Опять про "CONTRA MATER".
У нас в сообществе было несколько постов на тему этой выставки
1)
о том, что художников обидели, наехали, но не бульдозером :)
2)
о рекламе выставки 3)
о сюжете на тв-культура И говорилось о какой-то встрече, где участники выставки типа всё объяснили:) Видимо мы эти объяснения сейчас можем увидеть в виде текста . Сейчас модно любую тусовку называть "мастер-классом", и вот в данном случае мероприятие названо "мастер-класс участников CONTRA MATER". Оно проходило в начале октября, и все нижеследующие материалы в наше сообщество любезно предоставила блоггер
nastyab .
Далее, под катом её текст:
...в уютный субботний вечер, побывали на мастер-классе по выставке CONTRA MATER в строгановке. Представляю расшифровку с диктофона ... Так же можно заценить вопросы из зала от студентов. С пунктуацией не дружу.
Кошелев:
Не секрет, наверное, что строгановка дает не так много художников сегодня, как хотелось бы. Не много художников среди выпускников и среди преподавателей, и это ощущалось в мое время студентом, а это было некоторое время назад.
Поэтому координатор проекта CONTRA MATER Кирилл Николаевич Гаврилин поручил нам провести небольшой ликбез по поводу того, что такое явление, которое, грубо говоря, можно назвать явлением новой строгановской школы.
Это, конечно, не совсем школа, в традиционном понимании, скорее совокупность тех художников которые вошли в современное российское искусство выйдя из этих стен.
Проект представляет художников с разной коммерческой успешностью, разного, как называется, условного капитала, но тем не менее, их можно видеть в достаточно современных галереях, на каких то значимых культурных мероприятиях, пусть в той или иной мере.
Они принадлежат современному визуальному миру и являются его значимыми частями.
Илья Романов. part 1
Добрый вечер, прежде всего хочу сказать что я закончил строгановку вот эту alma mater, собственно как все участники сегодняшнего мастер-класса - Соколов Алексей, Кошелев Егор.
В общем-то, мы не видим сильной дисгармонии между академическим образованием и непосредственно творчеством, поскольку академическое образование всегда должно даваться посредством каких то канонов, которые постоянно меняются.
В течении учебы сложно, но учиться необходимо для расширения технических возможностей. Это никак не входит в противоречие творчеству, только помогает.
Всех троих художников можно отнести к неомодернистам по сути, поскольку, как вы видели выставку, все представленные работы, грубо говоря, означают то, что означают.
То есть, никаких концептуальных отсылок , контекста, текста. На этом акцент не ставится. Но концептуальным здесь является сама художественная практика. Что я имею в виду? Мне кажется что сейчас в данной ситуации самое интересное это вот именно практика художника, которая как эксперимент растянут по времени, то есть длительная работа, когда один проект гармонично дополняет следующий. То есть перетекание в формальных поисках и, собственно, идеологических.
Сейчас я покажу некоторые старые работы - графические, живописные и объекты. Меня всегда как художника вот интересовала больше всего работа с экспрессией и поверхностью. Поверхностью, как художественный метод в практике, это зрительное акцентирование, экспериментирование. Меня интересует больше всего какие то экспрессивные свойства материала. Я работал в техниках линогравюры, живописи, и потом перешел на работу с деревом. Это вот живописная работа. Опять же акцент на поверхности и фактуре. То есть я холст всячески деформировал, поджигал.
- а какое название работы?
Название у меня особо не имеет значения потому, что, как я сказал, как неомодернист мне важно и больше интересно работать с формой. И работы не имеют подтекста, они репрезентуют то что они сами есть.
- а цель какая?
Цель? Найти свой язык. А искусство это язык. Один из универсальнейших языков. Поэтому расширяю возможности своей практики, ставлю себе задачу поработать с материалом и исследую его возможности. И он на первых порах диктует мне и название и подход. А потом как бы уже я задаю . Но это в основном. Я занимался экспрессионизмом, затем как я уже говорил я занимался линогравюрой. И стал экспериментировать с тем что переводить язык линогравюры в живопись. И постепенно экспериментируя с линолеумом, то есть в линогравюре печатная доска линолеума она как такой рельеф, довольно красивая вещь. И я заметил в какой то момент, что оттиски гораздо слабее чем сама доска. И стал экспериментировать с линолеумом не как с печатной формой, а как с самостоятельной работой, как с объектом. ,
Появилась такая серия поверхностей. Такие вот рельефы я делал с отсылкой на автоматическое письмо то есть я не делал никаких предварительных набросков а просто отдавался работе с материалом полностью и от этого работы приобретали даже какую-то связь с искусством. Такие вот вещи где собственно страх материала не угадывался. Но это и хорошо.
Работы с деревом. Опять же меня интересуют какие то вещи вот не высоко технологические. Часто встречается увлечение новыми технологиями. Мне больше импонирует позиция что искусство это больше в сторону религии чем технологии. Поэтому я обращаюсь к каким-то таким материалам.
Вот это опять же линолеум крупный очень рельеф. 3 на 1м. Для выставки. Потом опять же существует у меня серия готический супрематизм. Представляет собой такой эксперимент с минималистической живописью. Опять же, меня интересует метафизические аспекты искусства. Не сиюминутные, а какие-то во многом абстрактные вещи, понятия. Пустота, заполненность, пространство, что есть пространство, обыгрывание его. Дело в том что, у меня существует в рамках этого проекта много холстов нестандартной формы, экстремальных пропорций. То есть, холст на подрамнике, который является модулем и, в зависимости от интерьера, я собираю то, что мне нравится. Например вот эта композиция на тему масонства.
Потому что вот опять же интересная деталь, если заметить в 18 веке прямая колонна означает что архитектор масон. Колонна символизирует божественное и человеческое, соединенное в одно. А вот на выставке CONTRA MATER я объединил. Здесь три темы связанные формой литографии, рельефа и такие вот минималистические модули. Это история как раз о контрасте академического и всего такого, неопределенного. Вот собственно эта работа. Так же использованы фрагменты дерева , которые были обработаны для получения смолы для каучуковой промышленности. Это дерево так обрабатывают, чтобы смола выделялась. И эти фрагменты использованы как некоторая дикость рядом с стройностью такой.
И собственно это все логично. Опять же, проблемы академического образования, творчества и я, собственно, не вижу никакого диссонанса. Художественная практика это совершенно не связано с образованием, абсолютно. Художественная практика это ваша честность, на самом деле, и то, что вам интересно. Это может быть не связано с обучением, знаниями в области построения.
Хочется рассказать о художниках, которые мне нравятся, опять же, близких по духу. Я призываю относиться к культуре творчески, в том плане, что находить что-то свое. Внимательно смотреть. Например вот это художник венецианской поздней готики Карло Кривелли который мне очень нравится, он XIV века мастер. Мне нравиться его подход к материальности. Мне всегда было любопытно и приятно смотреть на то как он работает с деталями: переплетение чего-то, что одно из другого вырастает, перетекает, силуэт растворяется, опять появляется.
И из ХХ века. Энди Голдзуорти. Занимается ленд-артом. Это художник английский, тоже мне очень нравится. Опять же по духу, потому что он тоже занимается какими то спокойными такими, метафизическими, медитативными инсталляциями, которые глазу дают ощущение от материала. Который предлагает метафоры, про Шотландию, про язычество. Опять же мне интересна его практика, которая растянута, как бы, на всю творческую карьеру. И она, в общем то, не сильно варьируется, но у него есть видение свое и этим он очень интересен потому, что опять же в искусстве мне кажется важной тема проекта. Опять же художник один сказал про малевича, что каждый дурак нарисует черный квадрат по линейке. На что ему художник Дмитрий Александрович Пригов ответил, - а ты попробуй этим всю жизнь заниматься. То есть, отражается уважение перед художественной практикой. Не зависит от технических каких то возможностей. Работа с природными материалами. Он имитирует кладку шотландских хижин, и они в природной среде развиваются сами и он это фиксирует. Не само природное произведение, а язык. Как раз вот язык, на котором он говорит про свои скульптуры, то есть скульптуры здесь прежде всего. Живет как органичное живое существо, меняется, умирает, зарастает травой, и мне кажется это очень любопытная практика .
- Когда вы начали?
С живописью или вообще?Года полтора назад. В какой то момент количество перешло в качество, когда я делал линогравюры, печатал, эксперементировал увлекался Поллоком, тоесть экспрессионизмом. Опять же Поллок один из художников, который работал с экспрессией, выразительностью поверхности. И в какой то момент понял что это тупик формальный. Но этот тупик стал ступенькой для работы на другом уровне. И это происходит постоянно, то есть вырезаешь из дерева объект, берешь там другой язык и и генерируешь опять же с линолеумом или с холстом и может что-то получиться, а может и не получиться. Это эксперимент важен. Потому что это как раз этот процесс важен по крайней мере не зрителю, но художнику, для развития.
- Кто-то спонсирует ваши работы или вы сами находите средства?
Хороший вопрос. На самом деле в России очень сложно быть художником, я бы даже сказал, что это подвиг. Тем более молодым художникам очень сложно. Опять же проблема с самой культурной системой, ситуацией в стране. Естественно сложности возникают. Например, с проблемой непонимания сталкиваюсь очень часто. И даже среди галеристов. Это в общем нормально, но тяжело. Спонсорства никакого нет, кроме тех ситуаций когда делаю для выставки и на выставке какой то бюджет бывает, но в основном я сотрудничаю с какими-то галереями, совершенно не коммерческими. То есть направленных не на продажу. Не на привлечение каких то коллекционеров и т. д. А направленными на то чтобы показать работы. Поэтому маленький бюджет. И собственно спонсорства заключается в том, чтобы сделать выставку.
- Вы говорили что в ваших работах для вас прежде всего важен язык. И что материал его подсказывает. Можете пожалуйста сказать, вот у вас есть работа, где две черные планочки и это про массонов. А как вы узнаете что вот это про масонов, а вот тут содержания нет? Откуда вы вообще все это берете и как определить, что вот здесь тема есть, а здесь её нету?
Хорошо. Дело в том что, как я говорил, меня интересуют темы метафизические, то есть пространство, игра с поверхностью. И как я уже сказал, они означают только то, что они сами собой представляют. И нет никакого подтекста. Никакого включения в контекст. То есть чисто формально конечно есть, но концепция собственно в том, что работы означают то, что они означают. А то, что вы сказали про темы, названия, на самом деле это просто игра, во многом. Я имею в виду литературное наполнение.
- Тогда ваше искусство для избранных?
Конечно. Искусство вообще для избранных. Я серьезно.
- Нам известно что вы закончили кафедру дизайна. А что сподвигло вас стать художником?
Дело в том, что я не люблю дизайн. Нет, я лукавлю конечно. Я имею в виду, что мне не очень нравится ситуация сейчас. Когда дизайн культивируется как что-то, близкое к художественной практике. Это совершенно разные вещи и мне не нравится такая шумиха вокруг дизайна. Мне кажется это специальность такая довольно полезная, естественно. И я занимаюсь дизайном. Но знаете, искусство это совсем другое. Искусство это искусство, оно само по себе радость, без объяснений почему, зачем, для чего.
Алексей Соколов. part 2
Так получилось, что на проекте CONTRA MATER я выступаю не только как художник, но и как куратор. Сам я закончил МДЖ в 2006 году,
Диплом.
но с тех пор в общем не слезаю с этого, нравится, очень много чего делаю. Хотя после окончания института было тяжело в том смысле, что не понятно было куда себя применить, потому что область в которой я учился и занимался, она сейчас немножко отдана другим силам. Так получилась идея нашего проекта. На CONTRA MATER мое место оказалось рядом с Ильей Романовым, там вы помните цветные такие две плоскости висят.
Написаны произведения на жалюзи и это такая сторона моего, в том числе, образования. То есть использование всех тех доступных средств, которые перед тобой имеются. А именно жалюзи, те, которые висят у меня в мастерской. Сугубо утилитарный предмет. Но мне в какой то момент не понравились и те мысли которые обуревали меня в тот день были нанесены на эти плоскости, что абсолютно и дало мне это произведение. В центре это студенческая работа, я делал её на 1 курсе, было задание - автопортрет. Соответственно по бокам диптих, посвящен он космосу. И особый кайф заключается в том, что краски которыми я работал, они все остались от коммерческих заказов, тех которыми я занимался до данного творчества и это такая сторона деятельности. В принципе строгановка готовит в том числе и ремесленников, тех людей которые отвечают на заказ, на какие то требования общества, частного заказчика, не важно. Вот такая работа и это мой второй заход в строгановку не как студента, а как уже отделившегося в какую-то единицу. Предыдущая работа здесь была представлена на молодежной биеннале в прошлом году.
Называется "Вечерний коктейль" и была выполнена с другим выпускником нашего вуза. Размеры, обязательно запишите размеры - выстоа 2,5 м ширина 5 м.
- Материал какой?
Материал? Это написано на лайтбоксах это рекламные такие штуковины. Мы с Ильей Андреевичем в какое-то время были ангажированны одной московской галереей, вот, и она нам надавала материала. Они там стояли, попали под удар.
- Рекламную функцию имеет какую то?
Никакой рекламной функции. Это раньше служило, как то функционировало. Нам она казалась интересной. Она, собственно говоря, посвящена тому, что всех нас в какой то момент может встретить независящий от нас аспект. И он может оказаться не очень приятным. Конкретно эта работа была продолжением коммерческого заказа, который олицетворение, может быть современного мира, может, не знаю, представление человека о будущем. Которое, в какой-то момент прорывается из головы попивающего коктейль персонажа, сидящего на берегу черного моря или любого другого.
- Были ли вы на премии Кандинского и что вам понравилось на выставке?
Да, я был на выставке номинантов премии Кандинского и на меня произвели впечатление большие холсты Шаблавина, они были повешены ромбом. Его работы сочетают в себе чистую плоскость, чистый цветовой акцент и проработку деталей. Человек позволяет себе и в какой-то степени способен сложить свои мысли, потому что в принципе такой подход и мне близок, по той причине что я люблю такие большие ровнозакрашенные цветовые плоскости, потому что цвет это такая волшебная вещь, которую я лично не могу для себя понять и пытаюсь это сделать при помощи своих работ.
- А литература влияет? Что читаете?
- Назовите художников которые вас вдохновляют?
Ну сначала литература. Я читаю в последнее время в таком каком-то достаточно клиповом режиме за что себя корю потому, что ни одной книжки в последнее время до конца я не дочитал. Из авторов могу назвать Григорий Нисский это такой философ, брат Григория Богослова, написал книжку о естестве человеческом. Мне она встретилась в каком-то неожиданном месте, взял себе и она на меня достаточно основательно подействовала. И до Хантера Томпсона например. Еще что. Достоевского почитываю. Ну на самом деле у меня лежит пять книг, которые я постоянно открываю. Письма Ван-Гога очень вдохновляли. С утра встаешь, в строгановку идти неохота и я все время открывал письма Ван Гога и понимал, что в общем-то проблемы, которые как-то важны, что между тобой и творчеством стоит какое-то нежелание, неумение и т.д. Ничто другое не оправдывает собственного бездействия.
Второй вопрос. Художники ну Марк Ротко, мне нравятся его цветовые сочетания. Когда привозили его в Москву, там действительно какое-то мистическое впечатление производили его холсты. Жан-Мишель Баския, Андрей Рублев, мне нравятся художники которые оперируют цветом. Собственно из литературы советую тем кто не читал Евгения Трубецкого он написал такой большой трактат «Умозрение в красках». И он все расшифровывает, что цвет это не просто какое-то красочное соотношение, но гораздо большее, имеет символическое значение.
- Скажите а чем должно являться искусство в последние времена? К чему должно прийти искусство, как вы считаете?
В последние времена? Я не могу так сразу ответить на этот вопрос, могу в слух поразмышлять. Искусство и последние времена для меня почему-то не соединяются в одно предложение. Потому, что искусство оно все таки что-то, и то чем я сейчас занимаюсь я не могу назвать искусством. Это какое то продолжение моих личных возможностей. То есть, я не отделяю себя от искусства И не делаю этого с намеком дистанции. Я понимаю, что искусство в музее, да, а то что на улицах оно не искусство. То есть, что нарисовано на стене - оно маргинальное граффити и его закрашивают, а то что сделано и помещено в музей то это соответственно искусство. Наверное проявление такого жесткого разделения искусство не для всех создано галерейщиками.
- А как вы считаете когда оно появилось, это разделение?
Давно. Наверное начало XX в., когда в нью-Йорке появляется ряд критиков и прочие, которые получают из этого собственную выгоду, ну кроме там тех, конечно, с определенным чутья, интуицией и желанием помочь художнику. Все таки они делали для собственной выгоды и поворачивали рынок. Делали, собственно, рынок. В тот момент, мне кажется, это и произошло.
- Как вы относитесь к Бенкси?
Хорошо, потому что это художник, который абсолютно четко знает что он делает . Его работы, они живые, несут в себе содержание, при этом технически скованные, они рискованные, затрагивают волнующие всех темы . В отличии от других художников граффити, которые владеют технически совершенным инструментарием и т. д., при этом просто покрывают стенки каким-то искусством.
- Мы вот уже услышали отношение к дизайну вашего коллеги и большинство присутствующих это дизайнеры. Как вы относитесь к дизайну и считаете ли вы дизайн частью современного искусства?
Да я считаю дизайн частью современного искусства и сам я к нему отношусь с уважением. Потому что это действительно важно - дизайн, при придании вещам и материальному миру, который нас окружает определенной формы какой-то. В общем то это ничем не отличается от искусства.
- А что вам дало обучение на мдж?
Очень много дало. То есть понимание. На самом деле строгановка и мдж конкретно, ничего не может дать. Можно только взять самому, лично. То есть, мы можем прислушиваться, понимать, стремиться и тд. А то, что ты придешь и тебе дадут тут знания, вложат в голову и дадут карандаш в руку и научат его правильно держать, и после этого ты будешь зарабатывать огромные деньги и ты будешь востребован это все миф.
- Вы многое взяли?
Да, очень. Это знания, это опыт, это помогло мне определиться с тем, чем я буду заниматься. И, в принципе, строгановка действительно дает высокий уровень.
- А это обучение влияет сегодня?
Конечно влияет. оно на прямую сказано. Оно как эволюция. Дерево растет, растут веточки из этого дерева. Я бы не знал, чем я занимался, может быть я нашел себя, может нет. И я не могу это объявить отдельно - искусство здесь . Я не могу делить искусство у человека который делает с желанием.
Вот например в Мексике когда был, мне что понравилось что люди которые там занимаются, ловят от этого такой большой кайф, и в принципе это искусство. Это искусство жизни. Человек который забивает голову одним и при этом он не чувствует себя там ущемленным. обиженным и каким то не таким и вещи которые он делает приобретают какую то черту, какую то ценность.
- Значит проблема в нашем менталитете?
Менталитет это такое общее слово.
- Ну то есть в нашем климате.
У нас отличный климат. Вещи такие невидимые на самом деле. Вообще повод? по которому я туда поехал, это написание диссертации. Так получилось, что еще защитил диссертацию по мексиканской монументальной живописи. И когда приезжаешь в Россию, я как уже сказал у нас отличный климат, и как раз не хватает монументальной живописи, потому что у нас плоскость. Там горы . А нам не хватает визуального наполнения. Вот например почему я, в какой то момент, остановился на больших плоскостях в монументальной живописи, потому что окружающее нас всех знакомо с детства . Мы портим сами себе впечатление.
- Для вас искусство самоцель или какой то способ решения определенных задач?
Нет, это не самоцель. Это конкретно работы которые я делаю они все сделаны под какой то проект, то есть я изначально представляю где они будут помещаться, как они будут работать.
- В таком случае как к Франциско Инфанте вы относитесь? На прошлом мастер-классе он сказал, что для него важен именно смысл искусства, а не то как его воспримут окружающие.
Я с ним согласен. Ну как воспримут. Ты сделал какое то произведение да, любое, любой формы в общем то, потому что их множество и никто не заставляет его работать на кафедре дизайна. На самом деле эти рамки они очень условные. А конкретно смысла искусства это такой широкий философский вопрос. Я не смогу сейчас ответить. А Инфанте. Сначала я не очень понимал о чем идет речь, а после последнего мастер-класса и этой выставки у меня появилось большее ощущение, в том смысле, что я стал понимать о чем там шла речь. Сочетание. В общем то художник он ищет гармонию. То есть гармонию в окружающем пространстве и не важно реальное, природное, потому что всё знакомо и задача расшифровать, понять, негармоничную вещь сделать гармоничной.