Истории гордости и выживания (опыт сельских жителей в Уганде)

May 23, 2016 11:32

Сообщество г.Элгон - это сообщество сельских жителей в Уганде. Под руководством социального работника Калеба Уакунгу, это сообщество, применяя разные приемы и техники нарративного подхода, инициировало и поддерживает различные проекты, направленные на развитие сообщества (в частности, экономическое). Традиционные системы взаимной поддержки больше не срабатывают, и члены сообщества очень обеспокоены социальным, экономическим и экологическим кризисом. В деревнях люди много говорят о том, как тяжело жить, и от этих разговоров возрастает недовольство, досада, гнев, боль и обида.

В нарративном подходе принято отделять проблему от человека. Поэтому члены сообщества решили представить и изобразить эти тяжелые чувства в виде туч, окружающих поселение. Цель свою - безопасный и щедрый мир, в котором можно жить достойно - они представили как вершину горы; а задачей их, таким образом, стало «поднять голову над тучами». Даже в самых тяжелых обстоятельствах у сообществ есть определенные ресурсы - истории и опыт членов сообщества, их мечты и надежды. Именно эти ресурсы и используются для того, чтобы вдохновлять участников проекта на какие-нибудь шаги.

Процесс, разработанный Калебом Уакунгу, состоит из следующих этапов:

1. Истории гордости и выживания

«Вначале мы организуем собрание. На первой части этого собрания мы просим участников рассказать о том, чем они гордятся в своей семье, в сообществе, в своей собственной жизни. Мы просим их рассказать, как они выживали до сих пор. Когда люди рассказывают свои истории, фасилитаторы задают им дополнительные вопросы. Мы расспрашиваем их, каким образом они подготовились к тем или иным шагам, кто еще участвовал в этом и пр. Мы помогаем им дать название различным умениям и особым знаниям, которые люди использовали, чтобы выжить».

2. Отклик внешних свидетелей

«После того, как люди рассказали свои истории, волонтеры проекта встают и дают свидетельский отклик. Мы говорим о том, что мы услышали в рассказах людей, что в этом было для нас наиболее важным, как эти истории затронули нас. Эти отклики очень мощно поддерживают и признают знания и умения рассказчиков. Мы включаем эти отклики в традиционный церемониальный формат, мы выражаем почтение к опыту рассказчиков песнями и традиционными плясками»

3. Надежды и мечты

«На этом этапе мы задаем следующий вопрос: что это говорит о ваших мечтах и надеждах на будущее. Участники рассказывают о мечтах, связанных со своей собственной жизнью, или с жизнью семьи или сообщества. Речь может идти, например, о том, чтобы семья не голодала, о том, чтобы дети получили образование, о том, чтобы отремонтировать дом или зарабатывать больше денег».

4. Исследование историй возникновения и развития этих мечтаний и надежд

«Когда люди начинают говорить о своих мечтах, мы интересуемся, как эти мечты возникли в их жизни, кто еще их разделяет, кто передал их этому человеку. Желания и стремления людей не берутся из ниоткуда. Когда мы предлагаем людям рассказать о своих мечтах, а потом связываем эти мечты с их социальной историей, историей отношений, создается ощущение важного наследия».

5. Призыв к действию

«После этого мы предлагаем участникам сформулировать конкретную задачу, задание, которое станет следующим шагом на пути к воплощению мечты. Это может быть большой шаг или маленький шажок. Весь наш подход строится на том, чтобы у людей появлялась возможность действовать; далее нужно гарантировать, что люди смогут совершить (и продолжать совершать) это действие самостоятельно, не завися от финансовой поддержки извне».

6. Документирование призыва к действию

«Участники записывают добровольно взятое на себя обязательство совершить определенный шаг по направлению к воплощению своей мечты. Если достаточно времени, то каждый участник делает буклет, посвященный избранной теме. Эти буклеты напоминают нам о наших сильных сторонах, умениях и знаниях».

7. Распространение получившихся документов

«Участники зачитывают вслух то, что они написали, и делятся этим с группой. После этого буклеты помещаются в сельской библиотеке, чтобы односельчане могли читать их и давать отклик авторам. Это приносит много радости и энергии участникам в связи с их намеченными планами. Как только этот процесс начинается, никто не хочет оставаться в стороне. Становится возможно бежать, не уставая».

Проекты сообщества

По мере того, как головы людей «поднимаются над тучами», в сообществе г.Элгон создаются различные проекты:
  • женский клуб предпринимательниц и рачительных хозяек: все участницы этого клуба «скидываются по мелочи», чтобы профинансировать поочередно тот или иной хозяйственный проект каждой из них (кто-то хочет купить семян и вырастить овощи, кто-то хочет купить яиц и вырастить цыплят, кто-то хочет купить швейную машинку…) Таким образом, женщины могут поддерживать друг друга и преодолевать бедность.
  • мобилизация сообщества на постройку новых домов. Многие люди в Уганде живут в домах, которые не защищают ни от дождя, ни от ветра. Поэтому участники проекта самопомощи придумали способы мобилизовать сообщество и построить новые дома (в заранее назначенный день все подростки деревни собираются, лепят и обжигают кирпичи, а в следующие дни они вместе со взрослыми - в веселой атмосфере общего праздника - строят дом). На ноябрь 2009 года было построено уже 42 новых дома, что улучшило жизнь 540 людям, в этих домах теперь проживающим. Преимущественно это бабушки-вдовы, собравшие у себя осиротевших в результате эпидемии СПИДа внуков.
  • детские клубы и экономические союзы: дети собираются вместе и обсуждают, какими проектами им хотелось бы заниматься, чтобы поддержать свои семьи и заработать денег на еду, одежду и школьные принадлежности. Это может быть выращивание овощей, цыплят и пр. Поначалу из-за того, что проект самопомощи, являющийся некоммерческой организацией, мог поддержать только по одному детскому проекту на семью, это вызывало у сотрудников проекта беспокойство о возможных последствиях. Поэтому они пригласили детей и родителей совместно обсудить, как можно было бы наилучшим образом организовать поддержку этих проектов, чтобы никому не было обидно. Дети и родители сформулировали прекрасную идею: определенную часть продукции, которую ребенок произведет в ходе своего хозяйственного проекта, он подарит своим братьям и сестрам, чтобы они могли тоже что-нибудь выращивать.
  • подростковые клубы и проекты. В частности, подростки, получая консультации у сотрудников проекта, занимаются взаимным просвещением по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ/СПИДа. Также они организуют хозяйственные проекты и отвечают за создание общественного деревенского детского сада, где присматривают за малышами, тем самым освобождая руки родителям.
  • электрификация: солнечные панели и ветровые электростанции. В большей части деревень электричества нет совсем или его недостаточно, для бытовых нужд используется энергия сжигания древесного топлива, что усугубляет экологические проблемы местного сообщества. Климат в Уганде таков, что солнца и ветра больше, чем достаточно, от них приходится специально защищаться. Сотрудники проекта самопомощи дали возможность заинтересованной молодежи поехать в город и обучиться изготовлению солнечных панелей и ветровых электростанций. Была открыта первая деревенская мастерская по их изготовлению, что, помимо прочего, расширило возможность трудоустройства населения.
«Лучшее, что мы можем сделать, - говорят сотрудники проекта, - это дать возможность людям действовать самостоятельно и признать их достижения!»

источник: https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/25/mte/

исцеляющий сторителлинг, истории об историях

Previous post Next post
Up