Цель
Публичное выступление - форма массовой коммуникации: когда вы выступаете, общаетесь с большим количеством людей. Большинство публичных выступлений, которые я наблюдаю, скучные и формальные. Они не приносят пользы слушателям и оратору. Люди в аудитории листают фейсбук, а выступающий старается поскорее закончить речь.
Чтобы этого не случилось с вашим выступлением, начните подготовку с цели. Цель - то, чего вы хотите от аудитории. Поставить ее кажется очевидным, но большинство выступающих этого не делают. Без цели выступление получается вялым.
Хорошая цель - половина успеха. Если вы ставите цель «информировать аудиторию», вы ее просто информируете и ничего не добьетесь. Но вы способны на большее: после вашего выступления зритель должен стать лучше, захотеть измениться сам или изменить мир вокруг себя. Сделайте это целью:
- Скажем, вы разработали систему мотивации сотрудников и собираетесь представить ее руководству.
- Если бы это был формальный доклад для галочки, цель «рассказать о новой системе мотивации» вам бы подошла. Но если вы хотите, чтобы после презентации руководители захотели внедрить новую систему, отнеситесь к цели серьезнее. Возможная формулировка для вас «Вдохновить руководителей внедрить новую систему мотивации».
Выступающий не поставит хорошую цель, если будет думать только о своей выгоде. Когда вы едете предлагать клиенту услуги компании, цель «продать» навредит презентации. А цель «быть полезным», скорее всего, сработает.
Хорошая цель совмещает интересы выступающего и аудитории:
Если выступающий ничего не хочет от аудитории, он прячет глаза, говорит себе под нос, не отрывается от слайдов. Зрители быстро теряют интерес к такому выступлению. Зато когда вы чего-то хотите от зрителей, вы смотрите в глаза, следите за реакцией и говорите эмоционально.
Чтобы поставить хорошую цель, ответьте на вопросы: «Какие изменения должны произойти в убеждениях и поведении моей аудитории после презентации? Что я хочу, чтобы люди начали думать и делать?»
Хорошая цель подчиняет себе весь материал и процесс подготовки: вы вырезаете лишнее, находите убедительные примеры, приводите факты. Подготовка превращается в стройный процесс и дает предсказуемый результат.
Сценарий
Сценарий - следующее, над чем работает опытный оратор после цели. В скучных выступлениях сценарий равномерный и однообразный. Аудитория с ним быстро отключается.
Чтобы этого не произошло, превратите речь в историю. Хорошая история делится на четыре части:
- Введение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и убеждается, что каждый зритель понимает тему выступления.
- Мотивация. На этом этапе оратор делится с аудиторией проблемой. От нее зависит, поверят ли вам зрители и последуют ли за вами.
- Предложение. В этой части оратор предлагает решение проблемы, о которой рассказывает в мотивации.
- Заключение. Оратор резюмирует сказанное и предлагает конкретные шаги.
Введение - самая короткая часть презентации. Не затягивайте ее: в двух словах представьтесь, скажите, какое отношение имеете к теме выступления, спросите у аудитории, что они знают об этой теме. После этого сразу переходите к мотивации.
Хорошее выступление «продает» предложение оратора. Это необязательно платный продукт или услуга. Иногда оратор хочет, чтобы зрители следили за здоровьем, посетили мастер-класс или изучали английский. Это и будет предложением. Чтобы аудитория его приняла, сначала расскажите о проблеме, которую оно решает.
Хорошо сформулированная проблема выводит из зоны комфорта: зритель чувствует, что приближается катастрофа и хочет поскорее что-то сделать для спасения.
- Вы поставили цель «вдохновить на внедрение новой системы мотивации» и идете к руководству. Проблема, которая их убедит - низкая продуктивность незамотивированных сотрудников. Объясните насколько это серьезно.
- Донесите факты: двенадцать сотрудников уже разместили резюме на хэдхантере, менеджеры по продажам работают в компании по полгода, на поиск и обучение новичков уходит 600 000 рублей в год.
- Усугубляйте проблему: уволившиеся сотрудники оставляют плохие отзывы о компании, клиенты их читают и перестают доверять, репутация падает, искать новых сотрудников все сложнее. Создайте кульминацию с помощью самой сильной мысли для аудитории: через два года из-за трат на обучение новых сотрудников и низкой продуктивности старых, годовые расходы компании превысят доходы, и она обанкротится.
- Говорите только правду. Иначе зрители поймут, что вы их обманываете, и не захотят решать проблему.
После проблемы сделайте аудитории предложение, от которого она не сможет отказаться. Почувствуйте себя Марлоном Брандо:
Скажите, что проблема серьезная, но вы знаете как ее решить. Только не будьте высокомерны, помните
о принципе Коломбо.
Объясните, как будет работать ваше предложение, какой результат принесет и каких ресурсов потребует. Не рассказывайте слишком подробно: у вас будет время обсудить детали после выступления.
После предложения переходите к заключению: резюмируйте выступление, сделайте выводы и озвучьте призыв к действию. Люди должны выйти с четким пониманием того, что делать дальше.
В итоге сценарий вашего выступления будет выглядеть так:
Иллюстрация из книги «Мастерство презентации»
Такой сценарий захватывает аудиторию и мотивирует действовать.
Источник: Алексей Каптерев для
рассылки Мегаплана