Система взаимоотношений преподаватель, наставник , учитель / студент , ученик в системе творческого учебного заведения.
Прочитала книгу митрополита Антония Сурожского " Быть христианином " .
В главе " духовность и духовничество "
http://azbyka.ru/dictionary/21/surozhskiy_byt_hristianinom_06-all.shtml -(здесь можно прочитать полностью главу)
здесь цитаты :
Думаю ,то что ниже сказано про духовную жизнь , можно и отнести ( как бы рискованно это не было) например к творческой жизни художника с ранних её начинаний( но не буквально и логика здесь непрямая ) .
1) "...В житиях святых можно увидеть, как большие старцы это умели делать, как они умели быть собой , но прозреть в другом человеке его исключительное, неповторимое свойство , и дать этому человеку, и другому, и третьему возможность быть тоже самими собой, а не репликами этого старца или, еще хуже, его трафаретным повторением...."
"...в результате духовническая деятельность может представиться, с одной стороны, гораздо менее активной, а с другой стороны - гораздо более значительной, чем мы часто думаем...."
2)" И часто молодые священники - молодые или по возрасту, или по своей духовной зрелости или незрелости - “управляют” своими духовными детьми вместо того, чтобы их взращивать..."
3)"... Взращивать - это значит относиться к ним и поступать с ними так, как садовник относится к цветам или к растениям: надо знать природу почвы, надо знать природу растения, надо знать условия, в которые они поставлены, климатические или другие, и только тогда можно помочь - и это всё, что можно сделать - помочь этому растению развиться так, как ему свойственно по его собственной природе. Ломать человека для того, чтобы его сделать подобным себе - нельзя. ..."
4)"... человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру собственного его призвания...."
5)"...Послушание же заключается именно в том, что я сказал выше: в слушании всеми силами души. Но это обязывает в равной мере и духовника, и послушника; потому что духовник должен прислушиваться всем своим опытом, всем своим существом и всей своей молитвой, и скажу больше: всем действием в нем благодати Всесвятаго Духа, к тому, что совершает Дух Святой в человеке, который ему доверился. Он должен уметь проследить пути Духа Святого в нем, он должен благоговеть перед тем, что Бог совершает, а не стараться воспитать либо по своему образцу , либо по тому, как ему кажется, человек должен бы развиться, как “жертва” его духовного водительства...."
6)"....Мне кажется, тут надо очень зряче различать между нашим желанием сделать человека подобным себе и желанием сделать его подобным Христу..."
Я не в коем случае не сравниваю мирские отношения с отношениями совершенно другого порядка ,но лишь фиксирую пользу примеров возможного общения внутри диалога.
Там описана система отношений и ошибок духовного отца и его духовного чада и так же такое явление как младостарчество . Понимаю лихо и рискованно я сейчас перескочила , но мне показалось , что те отношения и некоторые советы ,что описаны Антонием Сурожским , вполне универсальны и могут быть перенесены на многие системы отношений и в том числе и на систему взаимоотношений преподаватель / студент в системе ТВОРЧЕСКОГО вуза ( но учитывая , что эти отношения ( духовник / духовное чадо) несколько другого уровня ) .