Братья Чип и Дэн Хит в книге Switch (перевода на русский пока что нет, я
переводила кусочки для своего блога) рассказывают о любопытной истории успеха, сработавшей благодаря сторителлингу.
Отношения между мужчинами в почтенном возрасте и совсем юными девушками существуют во множестве культур. Но в Танзании (в отличие от Америки, откуда родом авторы книги) такие связи не принято публично осуждать.
Несмотря на то, что 89% танзаницев не одобряют неравные отношения, в Танзании не принято одернуть на улице мужчину, предлагающего 16-летней девочке пройти с ним прогуляться в обмен на деньги, еду или время разговора по его мобильному телефону. Считается, что он в некотором роде имеет на это право благодаря своей финансовой состоятельности - и что девочка получает долю пользы. Однако вместе с возможной пользой девочка может заработать СПИД (по исследованиям, в отношениях со старшим партнером девушки в Танзании заражаются примерно в три раза чаще, чем встречаясь с партнером своего возраста).
Поэтому в 2007 году братьев Хит вместе с другими психологами позвали на конференцию для решения этой проблемы. Также там собрали множество активистов, продюсеров, актеров, писателей и даже звезд Танзанских мыльных опер, хорошо знакомых с тем, что общество принимает на ура.
Все эти люди долго совещались и поняли, что убедить юных танзаниек отказывать во внимании мужчинам в возрасте - не получится. Их семьи находятся в таких тяжелых ситуациях, что рисковать собственным здоровьем и жизнью - не морально-этический вопрос, а зачастую единственный выход.
Единственное, что пришло в голову участникам творческого слёта и не было отвергнуто, - это юмор. Целью стало изменить социальную атмосферу, привлечь внимание к ситуации, дать язык, которым люди смогут говорить об этой проблеме в общественных местах, остановить повальное молчаливое согласие.
Был изобретен идеальный злодей. Его назвали «Фатаки», что на суахили примерно означает «взрыв петарды», что-то неожиданное и опасное. От Фатаки лучше держаться подальше.
Были записаны короткие ролики с историями из жизни Фатаки. В каждой из подобных историй Фатаки терпел неудачу. Он старался познакомиться с девушками, но всегда находился кто-то, кто выручал бедняг из его цепких лап. Над Фатаки можно и нужно было смеяться.
Вот перевод одной из таких историй:
(шум в популярном ресторане)
девушка: - Хм… не знаю, что и выбрать… столько вариантов...
Фатаки: - Выбирай поскорее!
официантка: - Вы готовы?
девушка: - Даже не знаю. Может быть, курицу...
официантка: - Я бы порекомендовала...
Фатаки: - Это слишком дорого. Принесите курицу с картошкой и соусом. Ладно, любовь моя?
девушка: - Ладно.
Официантка повторяет заказ и уходит.
Фатаки: - Догони ее и скажи, чтобы сразу завернула с собой.
девушка догоняет официантку и передает ей просьбу.
официантка: - Я рада, что смогла с вами поговорить наедине. Неужели вам не стыдно обменивать отношения на еду? Вот дверь во двор, берите ваш заказ и уходите. Быстрее.
(скрип двери)
официантка: - Сэр, может быть, вам что-нибудь принести?
Фатаки: - Вообще-то я жду девушку. Куда она запропастилась?
официантка: - Она уже давно ушла. Будете платить наличными?
Фатаки рвет и мечет. Платит и уходит.
голос за кадром: - Оберегайте близких от Фатаки.
Пилотная рекламная кампания в городе Морогоро (300 тыс. жителей) состояла из десяти роликов для радио - они проигрывались на трех ведущих радиостанциях - и 170 рекламных баннеров, которые развесили по магазинам и на зданиях. Целью кампании было изменить отношение толпы с молчаливого согласия на насмешки. Целью творческой группы было как-нибудь зайти в ночной клуб и услышать, как люди говорят друг другу: «Гляди, такой Фатаки!». Сообщение общественности было следующим: вы можете изменить ситуацию. Оберегайте тех, кто вам дорог, от Фатаки.
Результаты пилота: 44% жителей ответили «Фатаки» на вопрос «Как вы назовете 50-летнего мужчину, который встречается с 16-летними девушками?». Семьдесят пять процентов жителей обсуждали Фатаки с друзьями. А одного танзанийского актера протащили в газете как Фатаки (его заметили в отеле с молоденькой девушкой).