Безусловно, в фразе "профессия накладывает на человека [не]исправимый отпечаток" есть большой кусок истины. Особенно хорошо это я сейчас вижу по спорам с Алёнкой - то, что для неё очевидно, для меня - далеко нет, что для неё несущественно - для меня почти жизненно важно. Часто такие расхождения связаны именно с моей "технической" особенностью мышления. Где-то я прав, где-то нет. Да, я не не считаю, что деньги, списанные с карточки, гарантируют мне место в самолёте. Да, для меня важно иметь "план Б" на случай тех неприятностей, которые кому-то и неприятностями не покажутся.
"Повёрнутая" голова приносит свои проблемы, однако от неё есть и плюсы. Она обладает профессиональным чутьём или видением, если хотите. Например, Алёнка мне с примерами объяснила, где на этом листике скрывается мошенничество:
Это её профессиональное видение.
Моё видение - программистское. Я неплохо чую, как мне кажется, нарушения логики, причинно-следственных связей и адекватности в высказываниях. Вижу, в чём разница между научным текстом в моей компетенции и псевдонаучным, поскольку различаю убедительные и неубедительные доказательства. И, какой я есть разработчик корпоративных информационных систем, вижу херню в интернет-приложениях.
Сайт РЖД давно уже является "притчей во языцех". То он тормозит, то выглядит ужасно, то неудобен - у всех свои претензии. Это реально сложный проект высокой нагруженности, который, меж тем, развивается. В последнее время он обзавёлся почти приличным клиентским JS, даже с элементами ajax. Создаётся впечатление, что в команде есть хорошие разработчики, но что-то (или кто-то) мешает им провести комплексное улучшение работы сайта. Возможно, они боятся трогать эту махину - любой серьёзный рефакторинг чреват волной багов, требующих правки уже "по живому". Вот и обрастает он потихоньку костылями и уже привычными багами. Любимая многими необходимость двукратной авторизации при покупке билета, двукратная оплата при покупке билета туда и обратно и т.п.
Кроме багов и неудобств в системах такого размера неизбежно возникают странности и неадекватности. Вызваны они, обычно, не ошибками программистов, а ошибками проектировщиков и аналитиков (ежели такие имеются). Последняя фигня случилась со мной вчера, о ней и речь. РЖД этим летом обзавелась бонусной программой "для богатых пассажиров"
РЖД Бонус. Система вынесена за пределы основного портала, что, вероятно, указывает на нежелание новых(?) разработчиков разгребать legacy-код предыдущей команды. Подозреваю, что подрядчики постарались максимально изолировать систему, даже исключив интеграцию с уже существующей клиентской базой, и выкатив разработчикам основного портала, например, RESTFUL-API. Задачей же разработчиков портала стало добавление функциональности к существующему алгоритму покупки билета.
Вот тут-то и зарылась собака. Программисты ticket.rzd.ru ввинтили окошко, в котором предлагают ввести номер бонусной программы, а также придумали адский способ выполнения требования программы (бонусы можно получить только за билет на своё имя): перезаписывать данные, введённые пользователем на данные из бонусной программы. Об этом даже мелким шрифтом разместили объявление. При этом, они допустили рассогласованность в интерфейсе, которая послужила причиной ряда моих писем и звонка в службу поддержки. Приведу выжимку, объясняющую суть проблемы:
Не знаю, возможно кто-то считает мои претензии необоснованными, но мне кажется, что подобного рода информационные системы создаются для пользователей, а значит должны учитывать сценарии их поведения. Да, я уже давно не читаю мелкий шрифт на сайте РЖД, потому что помню его наизусть. Он поменялся - я виноват, я за это заплатил квестом по сдаче билета. Но если есть прецедент, и есть даже
стандартная отписка, то не повод ли это задуматься, может быть мы сделали что-то не так?
PS я всё равно надеюсь на победу разума!
PPS Совсем забыл, что хотел написать про доверие к своей информационной системе. В на сайте вы можете купить билет, оплатив его через шлюз ТрансКредитБанка. Однако сдача билета через интерфейс сайта не предусмотрена (хотя даже ирландский хостел-оператор позволил мне вернуть мои деньги в 2 клика). Мне кажется, это свидетельствует о том, что РЖД доверяет безопасности транзакций своего карманного банка, однако не может оказать такого финансового доверия своему порталу. Задумайтесь.