TED: как рассказывать истории, чтобы они были увлекательными, неожиданными и содержали какой-то урок

Jun 13, 2016 09:52

Оригинал взят у rikki_t_tavi в Лытдыбр прошлого воскресенья - книги, плюшки и мсье Агрид.
Я начала писать лытдыбр прошлого воскресенья и не закончила. Но вот собралась с силами и дописала сегодня - пусть и с опозданием.

В воскресенье мы до поcлеполудня провозились каждый со своим. Я лечила и кормила свинтуса, милый муж выхаживал капризничающие гаджеты - сервер с бекапом светился недокументированным светом, мне нужно было менять антивирус на всех компьютерах, а айфон разряжался практически мгновенно. Вот буквально как в "Кавказской пленнице" - слюшай, ничего не делал, только зашел. Я его заряжала, брала с собой куда-то, на месте открывала, чтобы посмотреть время - половины зарядки уже не было. С айфоном, кстати, выяснилось через несколько дней - все его силы пожирал счетчик ходьбы, который мне поставила детка. Отключили его - и вуаля! - зарядка держится.

После обеда я была готова отвлечься, и мы поехали в книжный. Вообще-то у меня было дело - я хотела посмотреть в тексте "Гарри Поттера" момент, когда другие волшебные школы приезжают на турнир. Я уже не помнила, для чего я это хотела, но намерение осталось. Библиотека закрывалась рано, оставался книжный. Вторым моим желанием было посмотреть свежие журналы - начало месяца, все стойки сменили. Третьим - съесть плюшку с яблоками:)

В книжном было пусто и хорошо. Мне досталась и плюшка с яблоками и стакан вспененного молока. И я еще потихоньку поснимала людей вокруг. Муж сходил за какой-то книгой, а вернувшись, рассказал, что видел в зале удивительную женщину - высокую, в оливковом платье до пола с голой спиной и перекрещенными завязками на спине и в черной шляпе с широкими полями, мне бы понравилось. А через пару минут я увидела ее в окно, она шла к машине. Поразило меня то, что муж ее описал совершенно правильно, и даже оливковый цвет был именно оливковым. Мы же все знаем, что мантра мужчин это: Darling, peach is a fruit, not a color! Снять я ее не успела, хотя ринулась к окну с телефоном наперевес.

С журналами картина удивительная. Бум раскрасок накрыл все. Все журнальные издательства стали выпускать либо журнал с раскрасками, либо отдельные номера, либо приложения к журналам. И теперь на трех полках для крафтовых журналов главное место отдано монбланам раскрасок - полная средняя полка и самые удобные лежачие места на нижней. Все остальное - и женские про бусики и вязание и мужские про деревообработку и ремонт - все теснится стоя, скучившись, на оставшихся местах. Я еще помню, как в бум народного бисероувлечения специально сосчитала, сколько ежемесячных журналов по бусам продается - нашла 13 разных журналов. Сейчас их, максимум, три-четыре, очень тонких. А раскрасок - будто горшочек с кашей варит и варит. В следующий раз посчитаю, кстати.

Муж мне рассказал, что производители цветных карандашей испытывают трудности с удовлетворением спроса. До этого они выпускали карандаши для художников, ориентируясь на число художников, а нынче все, кто раскрашивает картинки, покупают себе не детские обычные карандаши в наборе, а дорогущие, профессионального уровня качественные большие наборы. С одной стороны, производителям прямо праздник и геометрически множащиеся прибыли. С другой - я жду, когда мода схлынет, и толпы простых людей останутся с коробками ненужных карандашей - тут-то они на вторичный рынок хлынут по дешевке:)

Короче, я почти ничего не нашла на полках с журналами, нужно либо прыгать высоко, либо скамеечку подтащить, чтобы посмотреть, что там набито на верхней полке.

Зато проходя мимо полки с бизнес книгами ухватила две книги на посмотреть, и обе интересные.

Первая - от хозяина TED'a Криса Андерсона. Она вышла вот только что в мае и уже стала бестселлером.

TED Talks: The Official TED Guide to Public Speaking ( Официальное руководство по публичным выступлением от TED)



TED знают многие, но если вы еще не знаете - это ежегодная конференция, которая собирает интересных людей, у которых есть новые и необычные идеи. Они должны выступить с рассказом, уложиться в 18 минут и в идеале поразить и увлечь слушателей. В нынешнем формате организация, владеющая TED, выпускает видео этих выступленией и распространяет бесплатно. Их по всему миру посмотрели более миллиарда раз.

TED расшифровывается как Technology, Entertainment, Design. Придумал эту конференцию еще в середине восьмидесятых архитектор и графический дизайнер, человек необычайного обаяния Richard Saul Wurman. Он написал более девяноста книг по инновациям, информационным технологиям, архитектуре и дизайну. Несколько первых лет конференция была убыточной, потом понемногу встала на ноги и стала очень популярной. Тем более проходила она в Калифорнии, где просто рай новых технологий. Попасть туда можно было только по приглашению, а слушателем-участником стать за довольно большие деньги.

Поначалу все выступления концентрировались вокруг новых технологий и дизайна, но постепенно темы стали расширяться - до литературы, философии, психологии, социальных наук и вообще научных, академических тем. К 2001 году Wurman решил отойти от конференции и продал всю организацию английскому издателю Крису Андерсону.Chris Anderson на волне интереса к компьютерам стал издавать компьютерные журналы и к доткомовскому буму у него было 150 журналов и сайтов, посвященных компьютерам, компьютерным играм и технологиям. На этом успехе он создал частную некомерческую организацию, целью которой состояло продвигать новые идеи - и приобрел TED за 4 миллиона фунтов стерлингов.

И тут доткомовский пузырь лопнул. Андерсон потерял почти все, и надежды его теперь оставались на TED. Однако Ричард Вурман хотел уйти с поста бессменного руководителя и харизматичного ведущего этих конференций, и Андерсон боялся, что без Вурмана люди просто перестанут приезжать на конференцию. Он рассказывает, как, совершенно не умея выступать на сцене, он вложил всю страсть, все надежды в свое выступление на TED - и сказал такую речь про то, что сейчас, перед лицом глобальных потерь и разорений, мир идей - это единственное, что приносит ему счастье, и что продолжать их распространять и делиться ими кажется ему целью, достойной жизни. И когда он замер в ожидании отклика, в центре зала первым поднялся хозяин Амазона и захлопал - за ним поднялся весь зал. Так судьба дальнейших конференций была решена. Сейчас они проходят под официальным слоганом "Ideas Worth Spreading" - "Идеи, которые стоят распространения".

И в книге Андерсон рассказывает о выступлениях на TED - о неудачах и удачах, кто идет правильным путем, кто ошибается, какие выступления получают самый большой отклик, а какие проваливаются, рассказывает множество историй, приводит примеры. Вся книга - руководство по публичным выступлениям нового времени - как суметь коротко, увлекательно и внятно изложить свою идею, без заумей, доступно и наглядно. Как сочинять эту речь, как отсекать лишнее, как продумывать историю внутри, как совмещать с показом картинок, как вести себя на сцене.

Поскольку у него материала наблюдений за выступающими масса, он очень подробно с примерами рассказывает о том, как организован этот процесс.

Например, как рассказывать истории, чтобы они были увлекательными, неожиданными и содержали какой-то урок. Он приводит два рассказа об одном и том же событии, я сейчас по памяти перескажу.

"Когда мне было шесть лет, мы отправились с отцом в его лодке на рыбалку. Мы были в открытом море, когда налетел шторм, лодку качало и подбрасывало на волнах. Отец надел на меня спасательный жилет, поднял на руки, посмотрел мне в глаза и спросил: ты мне доверяешь? И когда я кивнул, он размахнулся и выбросил меня в воду. Затем выпрыгнул из лодки сам. Мы болтались среди бурного моря и видели, как нашу лодку уносило в сторону, как она перевернулась и утонула. Через пятнадцать минут прилетел спасательный вертолет, нас подняли из воды. Оказывается, отец увидел, что лодка протекает и понял, что она может перевернуться и погрести нас под собой. Он вызвал спасательную службу, а потом выбросил меня из лодки и выпрыгнул сам. Он знал, что в воде у нас больше вероятности дождаться вертолета живыми. Это был день, когда я на всю жизнь понял значение слова "доверять". "

И второй вариант:
" в таком-то году, мы с отцом отправились на рыбалку в его лодке с таким-то названием (буквы номер). Мы рыбачили в стольки-то километрах от такого-то берега там-то. Поднялся шторм. Ранее лодка уже имела пробоину, которую отец заклеил таким-то средством. Во время шторма он опасался того, что пробоина может открыться опять и лодка затонет. Он вызвал спасательный вертолет (служба такая-то), мы оделись в спасательные жилеты и выпрыгнули из лодки в воду. Скоро прилетел вертолет и вытащил нас из воды."

И Андерсон говорит - вы видите разницу? Во второй истории пропало все - интрига, напряжение, неожиданности, нет ни фразы про довере, ни урока, извлеченного из этого события. Вот разница между скучным и захватывающим выступлением.

На TED'е поощряется рассказ об идеях, человек не должен сообщать о своих организациях, фирмах или вышедших книгах. Если слушателей увлечет идея - они сами его найдут. Главное - делиться идеями, а не продвигать себя маркетингово. Андерсен рассказывает про одного гуру, который прислал очень интересную заявку. Однако, когда вышел на сцену и стал говорить, Андерсон занервничал. Прошло пять минут выступления, а оратор перечислял, как у такой -то фирмы было все плохо, потом они наняли его консультантом и все волшебно наладилось, потом то же самое про другую фирму, потом про третью. Слушатели начали ерзать. Нервничающий Андерсон поднялся с микрофоном, прервал выступающего и сказал - ну мы все уже поняли, какой вы молодец. А нельзя ли теперь более конкретно - что вы им советовали, какие у вас есть приемы, помогающие таким фирмам, что есть работающего? Оратор высокомерно ответил, что расссказать про его методы не хватит и двух трех дней, а уж за пятнадцать минут можно только-только задеть начало - и снова пустился рекламировать себя. Андерсон прервал его и сказал - ничего, давайте мы послушаем первые пятнадцать минут из ваших трех дней объяснений. Очень неохотно выступающий все же перешел к каким-то конкретным рассказам.

Ну и что он выиграл? - задается вопросом Андерсон. Держу пари, что никто в зале не подошел к нему после выступления, чтобы нанять его консультантом, а многие поставили мысленную галочку, чтобы рассказать друзьям, что не нужно связываться с этим человеком и его фирмой. и все потому что он пожмотился рассказать об идеях и начал бессовестно рекламировать себя и свои услуги. Не стоит уже упоминать и о том, что видео это никогда не было выложено в доступ на сайте.

В общем, там много советов и историй из жизни. С одной стороны, Андерсон рассказывает, как создать лучшее запоминающееся выступление. С другой, рассказывает с огорчением, что после тысяч выложенных видео к нему стали приходить люди, которые прошерстили все эти выступления и сделали безупречные номера - ловкие истории, вставленные в нужных местах шутки, после чего выступающий замирает с приятным выражением лица и ждет отклика, отлично отрепетрированое хождение по сцене и помавание руками, улыбки, заигрывания с публикой - и все это ловкое состроенное, выхолощенное выступление - только ради эффектности, личного успеха, восторгов публики - а не ради того, что главное в TED - замечательных идей, которыми нужно делиться.

На амазоне можно полистать текст и прочесть оглавление - что входит в книгу. От умения просто и понятно излагать сложные идеи и драматургического построения речи, до того, как отбирать картинки для выступления, во что одеться, как успокаивать нервы и как установить контакт с залом; какие ошибки и подводные камни ожидают выступающего и как вызвать у слушателей ощущение восторга и сопричастности.

А, еще там был анекдот из той самой речи Андерсона, когда решалась судьба TED, который мне понравился и который как-то закругленно оказался связан с тем, что я хотела посмотреть определенное место в "Гарри Поттере".

История анекдотическая про то, как жена французского президента Де Голля, выступая перед американцами, выразила горячее желание - strong desire for "a penis". Андерсон говорит - у меня то же самое желание, только в Америке мы это произносим как "happiness":)

Это французское опускание начального "х" в словах - опять встретилось мне, когда я все же добралась до полок с Гарри Поттером. Я читала кусок про приезд других магических школ в Хогвартс, и там великанша мадам Максин Хагриду говорит все время - мсье АгрИд:)

Ну вот, получилось и так много, так что про вторую книгу расскажу отдельно и потом:)

книги, публичные выступления, истории об историях

Previous post Next post
Up