Почему не падает небо

Nov 27, 2018 15:05





"Он слышал её имя - он ждал повторенья;
Он бросил в огонь всё, чего было не жаль.
Он смотрел на следы её, жаждал воды её,
Шёл далеко в свете звезды её;
В пальцах его снег превращался в сталь.

И он встал у реки, чтобы напиться молчанья;
Смыть с себя всё, и снова остаться живым.
Чтобы голос найти её, в сумрак войти её,
Странником стать в долгом пути её;
В пальцах его вода превращалась в дым.

И когда его день кончился молча и странно,
И кони его впервые остались легки,
То пламя свечей её, кольца ключей её,
Нежный, как ночь, мрамор плечей её,
Молча легли в камень его руки."

Я не особо жалую возвышенные эпитеты, но это ли не гениальная поэзия? 
Поэзия метафоричная и многомерная, в которой каждый читатель найдёт своё содержание и придёт к такому же выводу, что и я - именно поэтому небо и не падает. Для меня у стихотворения очень точное название, полное глубокого смысла.

"В пальцах его вода превращалась в дым" - хочется воспринимать это легко. Как сказал Андрей Тарковский на одной встрече с ним, когда его какой-то умник попросил объяснить смысл эпизода с чашкой в "Зеркале" - "Не ищите смысла там, где его нет. Для меня это также естественно, как дышать. Я ощущаю, что ничего иного вместо это этого эпизода не могло быть ... Вот и всё."

Вот и Гребенщиков, возможно, просто играл словами для достижения некоторого духа композиции, её эмоционально-философского настроя. Находя естественное и единственно возможное для него продолжение. И у него это получилось великолепно. Если же есть желание "поскрипеть мозгами", каждый мыслящий сможет построить на базе этого стиха замечательные сюжеты-разгадки, и все они будут разные. Потому что, как сказал один из моих знакомых, Гребенщиков оперирует «трансперсональными метафорами».
Лично мне представляется история самосовершенствования и самопожертвования ЕГО на пути постижения цели, стоившей ему жизни. И лишь после этой жертвы состоялась ВСТРЕЧА.

Удивительным образом для меня это повествование пересекается со словами Александра Скрябина об одной из своих поздних прелюдий:

"- Что это такое! - продолжая играть, спросил меня Скрябин.

Я молчал. Впечатление было совершенно новое, жуткое и магически-чарующее. Он играл ее непрерывно уже несколько раз, сам как бы впиваясь в эти звуки в тишине глубокого вечера. Мы были вдвоем в кабинете...

Александр Николаевич и не ждал от меня ответа. Он сам сказал таинственно и тихо: «Это смерть».

- Это смерть, как то явление Женственного, которое приводит к воссоединению. Смерть и любовь... Смерть - это, как я называю в «Предварительном действии», Сестра. В ней уже не должно быть элемента страха пред нею, это - высшая примиренность, белое звучание..."

( Из воспоминаний Л.Л.Сабанеева, цитату я позаимствовал  здесь).
С днём рождения, Борис Борисович!

image Click to view



Москва, БГ, moscow, russia, Россия, Гребенщиков, небо, литература

Previous post Next post
Up