Nov 02, 2017 12:33
Поехали мы как-то на выезд архиерейский. Литургия в одном городе, вечером служба в другом. Между городами служения километров двести.
Были монах Александр (дядька лет ~60) в роли водителя и старшего пономаря, дьякон Михаил (~25) в роли протодиакона ведущего службу, иеродиакон Иаков (~40) и ваш покорный слуга (37).
Благословение архиерея во всей епархии - бухло на банкетах и фуршетах после архиерейских служб не ставить. Вообще. Даже вино. Потому как очень большая часть духовенства, в том числе и в архиерейской свите, имела некоторое пристрастие...
Отслужили литургию. На фуршете все скучно потыкали на сухую в копчености и пряности, запили компотом. Владыка сразу уехал, духовенство через полчасика. Мы еще посидели немножко. Видим что матушка и приближенные к ней прихожанки мнутся чего-то. Но наша бригада отдала всё на Промысел Божий и пошла собирать всю утварь, облачения, паковать чемоданы и грузить в машину. "Жигуль" у нас был в качестве транспорта (я в русских машинах не разбираюсь, больше сказать не могу про наше авто).
Все немного нервные. Погрузились, сели все в машину, только отца Михаила не хватало. Сидим ждем.
И тут на пороге появляется протодиакон. Немного постояв на крылечке, он почти солдатским шагом прошагал к машине. Нагнулся к открытому окошку напротив водительского. И по слогам прочеканил глядя на нас, сидящих на заднем сидении:
- Матушка приглашает нас немножко задержаться попить ЧАЙ (это слово он особенно выделил), - потом перевел глаза на отца Александра и сказал: - А отцу Александру ЧАЙ нельзя! Он за рулем.
Надо сказать, что матушка у того батюшки, в храме которого мы служили, человек высочайшей святости. Алкоголь она не принимала вообще. А батюшка пил только хороший кагор, который сам где-то себе и мутил. По этой причине прихожане нагло пользовались наивностью матушки и дурили ее. Именно это послужило курьёзу, который очень нас улыбнул: матушка приносит бутылку портвейна "777" и говорит: "Вот, очень хорошее, дорогое вино. Мне прихожане по знакомству (откуда-то там она сказала - не помню) достают". Мы вежливо отпили по стаканчику, потом скромно попросили водки, и стали запивать ей копчености и соленья из личного погреба матушки. Отец Александр пил чай. До вечерней службы было еще шесть часов. Мы выпили примерно 0,7 на троих. Немножко согрев души вежливо попрощались и поехали на речку, где купались и загорали до вечернего богослужения. С собой мы в магазине взяли три литра вина средней паршивости (но не "777"). Отец Александр пил чай из термоса.
На вечернюю службу мы приехали веселые, довольные, готовые к подвигам. Прошла служба на ура, без запинки и зацепки с большим духовным подъемом и с задоринкой. Отслужили, духовенство убыло. Банкета не было. Свернув и собрав все по ящикам и коробкам, сложив в багажник и уже собираясь уезжать, подходит к отцу Михаилу протоиерей, в гостях у которого мы служили, и сует Мише в кулачок бумажку такую красненькую. На обратном пути отцы взяли себе пива нефильтрованного, я попросил себе Изабеллу две по ноль-семь, а отец Александр пил чай из термоса.
Когда мы приехали к месту постоянной дислокации в монастырь, было уже поздно и темно. Мы, немного хмельные и веселые, вышли, открыли багажник и стали вытаскивать имущество для архиерейского служения. Отец Александр, абсолютно трезвый, поигрывая ключами на колечке, понаблюдал немного за нами в сторонке и:
- Ну вот и славненько, - вымолвил он, - вы тут разгружайтесь, машина пусть до утра стоит, а я пошел пить ЧАЙ!
У него в келии всегда была заначка...
Архиерейские службы вносили некоторое разнообразие в унылый монашеский быт...
свита,
патерик,
машина,
портвейн,
святость,
архиерейская,
водка,
водитель,
креатив,
чай,
дьякон,
вино