Nov 12, 2020 19:35
Однажды я пришел в одну обитель прямо таки перед новым годом. Монастырь активно развивался, но газа еще не было и все топились печками-дровами. В братском корпусе в каждой келии была печка и каждый сам топил себе. Храм также отапливался такой, типа буржуйкой, современного дизайна. Ну и меня, как особо приближенного к службе, назначили истопником храма. Для этого бывший истопник, послушник Димитрий, чудесным зимним вечерком после ужина передает мне дела. Показывает печку и говорит про нее:
- Она в общем-то неплохая, только вот живет своей жизнью... По настроению... Иногда горит прям гул идет, а иногда тлеет и разгореться не может, прям мучаюсь... Что ей надо, понять не могу!!!
Затем он выдвигает не сильно объемистый ящичек для золы, который был полон наполовину, и продолжает:
- Я его где-то раз в неделю вытряхаю, там за храмом кучка есть и палочка втыкнута, если снегом занесет. Вот туда и вытряхать...
После этого он показал, как делать закладку, заложил, поджег березовую бересту, закрыл дверцу и немного выдвинул ящичек для золы, который служил одновременно поддувалом. Печка не сильно весело и без гула, но довольно быстро разгорелась. А Дима подвел итог.
- Правила в семь утра, значит надо где-то в пол-шестого затапливать...
- Ок, я понял, надеюсь разберусь, спаси тебя Господи, брат! Спокойной ночи...
Я поставил будильник на 5:15, почитал немного и уснул.
В 5:15 я, едва продрав глаза встал, зашел в храм, пошурудил кочергой в печке, чтобы вся зола ссыпалась в ящичек. Затем вытащил этот самый ящик для золы, сходил его вытряхнул в указанное Димой место. Заняло всё это около двух минут.
После этого я заложил печку, напихал для растопки использованные записки, поджег, закрыл дверцу, слегка приоткрыл поддувало (ящичек для золы) и стал ждать. Через полминуты, печка гудела как самолет. Тяга была просто отменная. Перед уходом из храма я прикрыл совсем поддувало. Гул уменьшился и я пошел к себе досыпать. Вся процедура заняла около десяти минут. Но это было в первый раз.
Вечером я заготовил дров и растопку на утро. А ранним утром в 5:15 встал, вытряхнул ящичек для золы, заложил заготовленные дрова, поджег, через минуту прикрыл поддувало и пошел досыпать. Через три дня процесс был отработан настолько, что от выхода из кельи до прихода обратно уходило семь-восемь минут.
С тех пор печка перестала жить своей жизнью и горела всегда отменно. А Дима каждое утро в течение примерно месяца справлялся о ее настроении и я докладывал, что проблем нет. Он удивленно хмыкал, но ничего более не говорил. Потом перестал интересоваться. В чем была проблема он так и не спросил...
Причина же её жизни своей жизнью была сама обыкновенная физика. Когда ящик для золы забивался, то как поддувало он работал плохо и вообще тяги почти не было. Именно поэтому у Димы начинались проблемы и он таки тогда снисходил до того, чтобы пойти вытряхнуть. Я стал его вытряхать каждый раз вне зависимости от того, сколько там золы. И с печкой у меня никогда проблем не было, а у печки всегда настроение было боевое с готовностью гореть "до дней последних донца".
Мне шёл 41-й год, а Диме было 43...
зола,
тяга,
буржуйка,
монастырь,
поддувало,
лень,
креатив,
печка