Двойная постановка.

Nov 23, 2009 21:32

Когда студенты спрашивают преподавателей возрастом "за сорок", "Почему на двойную обнаженную постановку берут или двух мужчин или двух женщин?" то они отвечают чаще всего: "Потому что иначе не этично" или "не принято ( Read more... )

Форма и содержание, Этика, Самопрезентация, Личные вопросы, Академические вопросы, Педагогика, Образование, Теория, Частная жизнь, Учебный процесс

Leave a comment

1 sychov November 26 2009, 19:29:34 UTC
Видимо подразумевается что почему-либо студентов не устраивает ответ "Это за пределами и этичности и традиционности".
На мой взгляд этот ответ был бы вполне достаточным при понимании обеими сторонами что значит Традиция, что раскрывает Этика.

Достижению целей учебного задания "парная постановка", для которой бы пригласили позировать обнажёнными именно людей противоположного пола, наверное мог бы быть помехой окружающий контекст, игнорировать который ВУЗ не может.

Впрочем, если для студента имеет особое значение что он рисует именно натурщиков разнополых и наготе людей разного пола придаётся существенное значение, если это перестаёт быть нейтральным академическим вопросом (ну типа "очень хочется рисовать обнажёнку парную и разнополую, очень!"), возможно даже это может быть помехой из-за системных и возрастных особенностей развития художника, отвлекая от академических целей в пользу творческих, эротических, коммуникативных, рекламных и тд и тп..

(1) Ну во-первых зачем нужна постановка из двух моделей, одетых или обнажённых.
Об этом конечно лучше узнать из методичек или из обстоятельных теоретических исследований и исторических обоснований сложившейся учебной системы при которой например вслед за сквозной прорисовкой табурета следует комбинация сложной конструкции двух табуреток, а после рисования ракурса последуют двойные постановки.
(2) Наверное в основном это изучение взаимодействия сложных объёмов в пространстве с возможностью сравнения индивидуальных особенностей телосложения натурщиков и вариации пластики с т.зр. антропологической.

(3) Наверное в сравнении двух фигур лучше понятны тектонические особенности строения тела человека (зримого отражения действия силы тяжести).
Наверное в числе вариаций сопоставления в одной постановке антропологических характеристик, могли бы быть натурщики разного пола, хотя что-то не припомню чтобы так уж много ставилось постановок где обострённо астеническое сложение одного натурщика контрастировало с большим пузенем другого его коллеги-натурщика.
Однако почему-то вопросы пола моделей в каком-то случае интересуют больше объёмности, округлости или жёсткости, линейности строения тел (даже у людей одного и того же пола)




Из Вашего вопроса ясно - дело не в тектонике и не в освоении сложного пространства, а какой-то особый интерес представляет именно рисование обнажённых людей разного пола.
(4) Почему же здесь становится важным что это именно М и Ж?
Не тренер со спортсменом?
Не художник и модель?
Не ГАИшник и нарушитель?
Не старушка с внучкой или с внуком?
В них ведь тоже можно увидеть сцену с разнополыми персонажами.
Наверное интересуют не такие сцены как в работах Жилинского, которые я сейчас цитирую .

(5) Вот эта, на мой взгляд даже не гендерная, а сексуальная постановка проблемы, если во главу угла ставится пол, конечно может вносить деструктив в академический процесс.




Если бы возник вопрос о том можно ли ставить сюжетную постановку вроде тренера с гимнасткой или бабушки с внуком, то и проблемы не было бы.
Ведь то что персонажи разного пола, значение часто имеет не первостепенное.
Острота сюжета и драматизм пластики не в разнополости.
Важнее ластика экстерьера и внутренняя динамика образа, характер модели, понятие о жизненном пути, вообще прожитой жизни, причём всё это выражено изображением фигуры
Проблемы появляются когда во взаимодействии голых натурщиков разного пола во главу угла ставится вопрос разницы пола и пол является самым важным в визуальной коммуникации.
(6)
Нагота моделей несомненно является коммуникативным знаком в нашей культурной ситуации (если конечно потеряно то охранительное значение академической этики, которая проявляется в том числе и в традициях учебных постановок

Reply

в искусстве должен быть отбор по своим законам bocx November 27 2009, 08:26:32 UTC
Жилинский воспринимался классиком, академистом всегда, даже в период не такой известности. Спасибо за его работы здесь. Они здесь кстати так как виден этот строгий отбор, который отличает классическое искусство


По работам Жилинского видно что над взаимосвязью фигур в постановке нужно работать.
Это действительно одна из задач парной постановки- проявить взаимосвязь между фигурами.
Задумываясь почему в искусстве преобладают люди одного пола в таких групповых композициях, мы наверное можем увидеть отличие примитивного дилетантского срисовывания натуралистического, физиологического и отличить его от сознательного и компетентного формирования будущего профессионала (а это и является задачей преподавателей, вуза).

Имхо. В парной обнажёнке с мужчиной и женщиной очень трудно бороться с натурализмом и с физиологичной направленностью внимания, а в искусстве должен быть отбор по своим внутренним законам.

Reply

Re: в искусстве должен быть отбор по своим законам 15 November 28 2009, 08:14:29 UTC
=)а действительно интересно почему в классическом искусстве главные персонажи обнажённых сцен это люди одного пола

Reply

Re: в искусстве должен быть отбор по своим законам so_nase November 29 2009, 11:29:26 UTC
О, ну что Вы, это далеко не так) Просто обычно сюжетом подразумевается, что если обнажены пара мужчина и женщина в пространстве картины, то между ними связь супружеская или типа того (мягко выражаясь). Вряд ли Вы где-либо увидите мать и сына обнажёнными (если сын взрослый), или там взрослых брата и сестру.
А другие возможные трактовки наготы в искусстве - от героизма и агрессии до беззащитности и чистоты, невинности, совершенства. Сама по себе нагота, как и любой другой инструмент искусства, не имеет такого уж большого значения. Имеет значение то, в какой роли она участвует в произведении искусства. Но искусство и учёба - это две очень разные вещи.

Reply

Нагота в искусстве это знак условности происходящего sychov November 29 2009, 12:34:32 UTC
Думаю что здесь Вами подмечен один из главных моментов в понимании условного характера состояния наготы в искусстве, и знака обнажённости как маркировки перехода в иной мир, мир условностей, особого конвенционального состояния, где не действуют бытовые мещанские стереотипы.

По классификации наготы в культуре, которую я встречал где-то в "Опытах" Мишеля Монтеня и "Композиции в живописи" Николая Николаевича Волкова, среди основных типов понимания значения обнажённости можно выделить:
Символическое значение отношения к божественной сущности, божественному совершенству, божественной чистоте.
Символическое значение героизма (может быть как частный случай богов и полубогов)
Символическое значение бедности (жалкого, униженного, вызывающего жалость состояния)
Символическое значение греховности (может быть безнравственности и похотливости как одного из видов душевной и нравственной бедности )
...ну или нечто подобное, могу сейчас высказать только своё понимание, не претендуя на точность.

Между тем в современном расколотом, атомизированном обществе, дущевная иерархия человека низведёна до уровня доминирования инстинктов, до уровня простейших физиологических потребностей, примитивного функционирования, когда символическая, культурная осмысленность наготы профанируется до мещанских стереотипов.

Эстетическая и этическая категория Героического нами (российским обществом постсоветского периода) практически утрачена и только в последнее время возникали бессистемные попытки вернуть состояние этической и эстетической целостности (без которого у этноса нет будущего).

В Строгановке советского периода категория Героического обыкновенно могла реализовываться скорее только в знаках классовой идентичности (в большевистском понимании), исключая может быть язык скульптурной пластики (однако и там было сложновато избежать использования традиционного символического ряда партийных, классовых атрибутов), где классический символизм пластики человеческого тела всё же мог восприниматься более адекватно.

Таким образом я хочу обратить внимание на условность мира классического искусства, на что обычно и указывает условный знак наготы.
То есть нагота чаще была знаком перехода в конвенциональность сложившегося символического ряда.
Мне представляется что совсем иные свойства восприятия характерны для современной ситуации.
Сознание расколото, социум раздроблен.
К сожалению на современное восприятие наготы больше влияния оказывает бытовой физиологизм и культ массового потребления сексуальности как категории символического обмена.
Таким образом обнажённую парочку как объект для живописания современный человек по инерции воспринимает скорее как вариацию продуктов сексуального потребления (что и затрудняет использование разнополой обнажёнки в парных постановках).
А вот в классическом искусстве обнажённые герои одного пола могли указывать на конвенциональность ситуации, говорить о переходе в условную ситуацию использования культурных знаков, символов, отделяя наготу от мира профанного.
Для современного информационного пространства характерна скорее такая семантическая профанированность, что и заставляет быть крайне осторожными в попытках внедрять разнополую обнажёнку в академическое образование.

Reply

Re: Нагота в искусстве это знак условности происходящег so_nase November 29 2009, 12:58:13 UTC
4 перечисленные Вами типа наготы в классическом искусстве так или иначе обозначают ненормальное состояние человека, выходящее за рамки обыденности. В искусстве после середины ХIX века нагота всё активнее стала появляться в бытовом жанре,т.е. она маркировала ещё и состояние некоей интимности, доверительности происходящего по отношению к зрителю (ну например, огромная серия женских портретов в жанре "за туалетом"). Но всё-таки я считаю, что ситуация академического штудирования так же условна, как и ситуация классического искусства, и в ней тоже действует такая семантическая система. Но я отвлекаюсь, в идеале и изначально, всё-таки содержанием штудии является не сюжет, не содержание, но форма. Именно в этом и состоит различие между академической учёбой и искусством.

Reply

Будуар, Салонность, интимность, буржуазность sychov November 29 2009, 15:23:53 UTC
В добуржуазные времена могло казаться ненормальным иное состояние - смещение доминант душевного, духовного мира, а с укреплением буржуазных тенденций стало казаться обыденнным и нормальным состояние распадающегося социума и распада сознания личности, при котором знак наготы оказался вырванным из устоявшейся семантики , так сказать приватизирован как частная, обывательская и даже физиологическая проблема горожан.
даже границы академической, образовательной системы стало труднее провести , отделяя задачи образования от проблем частных, будуарных.
Кстати, в состоянии распада образовательной системы мы действительно склонны рассматривать форму в отрыве от содержания.
Но это неправильно - нельзя же рассматривать образ сферы или образ, содержащийся в кубической форме в отрыве от шара или куба. Как сам по себе куб не может нести образного содержания , присущего шару, так и априори существует некая эстетическая и даже этическая содержательная сторона , присущая академическим штудиям.
Очень неразумно ожидать что мы можем использовать салонную форму постановок-ню и ожидать академической содержательности от щколы, от институции.

Однако вполне обоснованно у многих возникает интуитивная потребность в этой буржуазности салонных постановок . Художники чувствуют этот полураспад структур сознания , ощущают буржуазные, салонные мещанские потребности информационного рынка (что проявляется не только в фотографиях гламурных журналов, но и в блогосфере), и вполне резонно готовы прямо в альма-матер сдаваться этому салонному новоязу.

Согласен, объективно такие тенденции существуют, тенденции вполне устойчивы, вполне динамичны (не будем пугать друг друга лавинообразным крушением потребительской цивилизации в результате кризиса), однако хотел обратить Ваше внимание что тенденции буржуазности (когда интимная, будуарная эстетика ставится во главу угла, подминая под себя этику) и атомизация социума - всё это было далеко не всегда и нет оснований считать что в состоянии такого полураспада сознания и социальных структур мир будет существовать вечно

Reply

Re: Будуар, Салонность, интимность, буржуазность 15 February 2 2010, 07:59:17 UTC
Спасибо что так детально разобрали эти тонкие вопросы (то что это всё мне очень интересно, очень в тему видно хотя бы из моего личного блога=) спасибо большое), однако ведь специфический (что называется "на любителя") эротизм может наверное быть и в постановках с натурщиками одного пола=)

Reply

Re: Нагота в искусстве это знак условности происходящег dedushka_pixto December 18 2009, 08:57:27 UTC
Мне кажется что названное Вами "интимностью" в темах искусства, это разрушение границ норм публичности, разрушение публичных ролей, принятых в обществе.
Кто видел старые, шестидесятых-семидесятых годов академические постановки, может быть помнит, что там возникал мини-сюжет. Обыгрывались те типы взаимосвязей людей, которые были в поощряемых формах искусства. Сейчас поощряется расслоение общества, а то, что Вами названо "интимностью", это эстетская интерпретация такого расслоения внутри общества и внутри личности -голова отслаивается от других органов, которые и начинают править человеком

Reply

Re: Нагота в искусстве это знак условности происходящег 15 February 2 2010, 08:01:26 UTC
Спасибо! но и эти аспекты "интимности" могут присутствовать в двойных постановках моделей одного пола=)

Reply

Re: в искусстве должен быть отбор по своим законам dedushka_pixto December 18 2009, 08:59:15 UTC
Жилинский кажется родился академиком :-) Адекватно ли это воспринимается сейчас, когда очень много факторов действует на дискредитацию не только Академии, но и вообще художественного профессионализма?

Reply

Re: в искусстве должен быть отбор по своим законам bocx December 18 2009, 22:21:26 UTC
Нужно понимать сложности этой задачи, но почему же руки опускать?
Конечно Жилинский не будет восприниматься адекватно в обычном контексте СМИ и рекламы, так для этого и существуют стены Академии, чтобы создать правильную опору для восприятия


Reply

Re: в искусстве должен быть отбор по своим законам dedushka_pixto January 26 2010, 10:26:41 UTC
я тебя понял, но имел в виду не восприятие уровня Д.Д.Жилинского благодаря авторитету Академии (он и сам любой академии авторитета добавит)
но я имел в виду падение авторитета и Академии художеств и учебных заведений, которые вместо институтов сейчас именуются "академиями" - причины по-моему понятны. Как администраторы приходят к власти не совсем честно или совсем нечестно(благодаря распаду общества, которое их поддерживает), так и потом они же принимают в свой состав крайне сомнительных личностей крайне сомнительными путями

Reply

поверхностность академизма это дилетантизм bocx May 8 2010, 08:02:56 UTC
ты знаешь, по моему опыту, в этих новых академиях практикуется дилетантизм, внешне схожий с дотошностью каких-то старых академиков



Reply

Re: 1 co6aku_c_3y6amu December 24 2009, 09:30:13 UTC
Пожалуй соглашусь, и это вносит определённую новизну в понимание Стрг и нашего места на рынке, если рассматривать даже ситуацию с учебными постановками как содержательную коммуникацию

Reply


Leave a comment

Up