Пост №0, подготовительный
Здравствуйте, меня зовут Маша. Вообще я сценарист компьютерных игр, но меня, также как вас, интересует само искусство рассказывать истории - сторителлинг. Я большой фанат концепции “пути героя” и в качестве подведения итогов года изложила события своей жизни в похожей форме (можно почитать
тут). Формат автобиографического “пути героя” заинтересовал создателей сообщества. Так родилась идея серии постов о “пути героя” применительно к собственной жизни, к личной ситуации, а не просто для сюжета кино или книги.
Вступление с исторической справкой, кучей имен и теории
В 2013 году мне повезло участвовать в масте-классе
Кристофера Воглера. Это матерый редактор сценариев из Голливуда, приложивший руку к “Королю Льву”, “Бойцовскому клубу”, “Рестлеру” и другим известным фильмам. А еще он автор учебника для киносценаристов и писателей “
Writer’s Journey” - “Путь писателя”, к сожалению, на русский не переведенного.
У каждого автора сценарных учебников есть свой конек - у кого-то структура, у кого-то проработка персонажей. Кристофер Воглер известен адаптаптацией работ
Джозефа Кэмпбелла, мифолога и антрополога, для кино.
“Путь писателя” подробно разбирает открытый Кэмпбеллом “путь героя” или по-другому “
мономиф” в применении к современным историям, которые рассказывает нам кино и литература.
Что такое мономиф? Это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Это история путешествия героя, преодоления им препятствий и возвращения домой. Это история о каждом из нас и о всех, кто жил до нас и будет жить после.
Казалось бы, где мы и где создатели мифов и легенд? Как связаны современность и седая древность сказок? Как мономиф может оставаться актуальным для людей нашей эпохи (ну, помимо экранизаций сказок)? Воглер считает (и не только Воглер, сторонников теории мономифа полно), что путь героя живет и в современных историях.
Один из самых ярких хрестоматийных примеров “нового” мономифа - “Звездные войны” Джорджа Лукаса. Кстати сказать, Лукас - большой поклонник Кэмпбелла, а вот с Воглером и его адаптацией на момент создания фильма он не был знаком. Наоборот, “Звездные войны” стали рабочим материалом для Воглера, который в работе Лукаса увидел подтверждение своим мыслям - что мономиф актуален и по сей день, что его можно и нужно использовать в своих историях.
И вот Воглер рассказал нам, участникам мастер-класса, как это сделать. Но я бы хотела поделиться с вами отнюдь не теорией написания сценариев. Эту информацию вы можете достать и сами (пусть вас не останавливает языковой барьер).
Я хочу рассказать о применении “пути героя” в повседневной жизни. Этому нас тоже научил Воглер и это стало для меня открытием. Без общей теории, конечно, не обойдется. Так что, чтобы не превращать материал в здоровенный кирпич текста, я решила поделить его на куски, которые буду публиковать по очереди.
Цели и план путешествия
Прежде чем начать путь, нам надо сделать несколько подготовительных шагов.
Во-первых, поговорить о цели путешествия. Зачем нам нужен путь героя, что он нам даст, что мы надеемся получить от этого знания?
Во-вторых, определить маршрут - в данном случае порядок публикаций. Я также предлагаю к каждому посту выполнять небольшие упражнения (ведь так принято в этом сообществе?), чтобы закрепить материал.
В-третьих, прежде чем начать, надо усвоить несколько правил - помните, как в сказке, герою обычно всегда выдаются правила, которые нельзя нарушать, он их конечно же нарушает, после чего собственно и начинается все веселье. В работе с мономифом тоже есть правила. ;)
В-четвертых, я бы хотела перед непосредственно разбором пути героя поделиться с вами обращением самого Воглера из его книжки. Я перевела его для вас. Думаю, мы не нарушим никаких законов, ведь это некоммерческий перевод. Будет отдельным постом.
Итак, цели.
Зачем нужен путь героя в повседневной жизни?
Истории, мифы, архетипы неспроста имеют такое сильное влияние на нас. Древнегреческие боги и герои русских народных сказок, тотемы индейцев и даже персонажи городского фольклора - все это персонификации конкретных явлений природы, свойств человеческой личности. Мы все сталкиваемся с ними, но в разные эпохи называем разными именами.
Каждый человек в течение жизни проходит свой путь героя, является главным героем собственного сценария. Вы, наверное, знаете, что свой сценарий мы получаем в наследство от родителей и часто приговорены к нему задолго до того, как научимся говорить и критически мыслить. Сценарии бывают счастливые и не очень, бывают трагические. Но каждый сценарий можно изменить, самому, собственной волей. Можно выбрать и прожить свою историю, а не навязанную кем-то другим.
Путь героя - это тот же персональный сценарий, но взятый с другого ракурса. Это точка связи со всеми людьми, когда-либо жившими на планете. Знание о том, что ты не одинок, и каждый в свое время испытывает схожие чувства, оказывается в похожей ситуации.
По мне так даже эта простая мысль имеет некоторый терапевтический эффект.
Идея связи всех людей через архетипы - ситуации и переживания, сходные настолько, что их модели закрепились глубоко в наших генах - восхищает и успокаивает меня. А вас?
Мы рассказываем собственную сказку, формулируем свой путь героя, чтобы разобраться в себе, пережить тяжелые времена или подготовиться к ним, сделать выводы, обобщить собственный опыт и передать его дальше.
Не надо думать, что только выдающиеся личности, харизматические лидеры и избранные достойны того, чтобы о них складывали истории. Скорее наоборот - в их историях мы видим себя, и поэтому они ценны для нас.
Вы - уже герой собственной истории. Расскажите ее самому себе - узнаете много интересного )))
План-маршрут
0. Подготовительный пост - о том, что такое путь героя и зачем он нужен вам
Персонажи мономифа - Герой и Тень
Персонажи мономифа - Ментор и Хранитель порога
Персонажи мономифа - Вестник, Перевертыш, Союзник, Трикстер
Этапы пути - Обычный мир, Зов к приключениям, Отказ от зова
Этапы пути - Встреча с Ментором, Пересечение порога
Этапы пути - Проверки, враги и союзники, Приближение
Этапы пути - Суровое испытание и Награда
Этапы пути - Дорога назад, Воскрешение, Возвращение
Как я уже сказала, в конце каждого поста будет небольшое практическое задание.
Некоторые правила “Пути героя”
Не беспокойтесь, это не какие-то супер суровые вещи, которые ни в коем случае нельзя делать. Это просто ряд положений, которые надо держать в голове, пока вы знакомитесь и используете путь героя.
Во-первых, тот “путь”, о котором я буду вам рассказывать - это один из множества вариантов структуры мономифа. Структура Воглера и структура Кэмпбелла сильно отличаются друг от друга, есть и другие виды структуры, где множество разных вариантов и сочетаний основных пунктов пути. Где-то есть “искушение” и “встреча с отцом”, где-то нет. Для нас сейчас это не так уж важно. Структура Воглера - это во многом “упрощенная” модель для кинопроизводства, мы будем придерживаться ее из-за скорости и потому что я с ней лучше знакома ))) Вы вольны использовать любую структуру, которая вам приглянется - в конце концов, все это одна и та же история.
Во-вторых, ни в коем случае нельзя считать модель строгой зацементированной последовательностью. При первом знакомстве с теорией Воглера некоторые считают, что это упрощение истории, шаблонизация. Но все наоборот. Модель - это только модель, это лишь набор деталей - а как их использовать, использовать ли все или только некоторые, в каком порядке и так далее - это на усмотрение автора.
На мастер-классе Воглер специально предупредил нас, чтобы мы ни в коем случае не писали сценарий под кальку с его модели - тогда он будет схематичный, безжизненный. Наоборот - усвоив модель, надо менять ее, мять под себя, как пластилин или ортопедический матрац. Как говорят в “Пиратах Карибского моря” - это лишь свод указаний, а не строгих правил.
Если вы будете анализировать разные истории с точки зрения пути героя, вы увидите, как творчески авторы обращаются с последовательностью и количеством этапов. Так что не бойтесь, это не прокрустово ложе, это лишь инструмент, один из многих к слову.
В-третьих, путь героя можно применять не только и не столько ко всей своей жизни сразу. Отдельные события и периоды можно также представлять себе цельным путем героя. Например, устройство на новую работу, переезд в другой город или вступление в брак, прохождение учебного курса, путешествие, отпуск или командировку, рождение ребенка, перенесенный опыт взросления или болезни, в общем - любого изменения, которое с вами произошло. Ведь в том и есть суть мономифа - в том, как человек меняется на своем жизненном пути, меняет что-то в себе или вокруг, а часто сразу и там, и там.
Вот и все, как в сказке, остановимся на трех пунктах. Как видите, они не про исполнение и нарушение, а чтобы просто иметь ввиду.
___________________________________
Итак, теоретическая подготовка завершена. А чтобы подготовиться практически, я предлагаю вам сделать следующее задание.
Задание №0 “Своя сказка”
Вспомните сказки, без разницы русские ли, европейские, или азиатские. Герой какой сказки вызывает у вас наибольшее сочувствие и сопереживание, связь? Героем какой сказки вы могли бы быть? Какая сказка, из уже существующих, про вас? Почему именно эта сказка?
Моя сказка - о Финисте, ясном соколе. Я расскажу, почему выбрала именно ее, но позже. Сейчас ваш черед рассказывать!