Сегодня я решила поделиться некоторыми секретами по воспитанию детей. Вспоминаю рекламный ролик, где девочка, сидя перед зеркалом, рассказывает маме о своем распорядке дня. Чего только она не делает за день?!?! И живопись, и спорт, и иностранный, и танцы, и музыка... Тут и взрослый организм нагрузок не выдержит. А мама в ролике предлагает ей баночку не то йогурта, не то кефира - для поддержания сил, так сказать. Йогурт с кефиром, конечно никакого отношения к моей статье не имеют, но вот о нагрузках на детей я хочу сегодня поговорить подробнее. Я не буду сегодня разбирать ужасные случаи насилия и издевательств над детьми, коих не мало, к сожалению. В этой статье я хочу показать типичные ошибки, которые допускают любящие и нежные родители. Поговорим о благополучных семьях.
Почти все родители, за исключением особых патологических случаев, желают своим детям всего самого лучшего. Лучшего воспитания, образования, обеспечения. Все мы - папы и мамы - возлагаем большие надежды на будущее наших детей. В России, традиционно, в воспитании ребенка, довольно часто принимают участие еще и бабушки с дедушками. По закону природы мать, обладая материнским инстинктом и любовью к своему малышу, с самого рождения обеспечивает его питанием и безопасностью. И как же часто мы мечтаем о прекрасном и светлом будущем для своего ребенка!!! И как же редко ребенок, вырастая, оправдывает наши ожидания. А ведь сколько сил, терпения, средств вложено в его обучение и воспитание.
Мама мечтала, что сынок вырастет адмиралом флота, а он - придурок, под подъездом с банкой пива сидит с дружками и на весь двор матерится и прохожих задирает. Дочка с пяти лет английский с французским учила учила, да так и не выучила ничего. А сколько лет мама водила её на курсы, сидела за уроками и платила репетиторам... Что же происходит? Почему так часто дети не оправдывают надежд родителей и вырастают совсем не теми людьми, какими мы мечтаем их видеть? Мы говорим - "Влияние улицы, школы, друзей!!! Мы ведь хорошие родители!!! И если бы не "дружок Петька" - сынок вон той дуры из соседнего подъезда... Мой, никогда бы не стал наркотиков принимать. Он ведь у меня отличник в школе был."
Так вот - улица, школа, педагоги не виноваты... Иначе все ученики в классе, у одного классного руководителя становились бы великими математиками, а у другого пьянчужками. Или все мальчишки с одного двора стали бы знаменитыми футболистами, а из соседнего наркоманами - абсурд. Только семья и родители несут ответственность за то, как сформировался человек и каким он вырос. И даже если намерения родителей были самыми лучшими, но при воспитании ребенка были допущены ошибки, то вместо того, что бы стать талантливым изобретателем, ваш ребенок может стать подзаборным пьяницей.Конечно, ни у кого из родителей нету плохих намерений. Просто родители, калечат психику детей, даже не подозревая об этом. Порой
родительская опека бывает чрезмерной и приносит больше вреда, чем пользы. Это является следствием психологической безграмотности большей части населения.Это касается не только семьи, но и педагогов, и воспитателей. Так что же происходит?
Первая и самая распространенная ошибка большинства родителей, даже самых хороших и любящих - видение ребенка через себя. Что это значит? А вот что - мы пытаемся исполнить СВОИ несбывшиеся мечты и надежды через ребенка. Довольно часто, папа, мечтавший в юности стать военным, отдает сына в суворовское училище. Или мама, которая мечтала стать танцовщицей, отдает дочку в балет. Родители пытаются сделать из детей тех, кем не стали сами. Но ведь ребенка никто не спрашивал. "Да что его спрашивать? От горшка два вершка - разве такой малыш может знать, что для него лучше, а что хуже?" Представьте себе - МОЖЕТ!!! То есть, конечно - не то, что бы выбрать профессию и озвучить свой выбор, но признаки, по которым родители могут отличить способности малыша есть. И признаки эти очень явные. Люди отличаются по векторам, причем гораздо больше, чем рыбка от птички. Опытный системно векторный психолог с абсолютной точностью может определить, к чему у ребенка есть талант, а чем ему заниматься не нужно.
Разумеется, прилагая определенные усилия, можно заставить ребенка заниматься, к примеру, рисованием. Но конечный результат будет не одинаков у детей с разными векторами. Если ребенок с анальным вектором, то он будет очень стараться и при наличии в его векторальном наборе зрительного вектора, может стать великим живописцем. Если к анально - зрительной связке добавляется звуковой вектор, то может развиться талант абстракциониста. А вот если анальный без "зрения", то за десять лет обучения, так ничему и не сможет научиться, хотя будет прилагать усилия и проявлять усидчивость и прилежание, особенно, если мама и преподаватель будут хвалить. Конечно, он научится рисовать, но весьма посредственно - в его психическом просто нет таких свойств. Ничего плохого, в том, что он не станет живописцем, конечно нету. Но время будет потрачено зря и к тому же окажет пагубное влияние на его мироощущение. Ведь он будет видеть более талантливых художников и конечно же станет считать себя неудачником, будет жить в обидах и, по сути, станет несчастным человеком. И куда его это заведет? Тут уже события могут развиваться по разным сценариям, но ничего хорошего не будет - это точно.
Человек с анальным вектором, вполне может быть связан с искусством, но в другом смысле - он может стать прекрасным экспертом в области искусств, историком в этой же сфере, музейным работником, аукционистом, преподавателем, антикваром. Но без зрительного вектора художника не будет никогда. Я привела профессию художника в качестве примера, но это касается и других профессий.Вектора человека определяют его скрытые желания. И вполне возможно, что родители решая за ребенка его судьбу и пытаясь прививать ему навыки не свойственные его натуре, пытаются наполнить пустоту именно в СВОИХ векторах, реализовать СВОИ скрытые желания. Замечательно, конечно, если иногда, случайно, люди угадывают способности малыша, и это не идет в разрез с его натурой. Но это напоминает лотерею, с очень маленьким процентом выигрыша. Большинство родителей, не знакомых с системно-векторной психологией обладают РАЦИОНАЛЬНЫМ мышлением - делаем, то что нам нравится, порой совершая ошибки, и подводим рациональное объяснение своим действиям. Системное же мышление позволяет нам действовать безошибочно и точно.
Бывают и другие ситуации - родители пытаются максимально загрузить ребенка занятиями в разных кружках, секциях, школах. Намерения их ясны - всестороннее, максимальное развитие, да и чтобы время было занято и глупостями не занимался. Но это тоже не всегда верный путь. Даже если ребенок с энтузиазмом берется за новое увлечение, то это не всегда означает, что вы разгадали его талант. Через некоторое время ему это может надоесть и, поняв, что ему не интересно, забросит занятие, которым сначала увлекался просто из любопытства - пробовал, так сказать. И бегают эти несчастные детки целый день по разным урокам, причем, сами не понимая зачем. Но мама находит рационализации и умело стимулирует малыша - ласками, уговорами, объяснениями необходимости, а иногда и откровенным шантажом, манипуляциями, наказанием. Но удовлетворяет она не его потребности, а свои амбиции, при этом весьма логично объясняя себе и окружающим, что это всё для ребенка, что бы не вырос дураком. И иностранный, и фигурное катание, и скрипка, и шахматы. Этот путь тоже не верен. Ребенок лишен детства, и всё равно эти навыки никогда не будут реализованы до конца.
Вспомните сколько школьных предметов мы изучали в детстве, но ни один из нас не может похвастаться, что помнит в равной степени все предметы - биологию, физику, химию, литературу, математику, географию... Даже если вы были отличником и первым учеником в классе. В лучшем случае до 4-5 класса, и то не все предметы. А ведь учителя и родители заставляли нас учить историю и химию, и занимались мы этими дисциплинами не один год. Кто-то может спросить - "Так что? Совсем всё пустить на самотек и позволить ребенку расти и развиваться естественно?" Нет. Для того, что бы вырасти счастливым реализованным человеком, ребенку необходимы забота, внимание и поддержка родителей и общества. Конечно, мама должна направлять процесс воспитания и образования в нужное русло. Проблема в том, что родители часто принимают неверные решения в отношении своих детей и стараются сделать из них тех, кем они не являются.
Куда лучше было бы, понимая природную программу ребенка, направить его энергию в нужное русло, ведь все равно рыбку нельзя научить летать, а сокола плавать под водой. Проблема в том, что мы часто принимаем плавнички за крылышки и очень упорствуем в том, чтобы доказать, что рыбка может полететь и вырастет орлом. В итоге птичка всё равно не вырастет, и мы получим несчастную убогую рыбешку с комплексом неудачника. А мог бы получиться прекрасный дельфин, знай мы вовремя, что его нужно положить в воду, а не закидывать на дерево.
К счастью, выход есть. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана очень подробно описаны методы диагностики векторов - ведь каждый
ребенок особенный. Конечно, любая мать лучше знает, что нужно её малышу, но обладая знаниями о природе человека, куда проще будет определиться с направлением в воспитании и не допустить ошибок, которые могут в недалеком будущем повлиять на судьбу вашего ребенка. При правильном подходе к воспитанию, ваш ребенок сможет быть счастлив в паре, коллективе, обществе. В наших силах вырастить из подрастающего поколения сильных, красивых, реализованных людей.
Автор Фролова Оксана
статья написана по материалам тренинга по
Системно-векторной психологии Юрия Бурлана рекомендовано к прочтению
Психология и педагогика - системное понимание