Святитель Игнатий сильно топил в "Приношении" за то, что к старчеству надо относиться исключительно как к совещательному органу, и ни в коем случае не перелагать ответственность с себя на "старец благословил". Прежде всего для собственной безопасности. И вообще, говорил, есть Писание, Предание - вот вам и старчество в книгах.
Где-то я даже слышал или читал (не помню источника, кто подскажет - спасибо), что однажды святитель покинул место послушания. Был вроде как кучером, подвез старца куда-то и стал ждать. А того все нет. А зима на дворе. А будущий святитель еще и на здоровье был слаб. И вроде как психанул он и поехал туда, где тепло и сухо. И после этого он, видать, и пересмотрел отношение к богоносным и духоносным отцам и предупреждал, что думайте головой, если повелевают "не по разуму". Жизнь ваша одна и вы тут на холоде, и у него одна, но он там в тепле. То есть предупреждает нас, что и старчик может быть с "ебанцой", надо быть осторожными. Тут я вообще и ногами и руками за. Кстати, об этом эпизоде из жития я вспомнил, когда писал "
Терпилу".
Есть у меня небольшое подозрение, что святитель был очень умным мужиком и к тому времени, как писал свое завещание, просто давно не встречал духоносных отцов, которые ему бы сказали что-то новое. Ибо был умнее всех их. И вообще, это раньше было так, что ниоткуда нельзя было взять знаний, кроме как от проповеди. Книг было мало, грамотных и умеющих читать еще меньше. А сегодня что? Любой мало-мальски "шарящий" христианин в 99,9% прекрасно знает все то, о чем говорит священник с амвона. Ибо читают они одни и те же книжки, в которых (к чему лукавить?) пишется про одно и то же разными словами. А всю суть христианства можно уместить на паре листочков. То есть конечно такие "проповеди" штырят посредственных и не особо углубляющихся в суть прихожан, они нужны и бывает даже эффективны. Но в одном случае. Когда говорящий сам делает то, о чем говорит.
К чему это я? Самая живая и эффективная проповедь - житие и пример. Почему проповеди отца Василия "штырили"? Он говорил то, во что искренне сам верил и, по возможности, соблюдал. Опирался на свой опыт воспитания и был убежден, что он эффективен. И сам тому учил. Универсален ли его опыт? Однозначно нет. Но звучало убедительно. Тут и время вспомнить рекомендательный характер и сказать самому себе: "да он говорит правильно, и ему это помогло, но мне так не подходит". И никаких проблем. Я лично в некоторых вопросах с игуменом был категорически не согласен, о чем писал в "Шмаковском патерике". Но это не мешает мне считать его вторым отцом, открывшем мне дверь в духовную жизнь, глубоко его уважать и почитать, и поминать до конца дней живота моего вторым после отца биологического. Которого я почитаю и уважаю гораздо меньше, но это уже моя личная проблема...
Я написал этот пост под впечатлением от проповеди после акафиста Благовещению. Батя читал, я пел, Евангелие, ектиния, молитва, отпуст, все как положено... И после "аминь"... Отец последи храма с крестом в руках повернулся к молящимся, и сказал: "ПО ВЕРЕ НАШЕЙ ДА БУДЕТ НАМ!", после чего все стали целовать икону, крест и подставлять лоб под помазание елеем.
От его слов меня словно током всего передернуло и мурашки пробежали по всему телу. Столько силы, веры, надежды и любви было в них.. Хотя кто не знает этой простой христианской истины? Важно не что сказать, а как сказать. И во что при этом верить... Аминь...