История с разработкой open-source игры Voxel Quest на «Кикстартере» удивительна не тем, что разработчик взялся за непосильную задачу в одиночку и в итоге не справился с ней. Такое бывает сплошь и рядом. Удивительно другое: сейчас бэкеры - инвесторы проекта, которые финансировали создание Voxel Quest - не хотят забирать свои деньги обратно!
Это история о том, как правильный подход к делу, открытость и общение с людьми, честность и преданность делу приносит удовольствие всем участникам процесса, независимо от результата.
9 октября 2014 года американский гейм-разработчик Гэван Вулери (Gavan Woolery) запустил на «Кикстартере» кампанию для разработки «ролевой игры с независимым ИИ» под названием Voxel Quest. Вулери - настоящий фанат компьютерных игр, он с 13 лет занимается 3D-моделированием, а с игровыми движками имел десятилетний опыт работы. Всю разработку Voxel Quest он вёл самостоятельно, ещё до старта краудфандинговой кампании наладил общение с будущими инвесторами проекта.
Разработчик обещал выпустить изометрический движок (воксельная изометрия) для RPG с открытым миром - и в конце опубликовать исходный код с «небольшими ограничениями» на лицензирование. Гэван изначально обещал, что разработка будет вестись с учётом пожеланий пользователей.
Проект поддержали на Kikctarter полторы тысячи бэкеров, которые перечислили автору $35 213, чтобы помочь воплотить его мечту в жизнь. За $10 можно было заказать ключ для будущего участия в альфа-тестировании.
Гэван Вулери сдержал обещание. Он публиковал подробные отчёты о каждом этапе разработки, общался с бэкерами на форумах.
Процесс разработки оказался очень увлекательным, сотни бэкеров словно сами принимали в нём участие. Но, как это часто бывает, в итоге разработка затянулась на больший срок, чем предполагалось. У Гэвана банально кончились деньги.
Вчера он опубликовал финальное сообщение, в котором дал последний отчёт о состоянии проекта. Гэван пишет, что больше не в состоянии продолжать работу, потому что у него банально нет денег. Последний месяц он потратил на то, чтобы найти дополнительного инвестора для проекта (или покупателя лицензии на использование почти готового движка), но безуспешно. Он также в течение месяца искал работу на полный рабочий день, чтобы обеспечить средствами к существовании свою семью. В итоге, парень всё-таки нашёл работу (в компании OpenAI, пока по контракту но с перспективой на фултайм), так что теперь не сможет уделять игровому движку достаточно энергии и времени.
Гэван решил вернуть бэкерам все деньги, а существующий код движка выложить в открытый доступ на Github под свободной лицензией (MIT или подобная ей). При этом сам пообещал принимать посильное участие в дальнейшей разработке проекта, который переходит в общественное достояние. Он говорит, что попытается также за свой счёт купить права на спрайты, которые использует Voxel Quest (права принадлежат третьей стороне). «Я не могу выразить, как я благодарен всем вам за то, что вы решили поддержать меня, - пишет Гэван, который и сам финансировал 115 проектов на «Кикстартере». - И я надеюсь, что годы труда, который я вложил в движок Voxel Quest, и все его исходники станут небольшим знаком моей признательности».
Гэван говорит, что во время дополнительных раундов финансирования Voxel Quest и игры Patreon получал до $450 в месяц, что на его взгляд довольно удивительно, потому что он с самого начала выражал опасения в успехе проекта. Эти опасения в итоге оправдались. Сейчас все статусы бэкеров автоматически обнулятся, а деньги будут возвращены, пишет Гэван.
Реакция пользователей оказалась неожиданной. В комментариях к сообщению в блоге, а также на других форумах бэкеры в один голос, говорят о том, что Гэвин Вулери может оставить себе эти десять долларов. За полтора года работы над проектом и общения со всеми он заслужил их.
«Мы уже говорили тебе, что нам не нужны деньги! Оставь их, ты выпустил потрясающей воксельный рендерер, поэтому я участвовал в проекте», - говорит один из бэкеров. С ним согласны другие.
Более того, некоторые не только отказываются от заплаченных денег, но и готовы пожертвовать больше: «Если бы я знал, что ты выложишь код движка в общественное достояние, я бы отправил тебе больше денег, - пишет один из комментаторов. - Не нужно их возвращать, оставь, пожалуйста».
Последним сроком выпуска игры был указан январь 2017 года, то есть формально у разработчика оставалось ещё много времени, но Гэван поступил добросовестно, сообщив о своём уходе в компанию OpenAI и о том, что больше не может работать над игрой как раньше.
Несмотря на призывы благодарных пользователей, Гэван всё-таки собирается вернуть им долги, но те сопротивляются: «Прекрати пытаться вернуть мне деньги, - возмущается один из бэкеров. - Я их не хочу! Наблюдать за развитием движка Voxel Quest было потрясающе, и меня всегда больше интересовали технологии, чем конкретные игры, которые делают на их основе. Я рад слышать, что движок будет в открытом доступе, и возможно, люди продвинут его дальше».
Один из бэкеров прямо предупредил Гэвана: «Я потрачу сколько угодно времени, чтобы отследить тебя, найти тебя лично и принудительно вернуть деньги обратно, если ты посмеешь мне их перечислить».
Это действительно удивительная история. Редко приходится видеть, как проект Kickstarter «проваливается» (в том смысле, что обещанный продукт не выпущен), но при этом так много инвесторов чувствуют полное удовлетворение. Это завет той последовательности, которую продемонстрировал автор, публикуя увлекательные апдейты по ходу разработки, так что все участники просто получали удовольствие от этого «приключения», которое продолжалось полтора года.
Когда видишь такие отзывы на форумах, вроде «Я финансировал тебя, а не продукт, оставь деньги» или «Open Source стоит больше, чем я пожертвовал на этот проект, так что возврат средств не требуется», то возникает мысль, что на самом ощущения, эмоции и чувства для людей гораздо важнее, чем сам продукт.
источник:
https://geektimes.ru/post/277282/