Ноябрь 2016.
В первый раз мы поехали в Тоскану, чтобы там встретиться с дочерью и внуком. Во-первых, как-то всё быстро организовалось, во-вторых, мы рассчитывали на то, что нас будут водить, показывать и рассказывать, поэтому к путешествию не подготовились. Но накануне поездки в Сиену внук неожиданно заболел, и нам пришлось ехать, имея в голове только скудные сведения из какого-то формального путеводителя. Потом оказалось, что так тоже можно было, потому что впечатление было оглушительным. Мы не стремились осмотреть достопримечательности по списку, нас не сбивали чужие описания достоинств этих достопримечательностей, мы просто гуляли по узким улицам, петляли, возвращались и опять шли куда глаза глядят.
С момента отправления поезда нам всё казалось замечательным: и франтоватый машинист, настоящий итальянский мачо с его умопомрачительным шарфом, и пейзажи за окном.
Мы знали, что от желенодорожной станции Сиены нам нужно 20 минут подниматься на эскалаторах до остановки автобуса. Оттуда тоже открывается очень красивый вид.
А вот на какой остановке выходить - этого мы уже не знали. Я услышала, что какая-то женщина по-русски говорит по телефону. Подождала, пока она закончит разговор, спросила. Оказалось, что нам по пути. Женщина оказалась украинкой, что-то рассказывала о себе, о семье, мешая русские и итальянские слова, но я ее уже почти не слышала: всё это не имело никакого значения в средних веках, в тех шекспировских декорациях, среди которых мы очутились, под знаменами контрады-победительницы palio. Если я правильно поняла, это была Lupa, волчица. "Символ контрады - волчица в древней короне, кормящая близнецов Ромула и Рема. Цвета контрады чёрный и белый, отделанные оранжевым. Символ происходит из легенды, согласно которой Сиена была основана Сением, сыном Рема."
Пока мы еще не расстались с доброй женщиной, снимки на ходу, мелькают интересные фрагменты. Это ничего, что здание такое обшарпанное.
Табличка на стене указывает, что мы находимся в контраде Selva (Лес). Символ контрады - носорог, стоящий под дубом, на котором висит охотничье снаряжение. Традиционно обитатели контрады были ткачами, но во времена, когда контрады воевали, имели также славу превосходных лучников.
Пока только взглядываем на Пьяцца дель Кампо и на Торре дель Манджа.
Идем дальше по улице di Citta
и попадаем в контраду Орла, Aquila (Аквила). Символ контрады - чёрный двуглавый орёл, у которого в лапах держава, меч и скипетр. Контрада Орла одна из четырёх «благородных» контрад, на табличке так и написано: Nobile.
Здесь находится Палаццо Киджи - Сарачини. Дворец построен так, что в точности повторяет изгиб улицы. Строительство сооружения было начато еще в середине XII столетия по заказу одной из самых знаменитых семей Сиены - Марескотти.
Внутренние дворики - это всегда интересно, а в этом палаццо в особенности.
Во дворик ведет узкий длинный коридор, в котором находится статуя папы Юлия III.
Обратите внимание на гвельфовские зубцы стены. В Сиене только в переулке Vicolo dei Percennesi можно найти гибеллиновские зубцы в виде ласточкиных хвостов.
Во дворике есть старинный колодец,
башня,
Еще там есть оригинальный портик, созданный сиенскими мастерами в XVI столетии и декорированный фресками.
За прошедшие века, после смены владельцев, перестроек и модернизации 1932 года, в дворце была организована Академия музыки Киджиана, получившая всемирную известность. В современной Академии находится одна из самых богатых коллекций произведений искусства, которые были созданы известнейшими сиенскими художниками.
Идем дальше, смотрим, смотрим.
В Сиене потрясающе красивые магазины керамики. Здесь была тарелка с тончайшей сиенской сеткой, но она стоила 90 евро...
Да и прочие магазины собланительны.
К Дуомо пойдем потом, пока поворачиваем к базилике Сан Доменико.
И в конце концов мы выходим на улицу, ведущую к Сантуарию Екатерины Сиенской.
Это очень стыдно - признаться, что к тому моменту я имела об этой женщине совсем смутные представления? Потом уж прочитала о ее необыкновенной жизни. В 1939 году Католическая церковь провозгласила её покровительницей всей Италии (совместно с Франциском Ассизским). В 1970 году папа Павел VI приобщил её (совместно с Терезой Авильской) к числу учителей церкви, каковая честь никогда до этого не даровалась женщинам.
Мы уже почти пришли к Базилике Сан-Доменико.
И тут мы вышли на такую смотровую площадку, что были просто не в силах уйти оттуда.
Было так прекрасно, что мы решили пообедать без суеты и вдоволь насмотреться на то, что перед нами. И вот тут нам не свезло: это была самая гадкая пицца, которую мы когда-либо ели. Меж тем уже было нужно думать об обратном пути. Посмотрели на Базилику Сан-Доменико поближе
и пошли вниз, задерживаясь то там, то сям. То попадется старая-старая древесина,
то часовенка,
то опять Дуомо удачно в кадр попадет
Что-то выглядит вполне прозаически,
а что-то совсем наоборот. Ну что может быть романтичней улицы del Paradiso?
Еще видны башня и купол Дуомо,
уступами уходят вниз крыши.
Выходим на небольшую piazza Salimbeni, ограниченную с трех сторон дворцами Tantucci, Salimbeni и Spannocchi. Весь комплекс зданий, отреставрированный 19 веке Джузеппе Партини (Giuseppe Partini), принадлежит самому старому из ныне работающих в Европе банку - la Banca Monte dei Paschi di Siena. Несмотря на сильную стилистическую разницу в фасадах зданий, они образуют одну из самых уютных площадей города.
Palazzo Spannocchi первоначально был сооружен в 1471 году для богатого сиенского торговца Амброджио Спаннокки (Ambrogio Spannocchi). Строительство этого дворца должно было стать символом его влиятельности в городе и даже за его пределами, из-за чего на фасаде под карнизом появилась отличительная особенность здания - головы римских императоров.
А вот и скромный офис la Banca Monte dei Paschi di Siena. Как раз той осенью было много разговоров о крахе банка, который просуществовал почти 600 лет.
На площади шел концерт детского оркестра.
Они очень старались, и болельщиков у музыкантов было достаточно. Это было как-то особенно хорошо и уместно: музыка на предвечерней площади.
Наш день точно удался, но я еще не всё о нем рассказала, будет продолжение о Дуомо и Кампо.
P.S. "Контрады сложились в Средние Века, и основной их задачей было снабжать продовольствием и пополнениями войска, которые Сиена нанимала для защиты или для борьбы с Флоренцией. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием. Все значимые события в жизни сиенцев: рождения, свадьбы, похороны, праздники происходят внутри родной контрады как в большой семье. Свадьба не меняет принадлежность к контраде. Если женятся люди из разных контрад, то, обычно, родившиеся девочки принадлежат к контраде матери, а мальчики - к контраде отца. У каждой контрады имеется свой музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз, дружественная контрада (у контрад Гуся и Волчицы нет союзников) и противник. У четырёх контрад (Гусеницы, Дракона, Жирафа и Леса) нет официальных противников. Чаще всего соперниками оказываются граничащие друг с другом контрады.
Изначально было 59 контрад, но со временем их число сократилось до 17."