Посажение на коня. Возрождение старинного обряда в станице Гостагаевской

Jan 15, 2020 11:20



15 ЯНВАРЯ 2010 года в в мемориальном парке станицы Гостагаевской состоялся обряд "посажение на коня" для учащихся казачьего 1-А класса школы № 15.
Мероприятие для юных казачат организовали клуб военно-патриотического воспитания "Кордон" Анапского РКО, районное отделение Союза казачьей молодёжи Кубани и казаки станицы. Старинный народный обряд проводился в станице впервые, но прошел он весело и интересно. Это можно было судить по восторгам первоклашек и улыбкам их родителей. Собравшихся благославил настоятель Свято-Троицкого храма отец Георгий. Присутствовал здесь и второй священник - протоиерей Александр, настоятель храма Дмитрия Солунского станицы Мингрельской. Он специально приехал чтобы посадить на коня своего крестника. Руководитель Анапского отделения СКМК старший урядник Максим Черняков рассказал, что в давние времена детей сажали именно крестные отцы. Но сейчас это не всегда возможно сделать, да и кони к тому же есть не в каждой семье. Поэтому двух коней верхом пригнали из конюшни конно-спортивной базы "Вольница" казаки Кирилл Тиховецкий и Сергей Свистунов, а в седло мальчишек и девчонок садил атаман станичного общества Сергей Агафонов.
Наверняка об этом дне у ребят сохранятся добрые воспоминания. Каждому давали в руку нагайку и юный наездник делал почетный круг.
А в завершение мероприятия казачатам показали помещение клуба "Кордон", где состоялось чаепитие. Здесь же ребята могли посмотреть макет автомата Калашникова, пневматические винтовки, попробовать себя в метании ножей и дротиков.
Всего в мероприятии участвовало 27 школьников.

* * *
Вот такую информацию я сочинил для штаба Анапского РКО (давненько я не писал официальных текстов!).
А на самом деле было так.
Привезли меня на какую-то заимку... Ну это я так про себя назвал это место. Потому что жилья человеческого нет вокруг. Недалеко трасса проходит, машины проносятся. Пруд синеет вдалеке. И какие-то постройки. Конюшня, как я понял. На вывеске "КСБ Вольница", ворота, калиточка для вида, на крючке, грязюка, лужи... Хорошо, что я надел берцы. Грязь тут липучая. как клей.
Кроме конюшни, тут есть помещение для занятий со столом длинным, в углу икона. Амуниция для лошадей. На территории какой-то мужчина соскребает в кучу солому и мусор, курится дымок костра. На большой скирде из валков сена две кошки резвятся. Чёрная собака с широкой мордой (кличка Черкес) носится вокруг меня. А я в своей куртке, которую надеваю и в пир и в мир, боюсь, что собака на меня начнёт скакать и лапами измажет. Скорее нашёл ей палку, сунул в зубы, попробовал отобрать. Собака зарычала злобно, я отпустил палку - пусть себе бегает. Бараны кучкой лохматые бредут - испугались меня, побежали прочь. А на озере птица - журавль не журавль - на длинных черных ногах с длинной изогнутой шеей. Тоже испугалась улетела на другой берег...
С лошадями я тоже всегда осторожен. Знаю, что характер у них разный, как и у людей. Укусить могут. Или лягнуть. Поэтому ни сзади, ни спереди к ним не подхожу близко. Сахара у меня с собой нет, чтобы угостить. Ну просто погладил одну лошадь по морде. Да что ей с этого? Жизнь лошадиная слаще не стала. Хотя, говорят, доброе слово и собаке приятно.
Там штук двадцать лошадей. Две из них подготовлены инструктором, девушкой Настей (кажется так ее зовут, и мне ее потом в Гостагаевской предстваят), и стоят в конюшне, а остальные на дворе у изгороди с кормушек едят сено. Аж хруст стоит! Я никогда не слышал, как лошади сеном хрустят.
Сергей Свистунов, он крепыш невысокого роста, весельчак надевает узду на коня, ведет его седлать. А Кирилл Тиховецкий с трудом натянул узду на выбранного для коня по кличке Витязь. Вот оказывается, уздечки разного размера бывают, не на каждую лошадиную морду подходят... У крыльца конторы (так ее назовем) стали седлать.
Потом они вдвоём поскакали в Гостагаевскую, напрямки через поля. А мы с Игорем Сидельниковым на машине - по трассе. Приехали, встали недалеко от спортивной школы, где в подвале располагается учебный класс и тренировочный зал "Кордона", и ждали еще целый час.

К 12 часам подтянулись к парку. Сергей и Кирилл переоделись в черкески. Они на конях, а я пешком. Там уже полно народу: детей из школы привели 1-А класс, казаки-станичники, родители детишек, два священника, просто любопытствующие. Здесь же ко мне подошел и поинтересовался, что тут будет, краевед Валерий Валиев. Не знаю, может быть, он живет здесь.
Максим Черняков, наш комсомольский вождь (так его в шутку зовут, он возглавляет Анапский Союз казачьей молодежи), сказал об истории праздника. Он тоже в черкеске, подтянут, с черной модной бородкой. Священник местного Свято-Троицкого храма о. Георгий пропел "Царю Небесный...", матушка второго священника о. Александра подпевала ему тоненько. Отец Александр приехал аж из станицы Мингрельской, чтобы посадить на коня своего крестника. По традиции на коня казачонка должен посадить крёстный отец. Вот он и приехал по специально для этого. Но сейчас времена другие: где у всех крёстные отцы, да чтоб еще не формальные, настоящие. и чтобы жили тут же? А кони? Где теперь их взять? Да и в семьях не все придерживаются традиций, да и не знают их. Вот поэтому казаки и школа взялись за это. Так что старый обряд приобретает новые черты. Поэтому на коня детишек подсаживал атаман Гостагаевской станицы Агафонов. А Сергей Свистунов и Кирилл Тишевецкий брали коней под уздцы и делали небольшой круг по парку вокруг мемориала, где выбиты имена погибших на войне. Тут же могила комсомольцев, убитых в Гражданскую. Так вот времена меняются - всё возвратилось на круги своя: и священники, и казаки, и традиции...
Кстати, обряд проводился с мальчиками. Но теперь и в этом новые веяния - девочки тоже хотят на коне посидеть, и сидят с удовольствием, смело! У некоторых детей не было кубанок - им кто-нибудь давал свою проехать в седле.



история, казаки

Previous post Next post
Up