Перепост нашумевшей пару недель назад перевода статьи с Lifehacker. За перевод спасибо "ЦП", за совет присмотреться к статье - Оле
little_flute. А вспомнила я про этот перевод благодаря вчерашней
записи об отчетах в рассказах.
Не читали про списки задач в рассказах? Читаем!
Редактор ресурса Lifehacker Торин Клосовски предложил отказаться от ведения органайзеров и списков дел - и начать вместо них сочинять рассказы о планах на завтра.
Свой эксперимент Торин начал два месяца назад. Каждый вечер он пишет план на следующий день - расписание, задачи, покупки - в форме рассказа. «Конечно, мои опусы не тянут на Пулитцеровскую премию, но они помогают мне лучше организовать день и, что самое главное, действительно запомнить всё, что я должен сделать», - говорит Клосовски.
Основная идея заключается в том, чтобы охватить все детали следующего дня и придать им некоторый смысл - так, как мозг придает смысл всему, что происходит - с помощью простой и короткой истории. На эту мысль Торина натолкнуло интервью с нейробиологом Полом Броксом на портале Radiolab. В подкасте ученый упоминает теорию о том, что личность - не более чем рассказ человека о самом себе.
В некотором смысле написание историй ничем не отличается от остальных техник составления расписаний - чтобы к ней привыкнуть и приспособиться, понадобится некоторое время. Поначалу идея выписывания задач в форме сюжета звучит как пустая трата времени, и в течение первых нескольких дней так оно и есть. «Но я довольно быстро втянулся в процесс - и уже через неделю практически отказался от всех остальных способов планирования».
Шаг 1: На первых порах следует использовать календарь и список дел
Первое время, пока новая практика еще не вошла в привычку, использовать календари все-таки придется, но со временем этот шаг можно будет опустить. Итак, первым делом нужно получить представление о том, что именно должно быть сделано на следующий день - в этом помогут уже существующие списки задач.
Шаг 2: Формирование полной «карты дня»
Далее следует объединить все задачи и цели и обдумать, какое время лучше всего подходит для выполнения того или иного пункта получившегося списка. Вот пример, который приводит Клосовски:
Подъем - 5:30
Написание материала для Lifehacker - 7:00-8:30
Зарядка - 10:30-11:15
Звонок стоматологу
Обед - 12:00
Работа над статьями - 12:30-16:00
Продуктовый магазин. Сказать что-нибудь случайному прохожему. Вернуть диски в прокат
Уборка в ванной
Шаг 3: Сочинение рассказа от третьего лица
Теперь можно перейти к самой сложной части - написанию истории на основе составленного ранее списка. Первоначально это будет занимать 10-15 минут, но когда это занятие войдет в привычку, время, уходящее на придумывание рассказа, сократится до пяти минут. Суть в том, чтобы как можно лучше визуализировать предстоящий день, описать его во всех деталях. Писать историю удобно на бумаге, но телефон, компьютер или планшет точно так же справятся с этой задачей.
Вот отрывок из одного рассказа Торина в качестве примера:
Торин немного подкачал грудные мышцы, пожевал жвачку (это на некоторое время повышает активность мозга, так?), и теперь он готов к неизбежному: к визиту в продуктовый магазин. На пути к машине он кидает свою копию X-treme Racing SSX в автомат для приема прокатных дисков и проходит мимо здоровенного охранника, который всегда пожевывает сигару. Список покупок сегодня простой. Торин начинает с овощной секции. Он хватает шпинат, бананы, морковь и сладкий перец. Он пропускает несколько секций и направляется прямиком к кошачьему корму, а затем кидает в корзину говядину и курицу, которых нет в списке. Проходя мимо женщины, выбирающей говяжий фарш, он замечает, что мясо здесь так себе. Женщина хихикает и отвечает: «Я просто хочу выбрать фарш, вид которого не вызывал бы у меня отвращения». Торин поворачивается и складывает в корзину пару банок томатного супа. Там же оказываются сыр чеддер и хлеб.
При написании рассказа не стоит беспокоиться ни об орфографии, ни о пунктуации. Он не предназначен ни для чего, кроме личного пользования, и совсем не нужно стараться поразить кого-либо своим врожденным талантом к писательству. Единственное правило, которого стоит придерживаться - рассказ должен быть написан в настоящем времени. Чтобы оживить его, можно украсить повествование эпитетами или метафорами.
Не нужно пытаться осветить день от и до - например, можно опустить прием душа и чистку зубов, и все те вещи, которые не являются, условно говоря, разовыми. Сосредоточиться необходимо только на том, что требуется запомнить.
Шаг 4: Пересмотр
«Как только вы начнете писать историю, тут же обнаружится, что в вашем плане куча несоответствий», - говорит Клосовски. Это даже хорошо, потому что дает шанс переработать схему дня - ведь есть достаточно времени. Если переосмыслить список задач не получается, значит, выполнить всё из него не удастся.
«Например, как-то на прошлой неделе с утра я снимал сюжет, на вторую половину дня был запланирован ланч, а вечером собирался сходить в кино. Звучало это всё отлично, но когда я начал писать историю, я понял, что мне просто не хватит времени, чтобы выполнить все задуманное. Так как я вовремя понял недостатки своего списка дел, я смог своевременно его исправить. В этом несомненное преимущество написания рассказов».
Автор статьи отмечает, что того, кто решит воспользоваться его опытом, поджидает несколько сюрпризов.
Во-первых, потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что в новый график очень сложно включить что-то незапланированное. Список дел на день легко адаптировать к ситуации, просто выкинув из него то, что не получается сделать сегодня и включив что-то другое. В случае с историей, всё то же самое делается заранее, и придется постараться, чтобы посреди дня включить в план что-то новое. Прием, который поможет придать графику гибкость: вместо подробного описания своих действий во время обеда, стоит написать что-то вроде «Торин доедает свой обед» - это оставит некоторый простор для действий.
Во-вторых, Клосовски пару раз испытывал дежавю, и это, говорит он, было довольно тревожно. «Конечно, ничего особенного в этом нет, но моему мозгу понадобилось несколько секунд, чтобы откалибровать происходящее».
Несколько идей о том, почему это работает
В книге «Moonwalking witn Einstein» журналист и писатель Джошуа Фоер описывает древний метод запоминания, который сам он называет «Замком Памяти». Основная идея в том, что человек лучше запоминает вещи, когда в своем воображении помещает их в комнату, с которой хорошо знаком.
Во время сочинения рассказа список дел подсознательно связывается с указанными в истории местами. Торин говорит, что при составлении списка он дважды мысленно проходился по своей повседневной жизни - один раз, когда только писал рассказ, а второй - когда перечитывал и подправлял его. Каждый пункт в перечне задач получает привязку к времени, месту и действию, благодаря чему прочно закрепляется в памяти.
Написание рассказа заставляет использовать пространственную память и хорошенько продумать, сколько времени будет затрачено на то или иное действие. Нельзя выйти из продуктового магазина в ванную, хотя исходный структурированный список не говорит об этом - в нем промежуточные шаги не важны.
Недавние исследования показывают, что для мозга нет большой разницы между чтением и переживанием чего-либо в реальной жизни. В статье для издания The New York Times писательница Энни Мерфи Пол рассуждает о влиянии литературы на человека и описывает теорию о том, что чтение может влиять даже на восприятие жизни и мира в целом. Отличие от составления традиционных перечней задач состоит в том, что мозг вынужден модулировать ситуацию, учитывая все детали, которые включены в рассказ, и проживать ее заранее.
Клосовски отмечает, что такой способ не может заменить долгосрочные календари - он не поможет вспомнить, когда празднует день рождения мама, и когда возвращается с каникул младший брат. Этот метод поможет распланировать завтрашний день и лучше запомнить, что необходимо сделать в самом ближайшем будущем.
Источник перевода:
http://siliconrus.com/2014/08/storytelling-instead-todolists/Источник в оригинале:
http://lifehacker.com/5897418/how-turning-my-to-dos-into-a-story-boosted-my-memory-and-solved-my-procrastination-problem