Цитирую материалы "Круглого стола", который состоялся 27 октября 2011 год на кафедре коммуникативного дизайна (к сожалению все материалы в формате ЖЖ не поместились, поэтому отдельные выступления в комментариях):
А.Н.Лаврентьев, МГХПА им. С.Г.Строганова
«Профиль дизайнера»
Периодически в той или иной форме в дизайнерском сообществе возникает
(
Read more... )
Гуманитарно-прикладной институт, МЭИ
«Что такое дизайн?»
Лет 10-15 зазад, мы считали, что с дизайном было не все хорошо. Но сейчас еще сложнее. И дело не только в сложной демографической ситуации. Взять хотя бы ЕГЭ, подготовка и сдача которого отучает от всякого творчества. Все абитуриенты сдают этот экзамен. И нам придется их переучивать. Дизайнер без воображения - это не дизайнер. Возможно что в ближайшее время и конкурсов не будет. За 4 года бакалавриата надо будет вложить студентов столько, чтобы они стали нормальными специалистами.
Какова наша современная практика? 11 октября открывается Московская неделя дизайна, к которой Союзы дизайнеров и другие институтции дизайна не имеют отношения. Этот фестиваль проводится уже второй год, и обширная программа выставок и мероприятий говорит о том, что его организаторы вкладывают значительные средства. Выставки, мастер-классы, презентации. Выставка итальянского дизайна, снова приезжает Луиджи Колани.
Вместе с тем, у нас есть Британская школа дизайна, есть ВНИИТЭ, два Союза дизайнеров, есть отделение дизайна в Академии художеств. И все эти институции существуют часто вне реальной дизайнерской деятельности. Возьмем Российкие железные дороги. Руководство осуществляет настоящую дизайнерскую деятельность. Пути огорожены, и на каждом направлении - Ярославском, Казанском, Курском - использованы для окраски свои фирменные цвета: голубой, зеленый, красный. Затем - работа над визуальными коммуникациями. На станциях появляются расписания, они распечатаны, вывешены на специальных стендах. Кто-то же этим занимается. Но дизайном там не пахнет. Формально это дизайнерская деятельность, но кто ею занимается. А если мы вспомним о метро, аэропортах и т.д.?
У нас есть дизайнеры, но нет дизайа. Потому что эти глобальные проекты проходят мимо дизайнеров. Или другой пример. Как известно, А.Б.Чубайс предложил заменить учебники электронными книгами. Они легкие и безопасные. А чем будут наполнять эти учебники? Кто проектирует сами электронные книги? Я могу сказать. Это республиканский медиа-центр, который и разрабатывает электронные учебники. У них уже много сделано таких книг, например, по истории. Специально снимали для учебника истории Собор Василия Блаженного. Я об этом знаю, потому что сотрудничал с этим центром. Но дизайнеров там нет. Кто же делает эти книги? Есть институт, выпускающих специалистов в области программирования. И подобные учебники делают программисты, поднаторевшие в работе. Они называют себя дизайнерами. Они проектируют интерфейсы, приложения, и делают это технически умело. Но дизайнер у них не востребован. По сути, они занимаются украшательством, когда дело доходит до формы и композиции.
Все это говорит о статусе нашей профессии. Эти электронные книги - это колоссальный проект, это фундамент образования. Даже если этот проект на состоится и вся информация будет размещаться на сайтах - все равно кто-то должен это грамотно сделать с точки зрения дизайна.
В нашей стране существует такая историческая традиция, что когда началась компьютерная революция в 1990-е годы - первыми, кто овладели этой техникой были инженеры и программисты из НИИ, с заводов и т.д. В личном пользовании тогда компьютеров не было. Это было хорошо заметно на первых конференциях «Графикона». Американское общество компьютерой графики СИГГРАФ проводило эти конференции. Американцы привезли свои работы, композиции, выполненные на компьютере, у нас этим могли похвастать единицы, например те, кто работали в НИИ, занимались разработкой шрифтов как А.Андреев или программист-художник А.Топунов. В нашей стране компьютерная технология оказалась зависимой от технических специалистов, от технической интеллигенции, тех, кто тогда использовал эту технику в работе. Художественная интеллигенция была вытеснена на обочину этого процесса. И это сохраняется до сих пор.
Reply
Этот дизайн будет более демократичен профессионально, поскольку все больше людей получают доступ к компьютеру. Мы живем в информационном обществе. Кроме актуальной реальности у нас есть и виртуальная реальность. И возможно дизайн будет больше переходить в эту реальность. Наши необразованные абитуриенты в этой виртуальной реальности чувствуют себя очень уверенно. Компьютерные технологии перешли в новое качество. Компьютер становится всеобщей информационной средой. В РГГУ, например, есть центр современной литературы, где идет интересный процесс постоянного интерактивного общения студентов и преподавателей.
Очень важный вопрос - информационные технологии в дизайне. Причем под информационными технологиями я понимаю не только компьютер, но и фотографию также. Причем, не классическую фотография, а современную цифровую фотографию. Здесь Лаврентьев упоминал о Родченко, о том, что художники и фотографы авангарда говорили, что объектив - это глаз.
Вим Вендерс - режиссер и фотограф, говорит, что аналоговая фотография - это фотография, а цифровая фотография - это уже нечто иное. Потому что аналоговая фотография - это актуальная реальность, а цифровая фотография - это потенциальная реальность. Исторически аналоговая фотография ушла в другую область и заняла нишу искусства. И более того, это черно-белая фотография. В цифровой фотографии еще не все открыто, и здесь многое еще можно сделать.
У меня в руках книжка, посвящена она четырем дизайнерам: Бруно Мунари, Чарльзу Имсу и двум современным дизайнерам. Начинается эта книга с ответов Имса на анкету 1969 года «Что такое дизайн?». Спустя десятилетия эту же анкету, дали двум современным дизайнерам. Может быть и нам запустить подобную анкету среди дизайнеров, педагогов и собрать ответы. И эта анкета может оказаться очень интересным срезом современности.
Приведу вопросы и ответы Имса 1969 года.
1. Ваше определение дизайна
План размещения элементов для достижения определенной цели
2. Является ли дизайн искусством?
Дизайн есть выражение цели. Если он достаточно хорош, то может позже рассматриваться как искусство
3. Является ли дизайн ремеслом, ориентированным на индустрию?
Нет, но дизайн может дать решения некоторым проблемам в промышлености
4. Есть ли границы у дизайна?
Могут ли быть границы у проблем?
5. Является ли дизайн дисциплиной, которая связана лишь с одной какой-либо частью окружающей среды?
Нет
6. Является ли дизайн методом общего выражения чего-либо?
Нет, это метод действия
7. Является ли дизайн творением индивида, одной личности?
Нет, потому что для того, чтобы быть реалистом, надо признавать влияние тех, кто шел до нас, наших предшественников
8. Или творением группы?
Часто
9. Существует ли дизайнерская этика?
Всегда есть ограничения и они обычно включают этику
10. Ориентирован ли дизайн на создание продуктов, которые обязательно должны быть полезными (приносить пользу)?
Да, даже если характер использования может быть достаточно неопределенным
11. Может ли он участвовать в создании проектов, ориентированных исключительно на удовольствие?
Кто может сказать, что удовольствие бесполезно?
12. Значит стоит начинать с анализа функции?
Самый большой риск в том, что анализ может оказаться неполным
Reply
Возможно, в некоторых особых случаях, но обычно компьютер является помощником дизайнера.
14. Подразумевает ли дизайн промышленное производство?
Некоторые проекты да, некоторые - нет, зависит от характера проекта и условий
15. Является ли дизайн элементом промышленной политики?
Конечно, также как и любой другой аспект качества продукции (очевидный или неявный). По-видимому, все может быть элементом политики.
16. Должен ли дизайн заботиться о снижении стоимости?
Часто продукт становится более функциональным и полезным в случае снижения цен и без ущерба для качества.
17. Включает ли создание проекта ограничения?
Дизайн в огромной степени зависит от ограничений.
18. Какого рода ограничений?
Всего комплекса ограничений. Вот один из нескольких эффективных ключей решения проблем - способность дизайнера обнаружить как можно больше ограничений - его готовность и энтузиазм (желание) работать внутри этих ограничений - ограничений стоимости, размера, прочности, равновесия, фактуры, времени и т.д.; у каждой проблемы возникает свой собственный список ограничений.
19. Подчиняется ли дизайн законам?
Не достаточно ли ограничений?
20. Существуют ли направления и школы в дизайне?
Да, но это все более зависит от человеческих качеств, нежели от идеала
21. Должен ли окончательный продукт носить клеймо дизайнера? Или проектного бюро?
В некоторых случаях первое может оказаться полезным, в некоторых случаях второе, а где-то и оба варианта.
22. Каково отношение дизайна к миру моды (современнные тренды)?
Модные вещи обычно проектируются с учетом конкретных ограничений моды
23. Является ли дизайн чем-то эфемерным, изменчивым?
Некоторые потребности достаточно эфемерны и быстротечны. Многие проекты являются таковыми.
24. Нужно ли стремиться к изменчивому, эфемерному или стоит стремиться к постоянному?
Те потребности и проекты, которые обладают более универсальными качествами будут стремиться к постоянству.
25. К кому дизайн адресует сам себя? К массовому спросу, массе потребителей? К специалистам или просвещенным любителям? К привилегированным классам?
К потребности
26. Может ли какое-то публичное мероприятие помочь продвижению дизайна?
Правильно организованное публичное мероприятие может продвинуть что угодно.
27. Ответив на все вопросы, чувствуете ли вы себя способным практиковать и далее профессию дизайнера в удовлетворительных или оптимальных условиях?
Да
28. Попадали ли вы в условия вынужденного принятия компромиссных решений?
Меня никогда не принуждали принимать компромиссные решения, но я всегда с готовностью принимал ограничения
29. Что на ваш взгляд является основным условием дизайнерской практики и ее пропаганды?
Признание потребностей
30. Каково будущее дизайна
(без ответа)
Сегодня здесь собрался цвет нашего профессионального сообщества. Ответы на анкету помогут зафиксировать состояние современности. Можно выложить результаты опроса на каком-нибудь сайте.
На подобные анкеты отвечали художники и дизайнеры и раньше. Можно найти ответы Лисицкого, можно найти ответы Родченко на анкету журнала «На литературном посту» в 1932 году.
М.Т.Майстровская: Мне кажется что это конструктивное и интересное предложение. Нам не хватает реального живлго общения. Возникают свои реплики, отклики на мнения. Это и есть необходимая на сегодняшний момент работа. Каждый из нас понимает сегодняшнюю ситуацию может быть слишком узко, в контексте своих вопросов. Обмен мнениями расширяет круг представлений. Подобные встречи стоит продолжить.
Reply
Leave a comment