Пришел в монастырь к нам брат с Уссурийска. Лет двадцать пять, довольно смышленный. Но работать, учиться не хочет, на шее у предков висит. Довольно крепко любит алкоголь и дэс-метал со всеми вытекающими. Не знаю, сам ли, то ли родители настояли, но вот такой пришел к нам.
Я не помню, чем он конкретно занимался, был на разных послушаниях. Скотником, трапезником, дрова рубил, короче на общих послушаниях.
Отец наместник, по традиции, звонит отцу Науму по поводу этого брата. Старче и говорит: "пусть год побудет в монастыре". На этом благословение и закончилось.
В течение трех месяцев брат довольно неплохо научился читать, был полноправным членом клироса и, к его чести, петь не мешал. Т.е. он рот открывал, но не пел, за что я как регент был ему очень признателен.
Он также старался подвижничать и жить по уставу монастыря. Он ОЧЕНЬ старался, потому что давалось ему это весьма нелегко. Никогда нигде не работая, попасть в такой режим и держать его, это скажу вам, многого стоит.
Но вот как-то раз, когда брат послушался скотником, произошел срыв. Он нажрался в зюзю. Нервы, организм не выдержали нагрузок и вот так вышло. Придя в себя и отоспавшись, он пошел к игумену. А тот ему и говорит: "питаться будешь вместе с коровами". Это типа как свинья со свиньями пусть живет. Однако на следующий день наместник приказал кому-то сходить за Мишей (так звали брата) и посадил его обратно за стол, когда тот пришел.
Почему он его не выгнал? Ведь за бухалово у нас выгоняли. Да потому что смотрите благословение старца! Год! А прошло всего месяца четыре.
Через три-четыре дня пьянка повторилась. Игумен был в недельной командировке. Но тут уж Миша не стал уже ничего пытаться сделать, а просто пошел к благочинному с просьбой отдать ему паспорт. Благочинный на телефон, наместник ему говорит в трубу: пусть делает что хочет, только не уходит. И вот, отец Пимен ему и говорит:
"Не уходи! Ешь, гуляй, веселись, можешь не работать, только не уходи!" - почти умолял он.
Миша еще немного попытался ему объяснить, что он устал, что больше не может здесь находиться, что хочет домой. Благочинный ему все тоже. Делай что хочешь, только не уходи.
И стал Миша действительно ничего не делать. Пить он не пил, но и просто абсолютно ничего не делал. Ходил на трапезную только регулярно. Клирос забросил, на службе появлялся только от скуки. И, собственно, всем обращавшимся к нему с вопросом, почему он ничего не делает, он честно отвечал: "мне не отдают паспорт, я не могу уехать".
Так продлилось около недели. Я не знаю, что произошло в высших эшелонах власти, но как-то утром отец Пимен отдает Мише паспорт и говорит: "вот тебе деньги, Сергий довезет тебя до поворота на Уссурийск, там дождешься проходящего автобуса и доедешь до дому". Миша взял паспорт, деньги и резонно спросил: "стоило меня перед этим неделю мурыжить?". Ответа он не получил.
Благочинный говорит Сергию, монастырскому водителю:
- Довезешь его до поворота на Уссурийск, в сам город не заезжай, иначе не успеешь на базу за материалами. До дому он доберется сам, я ему денег дал. Только до поворота, до дома его не вези! Понял?
Сергий смиренно кивнул и ответил:
- Благословите!
...
- Ты почему так поздно на базу приехал?
- Простите, батюшка, я Михаила довез до подъезда!
Взгляд полный гнева и непонимания!
- Я же тебе сказал, что у него есть деньги, и не довози его до дома!
- Простите!
- Сто поклонов!
- Благословите!
...
Я не знаю, что повлияло на решение отцов все-таки отпустить Мишу. Думаю, что выждав неделю, они с мыслью "мы сделали все, что смогли", решение приняли самостоятельно, без участия старца, приравняв поведение Миши к настойчивому требованию уйти... Или среди братьев начался ропот. Ведь очень смущает неработающий брат. Чувства накалены. Хотя это лишь мои догадки.
Про Сергия также читайте ранее написанный пост: "
Зачат в пьяном виде". Может вам станет понятнее, почему он так поступил.