Они долго настраивали звук - пришлось подождать, хоть и опоздал. В зале холодно, очень не хотелось куртку снимать, но всё же разделся. Чтоб совсем не замёрзнуть, взял чаю с имбирём и уселся на высокую барную табуретку возле такого же высокого столика. Пока чай остывал, они и начали. Ну, не бросать же чай - остался там, у стеночки, на табуреточке. К тому же, она высокая, с неё лучше видно. Думаю, допью и пересяду на нормальный стул. Только вот неудобно! Искрутился весь, извертелся, и так, и эдак - всё далеко от привычного комфортного полулежачего положения. Потом отвлёкся на сцену и чуть позже с удивлением обнаружил себя в позе пианиста - спина прямая, туловище "смотрит" прямо. Не кресло, конечно, но ничего, сойдёт. Только вот шея устаёт: сцена-то сбоку, приходится всё время в сторону смотреть.
Хотя смотреть, вообще говоря, не на что. Это в
ролике движуха загадочная, а тут сидят четыре человека в полутьме и поют, сами все в чёрном (хотя в Бире я такого не видел, там все монахи в оттенках красного), колпаки какие-то, лиц не видно, ничего не происходит. Ну и незачем шею насиловать - отвернулся, уставился перед собой. Передо мной интересного оказалось ещё меньше. Закрыл глаза, стал просто слушать.
Звучащее (ну не могу я это музыкой назвать) было мощным. Усиленные аппаратурой и без того далеко не слабые голоса, очень низкое горловое пение, барабан этот тибетский... Я в Бире как-то зашёл в храм во время утренней молитвы. Там пацаны сидят и с видом двоечников в мае хором бубнят мантры, некоторые при этом периодически бренчат на всяких тарелках-погремушках, дудят в длинные трубы, а двое - стучат специальными кривыми палками в подвешенные барабаны. В Москве, кстати, в ресторанах
"Тибет Гималаи" тоже такие есть, можно зайти посмотреть. Я тогда мыльницу в режиме видеозаписи на столик поставил и пошёл на храм поглазеть. А когда позже просматривал запись, заметил, что картинка вздрагивает в моменты ударов тех барабанов. Такой мощный звук был.
И организм отреагировал на эту мощь как на угрозу: адреналином. Учащённые дыхание и пульс, стынущие конечности, лёгкий дискомфорт. Странно, но да ладно, слушать особо не мешает. Больше мешают мысли. Когда с открытыми глазами сидишь и на что-то смотришь, ты всё время остаёшься в процессе, вроде как включен в реальность. Особенно, если реальность происходит на сцене. А с закрытыми глазами такая штука не прокатывает. Вроде как слушаешь, а потом вдруг ловишь себя на мыслях о какой-нибудь посторонней фигне. Это что же - я, получается, заплатил, чтоб посидеть о фигне подумать? Ну уж нет, буду слушать! Придумал хитрость: стал представлять, будто иду по лонг-лайну, но, будто бы, чтобы не свалиться, надо сконцентрироваться не на балансе, а на звуке. Я уже
упоминал как-то вскользь, что хождению по слэку, особенно по длинному, мешает в первую очередь голова: стоит подумать о том, что надо бы не упасть, как обязательно падаешь. Лучше уж вообще ни о чём не думать. Или, в крайнем случае, думать о чём-то одном, но очень тщательно, не вспоминая даже, зачем ты об этом думаешь. Хотя и это сложно. Легче сконцентрироваться на самом движении, на каждом шаге по стропе, непрерывной текучести этих шагов, плавности движения и тонком удовольствии, которое при этом получаешь. И не дай бог обрадоваться "О, хорошо получается! Сколько я там уже прошёл?" - скорее всего, грохнешься или как минимум потеряешь концентрацию.
Здесь всё было очень похоже, только не движение, а Звук был объектом концентрации. Поначалу тяжело, часто отвлекаясь на спонтанные мысли, но потом всё глубже и глубже погружался в Звук. В детстве я иногда развлекался: садился рядом со включённым пылесосом и начинал гудеть, стараясь попасть в его частоту. Довольно быстро удавалось "настроиться" на него и появлялось странное ощущение, будто не глотка является источником звука, а всё тело резонирует, всё существо звучит. Меня это забавляло тогда, и похожее чувство начало появляться тут. Хотя на концерте я, конечно, не гудел, я молча резонировал.
И если раньше Звук их голосов ударялся об меня со всей своей мощью, как океанские волны о маяк во время шторма, разбиваясь и угрожая разбить, то после этой настройки я стал казаться себе прозрачным. Звук проходил сквозь меня, и я по-прежнему чувствовал его огромную силу, но теперь не противился, не боролся, а с удовольствием пропускал его через себя, став частью его. Очень необычно.
Во время короткого перерыва заметил, что мне жарко. Дыхание давно стало неглубоким и ровным, сердце успокоилось, - если б не прямая спина, могло бы показаться даже, что я уснул сидя, - но вместо того, чтобы ещё сильнее замёрзнуть, я согрелся, да так, что пришлось даже расстегнуться. Хотя в помещении теплее явно не стало: лицом улавливал холодные дуновения каждый раз, когда мимо кто-то проходил. А проходили часто. Народ валил. Сваливал! Их можно понять: через полчаса мрачного монотонного пения без сколько-нибудь выраженного ритма многим, наверное, приходилось искать причину, чтоб остаться. Я бы точно свалил, если б не мои эксперименты.
Потом они - мы! - продолжили, я вошёл во вкус, и каждая пауза между... песнями? мантрами? треками?.. была наполнена нетерпеливым ожиданием продолжения. Я чувствовал себя воздушным шариком. Пробовали когда-нибудь на громкой дискотеке или концерте с мощными басами легко, кончиками пальцев, дотронуться до обычного шарика? Он отчётливо вибрирует, будто сам стал источником звука.
Остановились они ровно тогда, когда я начал уставать удерживать концентрацию, чаще спотыкаясь о мысли, ассоциации, запахи, телесные сигналы. Но усталость только в этом и выражалась. В остальном я ощущал себя, будто только что проснулся. Причём не как обычно, а - выспавшимся, свежим, отдохнувшим. И ещё редкое чувство появилось и долго потом сохранялось: глубокое спокойствие, мир внутри, согласие с миром вокруг и тихая-тихая радость. Хочу научиться воспроизводить это состояние.