Aug 07, 2016 10:46
В книге «Curious: The Desire to Know and Why Your Future Depends On It» Ian Leslie рассказывает о природе любопытства.
В частности, о жажде получения информации об объекте, который уже частично известен (про совсем неизвестный нелюбопытно, про совсем известный - тоже).
Напрашивается связь со сторителлингом, и автор упоминает известного нам Роберта Макки, а дальше переходит к двум видам недостатка информации об уже частично известном объекте: загадкам и тайнам (ссылаясь на Gregory Treverton).
Загадки (puzzles) - это когда в ситуации есть неизвестное звено, и его возможно узнать. Пример: кто злодей в криминальном романе?
У загадки есть последовательность. После того, как найдено неизвестное звено, загадка перестает быть таковой и становится историей. Ощущение любопытства сменяется удовлетворением от разгадки. Пример - детективы Агаты Кристи.
Тайны (mysteries) - более протяжное понятие. В тайне нет конкретного вопроса или конкретных ответов. Ответы зависят от множества факторов: известных и неизвестных. Проблема тайны даже не в том, что есть неизвестное звено, а чаще даже в том, что известной информации слишком много - и непонятно, за что схватиться, чему доверять. Пример - «Великий Гэтсби». Читатель задаётся вопросами, у которых нет объективного ответа. Что за человек Гэтсби? В чём значение зеленого света? Что такое американская мечта?
Загадка ставит вопрос «где», «кто» или «сколько». Тайна говорит о том, «зачем» или «как».
рассказчики