Цитирую материалы "Круглого стола", который состоялся 27 октября 2011 год на кафедре коммуникативного дизайна (к сожалению все материалы в формате ЖЖ не поместились, поэтому отдельные выступления в комментариях):
А.Н.Лаврентьев, МГХПА им. С.Г.Строганова
«Профиль дизайнера»
Периодически в той или иной форме в дизайнерском сообществе возникает
(
Read more... )
Я попытаюсь остаться все равно в рамках эстетики, потому что если говорить о современном искусстве, сама эстетика часто ставится под сомнение. Но поскольку мы работаем с поверхностью, материалом, объемом и пространством - мы так или иначе ориентируемся на их эстетическое освоение. Однако, система новой эстетики в системе педагогики не выстроена. Она выстроена в системе творчества отдельных мастеров или направлений, она широка, разнообразна, противоречива. Ее переложение, приближение к образованию, и не только к высшему, но и к среднему образованию - совершенно не проработано.
Приходят дети после колледжа и абсолютно не понимают, что им надо делать. Они научились немножко работать с натуры, они чуть-чуть начинают разбираться в том, как более или менее грамотно передать те или иные особенности предмета на плоскости, но у них совершенно отсутствует пространственное мышление. В результате того, что из школьных программ изъяли черчение, они даже не в состоянии пространственно вообразить предмет. Ощущается ущербность начальной подготовки, которая сильно затрудняет работу в вузе.
Возвращаясь к композиции. Практически композицию в ее сегодняшнем понимании в средних учебных заведениях не преподают. Эту композицию преподают по старинке либо как орнаментальную композицию, либо как начальные понимания картинной композиции, основанные на реалистической школе. Что безусловно необходимо, но недостаточно. Так нехватает инструментального композиционного анализа, серьезного композиционного анализа классической эстетики с переходом к композиционному анализу современно эстетики.
Собственно, возможность анализировать и позволяет связать интуитивное мышление с проектным сознанием, о котором мы говорим, как об абсолютной принадлежности дизайна.
Если говорить о конкретном выходе, то я для себя эту задачу формулирую так.
Конечно, дизайном должен заниматься человек, который ощущает широту, многообразие и противоречивость современного культурного контекста. И нужно понимать отличие от тех задач, которое ставит актуальное искусство (во многом эти задачи ориентированы на идеологию, хотя она зачастую кажется анти-идеологией, но в итоге она выстраивается в идеологию, в методологию персонального отрицания каких-либо норм и установок). Мне понравилась заметка Лунгина о его претензиях к современному искусству. Он точно сформулировал: это искусство лишено критериев мастерства.
Критерий мастерства - это то, с чего мы начали разговор. Дисциплина профессии осознается, когда она преподается с кафедры. Кафедра, система, позволяет обеспечить мастерство. Современное актуальное искусство лишенное этого критерия и выдвинув основной критерий новизны и эпатажа, тем самые потеряло главное - оторвалось от основы. Мне кажется, что дизайн в этом смысле защищен тем, что он имеет перед собой конкретный источник формирования заказа, будь то заказ социальный или производственный. Его связь с той самой конкретной материальностью, о которой я уже упоминал, - объем и пространство с точки зрения художественных критериев - больше ничего сюда пока добавить мы не можем. Даже говоря о WEB-дизайне, путь это мнимое или иллюзорное, но это пространство. Поэтому проблема пространства выступает на должный план.
Мы заведомо знаем, что наша система образования напоминает губку или такую невнятную структуру, неясную, рваную, это неизбежность, с которой столкнулся еще 20 век, и она перекочевала в начало 21 века. Классической системы образования уже нет и быть не может. Она предполагает других людей и другое устройство мира. Но надежда есть, что сам по себе человек, как персона, способен преодолеть те провалы, лакуны в его образовании и при присутствии способности к образованию и восприятию, самообразованию может преодолеть эти недостатки.
Reply
Reply
Leave a comment