30 сентября.
Не интересных экскурсий с
Народным экскурсоводом еще не случалось, но эта была интереснейшая. Когда я начинала говорить знакомым, как было здОрово, то все реагировали одинаково: разве в Балтрайоне есть на что посмотреть?! Для нас эти места вообще terra incognita, никогда там не были, разве что иногда случается проезжать по улице Дзержинского. Народу собралось довольно много и оказалось, что это по преимуществу местные жители, которые хотели по-новому взглянть на привычное окружение.
Я буду обозначать номерами те источники, из которых брала информацию, а ссылки на них дам в конце. Конечно, письменный текст не заменит живого рассказа
Ирины Шуриновой, человека наблюдательного, мягко-ироничного и хорошо знающего место и его историю.
"Еще несколько лет назад район мясокомбината был одним из самых неприятных (а может, и самым неприятным) в Калининграде. Часто в объявлениях о продаже или о покупке квартиры писали: «Московский и Балтийский районы не предлагать». Риелторы называли эту формулу «ни бе, ни ме».
От Балтийского района отталкивала сложная криминогенная обстановка, а от Московского - тяжелый запах. Временами, когда на мясокомбинате из скелетов забитых животных варили костную муку, зловоние становилось совершенно невыносимым. Местные жители наглухо закрывали окна и старались лишний раз не выходить из дома.
Сейчас же, когда трубы предприятия перестали дымить, район, являющийся частью бывшего пригорода Кёнигсберга Розенау - в его названии отчетливо читается слово «розы», - вполне пригоден для прогулок. Особенно хорош этот уголок города осенью, когда опавшая листва, словно лепестки этих самых роз, окрашивает его местами в багровые тона…" [1]
Пригород Розенау вошел в городскую черту в 1908 году, а застраивать его начали с 1920 года. Архитектор Курт Фрик, профессор Кёнигсбергской академии художеств (участвовал в проектировании «Колонии Амалиенау», среди его самых известных работ кирха Христа в Ратсхофе) получил подряд на застройку. Именно он предложил чёткую планировку кварталов. Вспоминаем, что это кризисные годы Веймарской республики, то есть, тяжкие последствия войны и гиперинфляция. В это время в Кёнигсберге массово строят эконом-жилье.
Некоторые дома не ремонтировались с довоенных времен.
Что дом немецкий, всегда можно узнать по порталам, в советские времена такими излишествами не заморачивались. К счастью, не всё так фатально, некоторые дома отремонтированы, да и на этом доме новая крыша.
А еще в Розенау можно увидеть совершенно чудесные хаусмарки, которые копировались со средневековых манускриптов. Я сделала
приложение к этому посту с целой коллекцией хаусмарок, совсем неплохо сохранившихся.
Когда ходишь по Калининграду, невозможно не вспоминать о войне. Позже мы выйдем к зданию школы, которое в 1945-м уцелело чудом. "Из школьных окон открывается вид на завод “Электросварка” - бывший завод “Остверк”, где ремонтировались танки и самоходные орудия. 7 апреля 1945 года советские самолёты бомбили “Остверк”, и в этом бою майор Василий Козенков, которому только-только исполнился 21 год, повторил подвиг Николая Гастелло: когда его самолёт был подбит, Козенков направил горящую “железную птицу” прямо на “Остверк”. Взрыв был колоссальным... Памятник лётчику, посмертно удостоенному звания Героя Советского Союза, стоит на улице, носящей его имя..." [2]
По улице Козенкова мы идем к чудесной кирхе Розенау (в словах перемешались времена...)
Ирина ведет нас так, чтобы мы полнее увидели кирху в разных ракурсах и оценили ее красоту. Проходим мимо отремонтированных домов.
К нам относятся с несомненным любопытством. Люди знающие рассказывают, что когда экскурсии становятся регулярными, то жильцы их дожидаются, встречают и рассказывают какие-то свои истории.
В Розенау долго не было кирхи. "Участок земли под неё подарил евангелической общине владелец одного из здешних поместий Шульте-Хойтхауз.
Строили кирху долго. Несчастливая какая-то она оказалась: первый камень в её основание был заложен в 1914 году, аккурат за неделю до начала Первой мировой войны... Возобновилось строительство в 1925-м, но деньги, собранные на строительство, “съела” инфляция.
Правда, в 1926 году кирху всё-таки удалось освятить. Внешне она очень похожа на Понартскую: такая же асимметричная, со “сдвинутой набок” башней, из красного клинкерного кирпича, с довольно скромным внутренним убранством (единственный “атрибут роскоши” - часы на башне, но и они были подарены кирхе тогдашним обер-бургомистром). Но, видимо, Бог отмечает “непафосные” (как сказали бы сегодня) культовые сооружения - кирха уцелела во время ожесточённых боёв за Розенау. Хотя лупили по ней почём зря с обеих сторон!
В послевоенное время бывшая евангелическая кирха использовалась в качестве склада. В 1990-1992 годах её передали Русской православной церкви, отремонтировали и освятили." [2] Сейчас это Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Кирха полностью построена на пожертвования небогатых жителей, но город всё-таки помог тем, что разрешил взять для строительства камни старого полуразвалившегося замка, так что ее цоколь из 13 века.
Кирха возведена по проекту А. Пфлаума, о чем свидетельствует закладной камень.
Притвор находится с запада и имеет портал из белого песчаника, три двери которого символизируют Святую Троицу.
"В 1990 году, когда здание передавалось РПЦ, под крестом в барабане шпиля кирхи была найдена грамота, в которой строители сообщали о финансовых проблемах и заранее извинялись за возможный брак. Однако никаких серьезных недоработок со стороны щепетильных немецких мастеров обнаружено, насколько известно, не было." [1]
Когда отправляешься на такие прогулки, то часто встречаешься с удивительными людьми. Козуля Ирина Николаевана, руководитель воскресной школы, как раз из таких, спокойно могу причислить. Она провела для нас экскурсию по храму и его хорошо ухоженной территории, где живут растения с историей. Пояснила, откуда там появился пограничный столб.
А этот крест хотели сдать в металлолм... Еще Ирина Николаевна рассказала, что внук архитектора А. Пфлаума (везде написано так, только инициал) нашел в интернете фотографию храма, был счастлив состоянием здания, и этой теме в церкви посвящен стенд. Там вообще многое подписано, что довольно необычно.
Воскресная школа.
Внутри тепло и приветливо
По первоначальному проекту интерьер евангелической церкви должен был выдерживаться в красных и зеленых тонах, но в нынешнюю бытность он такой:
Выглядит прекрасно в перспективе улицы, она красивейшая.
Вот то, что нас совершенно поразило - "Volk schule (школа “для детей простого народа”. Она открылась в 1892 году. Двухэтажное здание было выполнено в популярном во второй половине ХIХ века архитектурном стиле “эклектика”. Этот стиль дерзко сочетал в себе художественные элементы, присущие готике, барокко, ренессансу, рококо, классицизму...
Так, фундамент “volk schule” был выложен камнями, полученными при разборке старинных городских крепостных сооружений. Стены - мощные, из клинкерного кирпича, зато окна - высокие, арочные, что придавало зданию некоторую “ажурность”, несмотря на приземистое каменное основание." [2]
Здесь и по сей день школа.
Здесь написано, что использованы камни от старых крепостных сооружений, но Ирина сказала, что разбирался всё тот же замок, который назывался Иерусалим. И улица-то называлась Иерусалимер-штрассе, потому что вела к замку.
Вот только, по-моему, зря покрасили эти камни...
"...В 1928 году школу несколько перестроили. Фахверковым способом (т.е. с помощью каркасной системы, состоящей из связанных между собой брусьев-стоек и балок, промежутки между которыми заполнены кирпичом, камнем, глиной и другими строительными материалами) была приподнята центральная часть здания (появился третий этаж). Кроме того, были сделаны спортивный зал и бассейн. (NB!)
По некоторым сведениям, куратором и спонсором школы выступал в это время Фабрициус Ян, известный футболист команды Восточной Пруссии - и школа, приобретшая спортивный уклон, стала носить его имя: Jahn-Schule, т.е. “школа Яна”. [2]
"На сайте школы можно прочитать, что в ее дворе был роскошный сад, главным украшением которого являлся «священный тополь». На нем висел градусник. Зимой не самые прилежные ученики имели обыкновение понижать показываемую им температуру с помощью кубиков льда, а летом - натирать термометр о шершавую материю в надежде, что занятия по причине погодных аномалий отменят. Однако номера эти, насколько известно, проходили редко, поскольку преподаватели были не лыком шиты. Также сохранились сведения, что детям категорически запрещалось забираться на этот тополь. Нарушителей на месяц исключали из школы." [1]
В 2009 году тополь был еще жив, но теперь уж нет. «…По всей школе имелись специальные отверстия в стенах (“loch”), дабы директор, прогуливаясь по коридорам во время уроков, мог проверить дисциплину в классах и качество преподавания, не открывая дверей…
Кое-где в кабинетах, под классными досками, до сих пор сохранились каминные выемки, где когда-то сжигались торфяные брикеты...» [2]
До 1946 года центрального отопления не было, каждый класс отапливался не очень-то греющими торфяными брикетами. Наверное, здесь был подвал для брикетов.
Без сомнений, у школьников была сильная мотивация для того, чтобы сбежать с уроков: через дорогу располагался кинотеатр. Теперь ни за что не догадаться, что это здесь:
На первом этаже дома, действовал до 1963 года, здесь был вход. А ящик-то какой, что за фактура и игра оттенков!
До строительства мясобойни чистая речка Лесная поила весь район. Здесь были сады, и улица Яблочная не случайно так называется. Теперь речку никто чистой не назовет, к тому же она вонько пахнет.
Котов здесь во множестве, видимо, еще со времен работающего мясокомбината. Этот нашел теплое местечко.
Как справедливо говорит Ирина, архитектура - это и всякие служебные постройки. Очень похоже, что эта трансформаторная будка в прежней жизни была домиком огородника. «Вплоть до начала ХХ века Розенау выглядел по-деревенски. Как, собственно, и весь район, именуемый ныне Московским. Из 584 га его территории 416 га занимали пашни, 74 - луга, 78 га - леса, предназначенные для рубки деревьев, и только 16 га - всё остальное.» [2]
Совсем близко от того кинотеатра, который мы уже видели, находится другой, «Многие думают, что это немецкое здание. Но, если присмотреться, станет ясно, что это обыкновенный, можно сказать, типовой советский кинотеатр 1950-х годов. Очень похожих или даже точно таких же - с ионическими колоннами - в стране построено великое множество. Тем не менее для нашего города это в известном смысле уникальное сооружение. Зданий, построенных в сталинские и первые послесталинские годы (кинотеатр был открыт 14 января 1956 г.), здесь раз-два и обчелся.» [1]
Работали они нисколько не мешая друг другу, но и этот не пережил новейших времен. Перед ним был фонтан с фигурками четырех мальчишек, но мальчики, очевидно, убежали, фонтан стал неухоженной клумбой...
Это прямо напротив мясокомбината, туда-то мы и пойдем, когда я напишу
продолжение. Вон туда, где растет роскошная ива.
[1]
"Розенау: уголок в багровых тонах"[2]
"РОЗОВЫЙ КЁНИГСБЕРГ. У Дзержинки шипы багровые - от крови"