Сопот. От вокзала до мола

Jun 29, 2020 15:09

Было так жарко в последние дни, что с удовольствием можно было вспоминать только об осенней прогулке. Да и в Польшу очень хочется... Достопримечательностей в Сопоте немного, но когда гуляют два ротозея, то фотографий набирается более, чем достаточно.
Рождение Сопота как курорта произошло немного позднее, чем  Cranz’а (теперь Зеленоградск, 1816) и примерно в то же время, что и Rauschen’а (теперь Светлогорск, 1824). Территория, где сейчас располагается Сопот, была заселена славянскими племенами с VII века. С XIII по XVIII века маленькая приморская деревушка относилась к Оливскому монастырю и управлялась монахами Цистерианского Ордена, постепенно превращаясь из рыбацкого поселения Цоппоты в место отдыха. С 1772 года Сопот принадлежал Пруссии. В 1823 году Jean Georg Haffner, майор французской армии Наполеона и врач-хирург, открыл целебные свойства местных соленых минеральных вод. В 1824 году врач Хаффнер профинансировал и построил первый Курортный дом с большой купальней и деревянным помостом  длиной 63 метра, добавивший деревушке еще больше популярности. Вскоре был построен первый театр, ипподром, обустроен пляж и разбит курортный парк, а чуть позднее через Сопот была проложена железная дорога Гданьск-Слупск-Кошалин-Берлин, давшая толчок к еще большему развитию курорта. Городские права Сопот получил 8 октября 1901 г., а с 1920 года, согласно положениям Версальского договора, вошел в состав Свободного Города Гданьск.



"Архитектура Сопота совершенно особая и, безусловно, отличается от Гданьска с неоготическим стилем и барокко, а также от модернистской Гдыни. Строительный размах, связанный с расцветом деревни, а потом курорта Сопота, совпало с периодом наибольшей популярности чрезвычайно вычурных и сложных форм эклектики.
Старейшие памятники Сопота, которые можно отнести к категории «дачные», - например, двухсотлетняя Усадьба Сераковских - представляют собой формы классицизма. Дома жителей Сопота двести лет назад были маленькими деревянно - кирпичными конструкциями с простыми формами. Именно так выглядел Сопот, когда доктор Хаффнер начал сооружение первого курорта."
Доктор Хаффнер считал, что в каменных домах обязательно должны быть деревянные закрытые балконы из-за переменчивой и ветреной погоды.
Именно в таком доме родился Клаус Кински.




Большинство зданий выдержано в таком курортном варианте стиля "живого историзма".


Вот этот дом, пожалуй, Уже самого узкого дома Варшавы, что на площади Соборного Капитула.


Церковь в таком густонаселенном курортном городе должна была не только служить религиозной обителью, но ещё и украшать город. Городской комитет обратился к Её Величеству императрице Августе Виктории с прошением о содействии строительству, но денег в казне, как водится, не оказалось. Начался сбор средств: организовывались концерты и театральные выступления, собирались пожертвования, причем не только в Сопоте, но и в провинциях Восточной Пруссии. Даже императрица пожертвовала для этой цели ценные произведения искусства. Это было сильное общее стремление - осуществить задуманное строительство, и архитектор Людвиг фон Тидеманн отказался от гонорара за свою работу.  Собранные таким образом деньги помогли началу строительных работ. Проект церкви был одобрен императором Вильгельмом II, по рекомендации которого башня была увеличена в высоту на 7,5 метров, чтобы была видна всем причаливающим судам.


В соответствии с рекомендацией консистории церковь была расположена на видном месте, на так называемой морской горе (Сиберг) и впоследствии стала гордостью Сопота. Она и по сей день является главной достопримечательностью  города. Долгожданный день закладки первого камня состоялся 22 октября 1899, в день рождения Её Величества императрицы с ее личным участием. Храм назвали Церковь Спасителя.


Она была возведена в юго-немецком стиле неоготики из красного кирпича с каменным фасадом. Приход предусматривал 656 мест в нефе и 128 мест на галерее органов. Всего 784 места. Этого было более чем достаточно для тех времен.
Строительство было завершено в установленный срок, и уже 17 сентября 1901 года храм открыл свои двери для прихожан. Торжественное посвящение новой церкви проходило с участием императрицы Августы Виктории. В колокольне повесили три колокола весом 500, 1000 и 3000 килограмм, окна отделали витражами, также в церковь завезли алтарь, амвон, скамьи, светильники, ковры и прочие мелкие детали оборудования.


До конца Второй мировой войны храм использовался протестантами. 8 мая 1945 года он был передан в распоряжение военных капелланов Римско-католической церкви и стал гарнизонно-гражданским.  В том же году церковь стала костелом Святого Ежи (Георгия). Чуть позже, 26 сентября 1959 года благодаря усилиям тогдашнего ректора Виктора Клосовича приход получил второе название - Богоматерь Ченстоховская.



"Honor. Bog. Ojczyzna" - "Честь. Бог. Родина" написано в алтарной части.  С 1943 г. это девиз польских вооружённых сил, но в польской традиции этот девиз встречается с XVI в.


Интерьер костела довольно аскетичен. Из оригинальной мебели в церкви сохранились лишь люстры, скамейки и 23-голосный орган.
В 1970 году в церкви по требованию Второго Ватиканского Собора деревянный алтарь был удален, а на его месте установлен новый мраморный алтарь, на стенах появились изображения Георгия. В 1953-1956 годах стены храма украсили двумя фресками. В 1973-1976 годы в церкви были установлены витражи.
Особо ценным элементом интерьера считается барельеф, который ранее находился на судне «Баторий». На нем изображена Дева Мария с Младенцем Иисусом.




Вот и Святой Георгий.







У стены костела интересный памятник  капралу-медведю Войтеку с интересной историей, о котором я уже писала.
Перед Костелом св. Ежи небольшая площадь - когда-то здесь был рынок.


Интересно, что такие скульптуры в Польше почти всегда имеют четко выраженные национальные черты.


К костелу св. Георгия выходит самая знаменитая улица города Героев Монте Кассино, которая  некогда была дорогой, соединяющей два Сопота: Верхний и Нижний. Чтобы добраться из сельскохозяйственного, Верхнего Сопота к морю и расположенной прямо рядом с пляжем рыбацкой деревне в Нижнем Сопоте, следовало пройти по безымянной дороге, круто спускающейся к морскому берегу. Так началась карьера будущей улицы Морской, как места для прогулок и встреч гостей курорта Сопот. Немногое в этом отношении изменил ХХ век. С самого начала века, улица города Seestrasse стала курортным бульваром и главной осью, соединяющей железнодорожный вокзал с морем.


Морская улица с 1945 по 1956 годы называлась в честь Константина Рокоссовского, потом ее переименовали в улицу Героев Монте-Кассино (Bohaterów Monte Cassino). Название очень быстро было сокращено до "Монте-Кассино", и сразу после этого упрощено до "Mончяк".
 (Во время ВМВ возле итальянского монастыря Монте Кассино Второй Польский корпус в составе британской армии принимал участие в прорыве немецкой линии Густава; погибло более 900 поляков)


В течение всего послевоенного периода Moнчяк был представительной улицей Сопота, немного сонной в зимнее время, и расцветающей только в начала лета всевозможными цветами. Именно там можно было встретить самые вычурные марки автомобилей богатых граждан, которые с гордостью показывались публике во время проездов со скоростью движения 10 км/ч. Там, в многочисленных кафе и ресторанчиках, проходила летняя жизнь польских артистов. Организованный в Сопоте ежегодно с 1964 года фестиваль песни обеспечил большое количество звезд, которых можно было встретить на Мончяке.








Сегодня улица Героев Монте-Кассино, много лет закрытая для движения транспортных средств, - одна из самых посещаемых улиц Трёхградья. Куда-то исчезли замечательные автомобили, труднее встретить звезду сцены или эстрады, меньше повсеместного шика, но эта улица остается одной из главных достопримечательностей Сопота.
Этот скотч-терьер научен развязывать шнурки хозяйке к удовольствию публики.


Скульптура «Три Грации» в Сопоте находятся во дворе одноименных апартаментов. Ее создал польский скульптор Кшиштоф Беднарский, работа выполнена как постмодернистская интерпретация одноименной скульптуры античности и представляет собой три женские фигуры черного цвета, стоящие на руках. Каждая на одной ноге держит каплю коричневого цвета, другая нога полусогнута. Постаменты под каждой из фигур выполнены из бетона, окрашенного полосами в серый и оранжевый цвета.
Скульптор родился в 1953 году в городе Краков, в настоящее время проживает в Риме.
Любимым его материалом являются бронза, эпоксидная смола и алюминий.


"Вторая половина XIX века - период завоевания сильной позиции курорта в Сопоте - внес существенные изменения в архитектуру Сопота. Если спросить человека, который жил в Европе в ХIХ веке, с какой страной у него ассоциируется термин "курорт", вероятнее всего он бы ответил: " со Швейцарией". Сопот, достаточно большой, но еще недостаточно известный, курортный город, хотел хорошо выглядеть, поэтому не удивительно, что в XIX веке в его архитектуре появились элементы характерные для районов Альп.
Истинный расцвет эклектики Сопота приходится на конец XIX века и первые десятилетия ХХ века. Очень модный тогда "романтический историзм", то есть стиль, который черпал горстями со всех предыдущих эпох архитектуры, имел все основания для бурного роста в Сопоте. Кроме того, что заботились о красоте и деталях построенных тогда жилых зданий и пансионатов, но также приветствовались богатые декорации и сложные формы зданий. Метод был прост и заключался в снижении налогов на недвижимость тем домовладельцам, которые украшали фасады своих домов, придавая им разнообразные формы. Это привело к большому количеству разного рода эркеров, балконов, башенок, галерей, балюстрад, карнизов, и всего, что можно было поместить на фасадах вновь построенных домов. Своё место в этой системе нашёл также сецессион, с извилистыми линиями не столько в архитектуре, сколько в украшении домов в Сопоте. Архитектурное сочетание стилей, называемое "сопотским", создало в 1901 году в городе особую атмосферу, которая ощущается и сегодня.








К счастью, Сопот избежал серьезных разрушений во время II Мировой войны, современный Сопот не только заботится об архитектурном наследии прошлого, но и следит за тем, чтобы новые здания не резали глаза своей современностью. На сегодняшний день город является местом, где строят красиво, хотя есть и те, которые критикуют отдельные проекты. Сочетание городского стиля главных улиц с уютными улицами и монументальной архитектурой курортных объектов - именно это черты стиля курорта Сопот."


Кривой домик, Krzywy Domek, официально именуемый "Fantazjon", возведен в 2004 году. Он признан самым странным сооружением в мире. Архитекторов вдохновили на этот проект произведения польского художника-графика, иллюстратора детских сказок Janа Marcin Szancerа и чертежи шведского художника Perа Gustav Dahlbergа, который жил в Сопоте в течение многих лет. Создается впечатление, что сказочный домик поднялся на гребне волны или растаял на «курортном» солнышке. Нам он чем-то напомнил дворцы Гауди, Танцующий дом в Праге, Дом Хундерствассера в Вене. Кривой дом - это современный торговый и бизнес центр. Есть в нем и своя «Стена славы», на которой оставляют автографы знаменитости. По статистике, данный архитектурный шедевр является одним из самых фотографируемых зданий в мире.


Скульптура «Рыбак с уловом» выполнена польским художником и скульптором  Ежи Кендзёра (Jerzy Kędziora) и установлена в 2008 году. Эта фигура очень символична, ведь всего 200 лет назад Сопот был небольшой рыбацкой деревушкой.
Фигура юноши, балансирующего на проволоке и держащего в руке сетку с рыбой, выполнена из бронзы. Остается только удивляться, каким образом она укреплена на уровне крыш домов. Эта скульптурная композиция была выбрана жителями города из большого количества экспонатов выставки «Уличные художники», которая проводилась в Сопоте в 2008 году на майские праздники. А вопрос о том, как же эти довольно тяжелые скульптуры парят в воздухе и не переворачиваются под действием ветра и собственной силы тяжести, остается тайной создателя.
Его скульптуру "Переходящий реку" мы видели в Быдгоще, а здесь большая подборка фотографий работ художника. Где-то сохранила ссылку на его сайт, но теперь не могу найти.


Что изображает эта фигура, я не знаю, не удалось найти. Видимо, просто абстрактная городская скульптура.


Мы уже почти дошли до моря, впереди башня Старого маяка.


Это строение будто перенесено из Зеленоградска.


Как известно, "нормальные герои всегда идут в обход", поэтому мы пошли не к берегу, а на боковую улицу, рассматривать тот самый "стиль курорта Сопот".








Как мне кажется, это вообще современная постройка с имитацией фахверка.


А возле этого дома мы надолго застряли. Подзапущенная арт-резиденция, но очень завлекательная.












По соседству.






Этот дом новый, но в Сопоте совершенно уместный.


Этот из прошлых времен, прожитые годы хорошо видны.


Кашубы - этническая группа поляков, населяющая часть польского Поморья - Кашубию. Неофициальная столица кашубской этнической территории - город Картузы. Из крупных городов наибольший процент людей кашубского происхождения проживает в Гдыне. Изначально основным занятием большинства кашубов было рыболовство, сейчас большинство работает в сфере туризма.
Известность получил только один кашубский автор, написавший только один роман.  Это был Александр Майковский (1876-1938), врач по профессии, и одновременно кашубско-польский общественный деятель, литератор и публицист, с романом «Zece i przigode Remusa» («Жизнь и приключения Ремуса»), который был издан в 1938 году. Ему и посвящена мемориальная доска. А улица Хаффнера, в Сопоте мы все время встречаемся с его именем.


Дальше красивый и необитаемый дом. Мы словно родственника встретили: в Калининграде, в Зеленоградске таких больше, чем нужно бы. Надеемся, что в конце концов все будет хорошо с этим домом, и он сохранит аутентичные детали.











В основном, конечно, дома эпохи модерн приведены в порядок и выглядят очень достойно.






А мы возвращаемся на площадь перед Домом здоровья. Dom Zdrojowy , или Курортный дом - здание, расположенное на пирсе в Сопоте, вместе с прилегающим отелем сети Sheraton образует многофункциональный коммерческий комплекс. Курортный дом занимает площадь в 10105 кв.м, в нем расположены: спа-комплекс, конференц-центр, торговый центр, рестораны и бары, а также подземная парковка. В ближайших планах открытие бювета минеральных вод и художественной галереи.
Первое подобное здание было построено в Сопоте еще в 1824 году. Одноэтажное здание постепенно расширялось, в нем был открыт отель и банкетный зал. В 1879 году началось строительство спа-центра на том месте, где сегодня находится Курортный дом. Однако уже в 1909 году здание было снесено, а на его месте началось строительство третьего здания по проекту архитектора из Гданьска Карла Вебера. Официальное открытие состоялось 16 июня 1910 года. В отеле располагалось казино, а также бальный зал и изысканный ресторан. Курортный дом просуществовал до конца Второй мировой войны, но в 1945 году здание было сожжено. После передачи города польским властям, Курортный дом так и не был восстановлен вплоть до начала 21 века.


В 2006 году нашелся инвестор, который приступил к строительству четвертого Курортного дома. Архитектурный стиль был в значительной степени заимствован у предшественника, построенного в начале двадцатого века. Торжественное открытие Курортного дома состоялось 1 июля 2009 года.
Это его фасад со стороны моря.


Изысканное здание Бальнеологической клиники было возведено в 1903 году по проекту Пауля Пухмюлера и Генриха Дункеля на месте первого городского спа-комплекса врача Хаффнера. Сегодня здесь находится Поморский ревматологический центр.
Лечение осуществляется на основе соленой минеральной воды из источника Св. Войцех, она  подаётся из скважины с глубины 800 м. Этот солевой раствор с 4,4%-ным содержанием брома и йода содержит также большое количество калия, магния. Разбавленнaя в двадцать раз лечебная водa предлагается в бювете на третьем этаже нового Курортного дома. А в прекрасно восстановленном Южном парке oтдыхaющих ждут живописные фонтаны-грибки, из которых бежит сопотскaя лечебная вода. Её используют для ингаляций при хронических воспалительных заболеваниях и при аллергии верхних дыхательных путей. Кроме того, в бальнеологическом отделении ревматологической больницы предлагают процeдyры криотерапии, кинезиoтерапии, бальнеотерапии, гидротерапии, ингаляции и реабилитационные курсы лечения для органов опорно-двигательного aпaрaтa.


Мемориальная доска , посвященная Яну Хаффнеру.


Продолжение следует...

Сопот, путешествия, Польша

Previous post Next post
Up