своими фотографиями и небольшим глоссарием терминов, непонятных для незнакомых с темой.

Первая публикация - фрагмент из фундаментального труда нашего исследователя, востоковеда, монголоведа, доктора монгольской и калмыцкой словесности, одного из основателей и первого директора Восточного института, профессора Алексея Матвеевича Позднеева (1851-1920) "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу" [1], глава V "Богослуженія или хуралы". Данная книга написана строгим языком востоковеда-исследователя и лишена восторженно-мистических интонаций, такое чтение может быть полезно новоначальным путешественникам, готовым жадно и с головой окунуться во всё новое, неизведанное. Бесусловная ценность её в том, что Позднеев описывает непосредственно то, что видел, и как исследователь сумел выделить и зафиксировать. Можно возразить - ведь это же про Монголию, да и написано больше ста лет назад. Однако в буддизме, как и в других религиях бережно относятся к традициям. Это не просто цитата - книга у нас переиздавалась в репринтном варианте, в дореволлющионной орфографией, я же "перевёл" текст на современный язык и снабдил словарём терминов.

Вторая публикация - составлена из фрагментов трудов коллеги А.М.Позднеева, российского и советского учёного-востоковеда Б.Б.Бара̀йдина [4] - на эту работу ссылаются многие другие, и принявшего буддизм более молодого Владимирцова Б.Я.[3], российского востоковеда, монголоведа, академика АН СССР (1929), специалиста в области монгольского языкознания, литературы, а также истории и этнографии монгольских народов. Владимирцов уже опирается на работы Позднеева и Бара̀йдина и цитирует их, но дополняет текст своими выводами и рассуждениями, связанными со своими интересами к тому, что он называет тибетскими театральными представлениями, основой тибетского театра. В частности, Владимирцов показывает, что Цам с диалогами является переходной стадией от танца-пантомимы к настоящим театральным представлениям Тибета, а так называемые "цамы Миларайбы" (Миларепы) очень близко подходят к типу настоящей тибетской драмы.

Третья и четвёртая публикации посвящены исключительно фрагменту мистерии Цам - "Танцу Чёрных Шляп". Основу третьей публикации составляет мой перевод фрагмента книги E.Pearlman [5], в котором рассказывается история возникновения танца. Этот текст я дополнил цитатами из трудов очень разных спецалистов, занимавшихся изучением Тибета - француженки А.Давид-Неэль [10] и нашего Льва Гумилёва [11]. Цитаты эти касаются вопросов нравственности в доминирующем в Тибете мировоззрении, которые непосредственно имеют отношение к истории возникновения танца.

Статья C.Cantwell [6] основана на результатах исследований, проводившихся в 1981-1983 годы, в Ревалсаре, штат Химачал-Прадеш (Индия) - из неё я позаимствовал для четвёртой статьи описание символизма одеяния исполнителей танца. Следует также сказать, что эта работа, равно как и многие другие цитирует фундаментальные труды Rene De Nebesky-Wojkowitz [7] и [8], которые на мой взгляд достаточно трудны для восприятия неспециалистами.




Но прежде, чем перейти к публикациям, немного об истории возникновения традиции:

"ЧАМ (тиб. ’cham, мон. tsam, религиозный танец) - праздничное театрализованное (с танцами в масках и костюмах с музыкальным сопровождением) культовое представление в монастырях Ваджраяны, посвящённое торжеству буддийских сил добра над злыми духами, демонами и врагами. Считается, что Ч. есть средство Пути к Просветлению, умиротворения воплощений зла и подготовки к переходу в промежу точное состояние от жизни к смерти (бардо). Исполнение Ч. иногда совпадало с некоторыми календарными праздниками и предварялось многонедельными подготовительными службами, медитациями и т.д. Учёные полагают, что мистерия Ч. произошла от индийских танцевально-драматических представлений, в которых актёры, одетые в одежды и маски богов, демонов, героев, разыгрывали те или иные эпизоды мифов и эпоса в сопровождении музыкальных инструментов с пением и декламацией. Но в отличие от Индии Ч. содержательно наполнился образами тантрического буддизма и образами автохтонных тибетских верований, обобщённо называемых бон.
Традиционно считается, что первое аналогичное представление в Тибете устроил знаменитый Падмасамбхава при закладке монастыря Самъе (70-80 гг. VIII в.), чтобы покорить богов и демонов этой местности, противившихся распространению буддизма. Это начинание имело успех, и в дальнейшем монахи школы ньингма здесь и в других монастырях исполняли пантомимы и танцы в масках для умиротворения демонов. В 1270 г. в Западном Тибете был основан монастырь Дзонкар Чоде, первый настоятель которого лама Чопел Сангпо ввёл церемонию Ч. в качестве ежегодной церемонии для устранения препятствий, которая не прерывается до сих пор. В 1959 г. монахи этого монастыря, взяв священные реликвии, маски и музыкальные инструменты, покинули родину и теперь проводят свой Ч. в других странах, например в России (в Калмыкии) 23 мая 2008 г.

В школе гелук мистерия Ч. впервые была введена в конце XVI в., когда возводился монастырь Ташилхунпо (тиб. bkra shis lhun po) в местности Шигатце для учителя Чоки Гьялцена (1570-1662), который стал Панченламой IV. Далай-лама V (1617-1682) написал трактат, в котором описывался танец Ч., его значение, структура и т.д. После того как Далай-лама VII (1708-1758) построил специальный монастырь для Ч. - Намгьял (тиб. rnam rgyal) - это театрализованное представление вошло в качестве обязательного действа в большинство гелукпинских монастырей.

В Монголии первый Ч. (цам) исполнялся в 1811 г., когда открывался в Урге (Улан-Батор) монастырь-резиденция для хутухты тибетского святого Таранатхи - Джебцзун-дамба-хутухта IV. Именно этот воплощенец (выбираемый в Тибете) был провозглашён ещё в 1691 г. духовным иерархом, главным святым - Богдо-гэгэном восточных монголов. Монгольские мастера самостоятельно изготавливали маски и другие ритуальные предметы в соответствии с наставлением Далай-ламы V. До революции 1917 г. в буддийских регионах России (Бурятии, Калмыкии, Туве) тоже ежегодно проводились мистерии Ч. в качестве практики храмовой обрядности. Даже относящиеся к одной школе гелук монастыри представляли Ч. в разные сезоны и календарные сроки.

Как правило, Ч. совершается тогда, когда впервые был введён в том или другом монастыре; изредка его отправляют в связи с каким-то историческим событием. Цель действа - показать присутствие просветлённых существ (божеств) на земле и отогнать злых духов от последователей Будды." [9, стр.373]




Теперь же давайте обратимся к другим первоисточникам:

" Буддийская сакральная мистерия Чам (Цам) в иллюстрация" - по А.М.Позднееву

" Тибетские театральные представления и мистерия Цам" - по Б.Я.Владимирцову и Б.Б.Бара̀йдину

" Тибетский Танец Чёрных Шляп - история возникновения"

" Тибетский Танец Чёрных Шляп - символизм одеяний"

Дополнительные рассказы про отдельных персонажей Цама (возможно) последуют позже.



Литература
  1. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. (Серия "Наше наследие") - Изд.репринтное. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. - 512 с., илл. Глава "V. Богослуженія или хуралы", стр.392-403
  2. Позднеев, Алексей Матвеевич (1851-1920). Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу / [Соч.] А. Позднеева. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1887. - XVI, 492 c. : табл. ; 11 л. ил. (читать в отсканированном виде на сайте ГПИБР)
  3. Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов, глава "Тибетские театральные представления" - М.: Восточная литература, 2003. - 608 c., ISBN 5-02-018185-4, стр.312-317
  4. Барадийн Б.Б. Цам Миларайбы. - Сборник в честь семидесятилетия Г.Н.Потанина (ЗИРГО по отд. этногр. Т. 34. 1909).
  5. Ellen Pearlman "Tibetan Sacred Dance: A Journey Into the Religious and Folk Traditions" 2002, Inner Traditions Rochester, Vermont
  6. Cathy Cantwell "A Black Hat Ritual Dance"
  7. Rene De Nebesky-Wojkowitz "Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities", 1996, Book Faith India, ISBN: 81-7303-039-1, 599 pages
  8. Rene De Nebesky-Wojkowitz "Tibetan Religious Dances: Text and translation of 'Chams yig", Pilgrims Book House, 2007, 319 pages
  9. Андросов В.П. Индо-Тибетский Буддизм. Энциклопедический словарь. Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: Ориенталия, 2011. - 448 с. - (Самадхи)
  10. А.Давид-Неэль "Посвящения и посвящённые в Тибете", К.: "София", М.: ИД "Гелиос", 2003, стр.336
  11. Л.Н.Гумилев, Б.И.Кузнецов Бон (Древняя тибетская религия), «Доклады ВГО. Вып. 15: Этнография.»: Ленинград; 1970


Словарь терминов (глосса́рий) к статьям о сакральной буддийской мистерии Чам (танец Цам) смотрите в отдельном сообщении.



С неизменной благодарностью ко всем, кто сопутствовал мне в поездках.
Фотографии сняты в Индии в штатах Джамму и Кашмир и Сикким
в монастырях Hemis, Lamayuru, Korzok, Kursha (Karsha),
Enchey, Lingdum (Ranka) и других

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Фотографии мистерии Чам (Цам). Photos of the Buddhist Mystery Cham dance
на Fine Art America, Shutterstock, GettyImages, Bigstockphoto, Depositphotos, Dreamstime, 500px

Ладакх, india, history, костюм, буддизм, cham dance, танец цам, costume, символизм, Чам, tibet, история, тибет, tsam, Сикким, symbolism, индия, buddhism

Previous post Next post
Up