Сегодня исполняется ровно 2 года с начала существования Нарраторики, первой школы нарративного дизайна и сценаристики. Но это сейчас она так пафосно и официально звучит, когда-то Нарраторика была всего-лишь “чем-то вроде клуба по интересам” кучки упоротых разработчиков компьютерных игр.
2 года - солидный срок. Давайте вспомним, с чего все начиналось, как закрутилось и во что в итоге вылилось. Ретроспективно пройдем еще раз наш “путь героя” - только в этот раз не персонажа, а целой школы. Это будет история одной мечты, которая началась как тихая мысль, потом окрепла до тихого слова, потом это слово становилось все громче и громче, пока не превратилось в боевой клич. Я надеюсь, что эта история вдохновит вас идти к собственным мечтам и превращать их в планы.
Это моя весть и весть Нарраторики - возможно все. Пришла пора забыть про страх и сомнения и делать то, что должно. Потому что если не вы - то кто?
-----
В “обычном мире” до рождения Нарраторики сценаристам игр было неуютно и одиноко. Мало где их считали за людей, это были во всеобщем представлении “работники легкого жанра”, пишут там свои текстики, которые все равно никто не читает.
Информации и обучения никакого тоже не было. Негде было задать вопрос - на форумах разработки в ответ можно было услышать “Истории в играх? Кому они нужны! У нас не умеют рассказывать истории”.
Когда я пришла в геймдев, успешные проекты вроде Аллодов и Демиургов, Братьев-Пилотов и Петьки и Василия Ивановича, Вангеров, Космических рейнджеров были уже в прошлом. Рынком правили фермы и “собери три в ряд”. Куда делись сценаристы старых хороших игр я не знала, я не была с ними знакома.
Когда я впервые захотела собрать круглый стол сценаристов компьютерных игр - я сперва судорожно начала искать их через знакомых, Нашлись человека 3, да и те с опытом от полугода, сейчас кто-то из них уже даже не в геймдеве. Первая попытка собрать сценаристов игр провалилась с треском из-за нехватки сценаристов. У меня реально было ощущение, что я одна во всем мире.
По закону композиции вторая попытка тоже провалилась. Она случилась где-то через год после первой, уже в Москве. Я почти договорилась провести GamesNight, неформальную встречу разработчиков компьютерных игр, но снова не набралось спикеров. Их надо было не меньше 5. В последний момент отказала одна знакомая сценаристка-писательница, и Сергей Климов свернул проект - никому, кроме меня, это не интересно, народу мало.
Но мы уже слишком раскачались. Нас было трое - Алексей Колесников, Денис Поздняков и я. Уже трое, Карл! Мы могли бы разойтись по домам - ну не судьба же, весь мир против нас. Но мы пошли в школу компьютерной графики ScreamSchool, которая тесно сотрудничает с геймдевом, и предложили им провести открытый мастер-класс по игровой сценаристике. И провели! Кажется, это было первое прото-мероприятие будущей Нарраторики.
Заглядывая назад, я не устаю удивляться собственному упорству. Кажется, меня действительно тянула вперед какая-то сила. Не собрав достаточное количество спикеров в Москве, я продолжила искать их в другим местах - и неожиданно костяк вожделенного GamesNight по сценаристике собрался в Питере.
Залогом успеха стал непрерывный нетворкинг - знакомства, знакомства и еще раз знакомства. С тех самый пор практически все, что я делала, было связано с поиском людей. Я поняла тогда, что в одиночку, без других, горящих той же идеей, я своих мечт не достигну. И в поиске единомыленников больше не останавливалась. Эта идея - синергии и содружества людей - позже стала ключевой идеей, ключевым образом Нарраторики - птицами Симурга.
В левом нижнем углу - те самые птицы.
Вы наверное знаете легенду о птицах Симурга - тридцати птицах, скованных одной цепью, которые летят по миру сквозь ночь, холод и тьму, в вечном поиске своего пропавшего бога Симурга, который есть все они вместе и каждая из них по отдельности.
Для Нарраторики это значит, что пока мы ищем в своей индустрии звезд, пока ждет, когда кто-то наконец сделает крутую игру, которая потрясет весь мир, или снимет кино голливудского качества, или напишет мировой бестселлер - мы как те самые потерянные птицы. Нам пора понять, что все эти непоявившиеся игроделы, режиссеры, сценаристы, актеры - это мы сами. Все вместе и каждый из нас в отдельности.
Но возвращаясь к пути героя, провал первой (или второй, если считать самую первую) попытки был вознагражден - на питерский GamesNight приехали и москвичи, и даже ребята из Калининграда. Удивительно завязываются узелки судьбы. Калининград поддержал кадрами первую встречу сценаристов компьютерных игр, и позже именно в Калининграде Нарраторика сложится уже именно как школа.
Но это был GamesNight - чужой бренд. До создания бренда Нарраторика оставалось еще полгода. И здесь надо рассказать о метворожденном близнеце Нарраторики - Сторикрафте.
Да, не стоит думать, что Нарраторика возникла из пены морской, подобно Афродите - сразу взрослая и прекрасная. На пути к мечте надо быть готовым к провалам, тупикам, неудачам. Но они не должны останавливать. И из истории Сторикрафта можно сделать полезные выводы.
Я бредила сообществом сценаристов игр, я не представляла что, как, но я очень-очень хотела. И мне казалось, что стоит сделать площадку, как сообщество возникнет на ней само. Я тогда все еще не до конца понимала, что сообщество - это люди, а площадка - это только инструмент. Подобно горе-стартаперам, которые начинают бизнес с аренды офиса, я начала “формирование” сообщества с создания сайта. И не просто сайта, а прям вот чтобы и форум, и вакасии, и база сценариев. Все грабли перфекционизма мы тогда собрали. Сайта такого до сих пор нет. А Нарраторика есть.
Мне не терпелось, но мои тогдашние старшие друзья уговаривали меня повременить, не распыляться группами в соцсетях - потом, мол, сложно будет собирать аудиторию в одном месте. Лучше сделать сперва хороший годный сайт, наполнить его контентом, и уже потом чинно-блинно всех пригласить.
Никогда, слышите, никогда не слушайте таких советов. И не ведитесь над многочисленные голоса гидры перфекционизма, звучащие отовсюду - даже из собственной головы.
Главное сокровище - это люди. И люди должны знать о ваших планах как можно раньше, чтобы стать вашими союзниками. Я знаю, что если бояки, которые не хотят рассказывать о своих мечтах - а вдруг не сбудется потом? Не сбудется слабая мечта, у которой недостаточно силенок, чтобы сбыться. А та мечта, которая тащит вас вперед, которая становится адамантовым стержнем внутри - она только окрепнет от гласности.
И да, будут люди, которые закидают вас камнями только за то, что вы посмели мечтать. Но вы и так знаете, что они будут. Будьте просто готовы, и все. Собака лает, караван идет.
В общем, с сайтом Сторикрафта я провозилась довольно долго. Менялись программисты, писались брифы, собирался контент. Да так все как-то и заглохно, вернее сменилось. И как водится, из-за человеческой синергии. Птицы Симурга, ага.
Многое происходило параллельно в жизни, и вот дорога привела меня в Калининград. Там очень теплая и дружная тусовка разработчиков, в которую нас с радостью приняли. И вот под дружеские посиделки и общение родилась идея сделать несколько открытых лекций в местном университете.
У ребят уже были там связи, договориться с кафедрой ничего не стоило, они были только рады. И как-то сама собой возникла необходимость сделать группу в ВК, чтобы сообщать о времени лекций и скидывать материалы. Я сделала группу, надо было ее как-то назвать. Кажется, я даже не думала особенно, название пришло само собой. Нарратив ---> нарративный дизайн ----> Нарраторика. Красивое выдуманное слово, как название волшебной страны. Так и началась Нарраторика. Записи наших первых лекций до сих пор лежат на ютубе и не теряют своей актуальности по контенту.
Это одна из лекции Нарраторики в БФУ им. Канта.
Параллельно завели сообщество в ЖЖ, давали задания, делали домашки, обсуждали. Писали туда даже как-то статьи, собирали подборки учебников и полезных материалов. Развлечение длилось почти всю осень, пока у нас с тогдашним мужем не кончились деньги, и мне не пришлось срочно устраиваться на работу и переезжать в Питер. Нелегкая доля сценариста - едешь работать туда, где есть вакансия. По месту жительства ее можно так и не дождаться.
С моим отъездом Нарраторика в Калининграде прекратилась. Но осталось название, группа, материалы. Я вела группу по мере сил, скидывая туда время от времени ссылки из своего избранного, завела твиттер. Параллельно я делала свою первую игру, и мне стало не до Нарраторики. Так что первые полгода активного существования сменились почти годом штиля. Нарраторика впала в спячку.
Самый первый логотип Нарраторики, сделанный одним из участников группы.
Но я дала обещание. Публично, чтобы очень стыдно было нарушить. Обещание, что 2016 год - будет годом Нарраторики. Но чтобы это произошло, предстояло выиграть очень нелегкую битву с собой и с ближайшим окружением.
После релиза игры практически весь мой ближний круг общения восстал против идеи курсов Нарраторики. Мне даже сейчас сложно понять, почему, но основным аргументом было то, что по мнению друзей я недостойна учить людей. Нос не дорос. И вообще “учить” это слишком пафосно звучит. Слово им не понравилось. И вместо того, чтобы изменить отношение к слову, они изменили отношение ко мне.
Когда друзья поняли, что я не откажусь от идеи, но поставили меня на игнор, перестали со мной общаться. Было больно. В душе я задавала себе те же вопросы - могу ли я? Достойна ли я? Есть ли мне, что рассказать? На самом деле больно до сих пор. Ведь кажется, что слова поддержки - это такая малость. Мол, дерзай! Попробуй, я верю, что у тебя получится! Но как редко мы их слышим. На этом этапе мне пришлось учиться говорить их себе самой.
Я помню, как села анализировать ошибки Нарраторики и то, что не позволило ей раньше стать полноценной школой. И пришла к выводу, что нам не помешает бизнес-подход. Немного взрослости взамен юношеского энтузиазма. Ведь чтобы делать курс, надо на что-то есть, пока его делаешь. Да и вообще - хочешь серьезного к себе обращения, веса, информационных партнеров, символики, мерчандайза - значит, надо становиться серьезнее. Играть по-взрослому.
Второй логотип Нарраторики. Уже посолиднее.
И чтобы превратить Нарраторику из кружка энтузиастов в бизнес я пошла к Александру Молчанову в индивидуальное обучение. Александр за год до этого уже сделал собственную онлайн-школу сценаристов кино, уже прошел путь героя и вернулся из него ментором. Недавно я поднимала нашу переписку тех времени и удивилась тому, что Александр, оказывается, звал меня делать курсы уже тогда. А я пропустила этот зов к приключениям мимо ушей. Но лучше поздно, чем никогда. И я обратилась за помощью к Саше.
Сказать, что после этого все пошло как по маслу, было бы неправдой. Коучинг у Александра занял три месяца, и только где-то в конце второго месяца мы открыли продажу мест на первый курс. Два месяца шла подготовительная работа, большая часть которой состояла из внутренней работы с паникой и истериками. Все мои страхи и сомнения вылезли наружу, и Саша был не сколько бизнес-тренером, сколько другом, державшим меня за руку и повторявшим “Ты сможешь. Ты достойна. Тебе есть, что дать людям. Я в тебя верю”. Удивительный эффект оказывают такие простые слова на человека. Удивительно много энергии получаешь, когда кто-то рядом верит в тебя.
И вот случился запуск. Еще с утра, в назначенный день Х, я успела побегать по потолку, триста раз перечитать пост-описание, двести раз занести руку над кнопкой публикации и тут же убрать. Даже поплакать успела. От злости на свой страх. А потом нажала.
Предпоследний логотип, который был заменен на голубой новый всего пару месяцев назад.
И только дальнейшее убедило меня, что все было не зря. И что мы не торопимся, а наоборот - слишком долго тянули. Первый онлайн-курс Нарраторики разлетелся за сутки как горячие пирожки. Все наши продуманные заранее маркетинговые стратегии оказались ненужны. Нарраторика получила почву под ногами и первых учеников.
Анализируя пост-фактум я понимаю, что успеха первого потока бы не было, если бы не предшествующие два года, если бы не все неудачные попытки, сделанные публично. К моменту запуска в группе Нарраторики уже было 2 тысячи человек, и это вселяло веру что то, что я делаю - действительно нужно.
На текущий момент прием на первый курс уже закрыт, и распродано две трети мест на второй поток. Проведено два 8-часовых интенсива, в августе планируется третий. В планах - книга, которую никак нельзя откладывать, но и писать все не получается начать. Каждую неделю проводятся открытые вебинары для всех желающих. Готовится первый оффлайн-курс - первый в своем роде вообще, сочетающий в себе сценаристику компьютерных игр, нарративный дизайн и техники актерского мастерства. Его задача будет - тотальная перестройка мозга с текста на интерактив и невербальный рассказ. Мечты, которые были далекими как звезды, на которые хотелось выть, как на луну, еще полгода назад, стали реальностью, планами в ежедневнике.
Иногда я боюсь проснуться, и что все это окажется только сном.
Спасибо тебе, Нарраторика! Ты наполняешь мои дни светом, а мою жизнь - смыслом. Я чувствую себя на своем месте, чувствую себя нужной и полезной, а не фриком-мечтателем.
Я хочу, чтобы Нарраторика стала для всех ее участников тем, чем она стала для меня - дорогой к их (вашим) мечтам. К вашим играм мечты, к вашим история мечты, к профессии мечты. Мечты должны сбываться. И мы, в Нарраторике, берем сбычу мечт в свои руки. Никакие скептики нам не запретят создавать такой мир, в котором мы хотим жить.