Перевод статьи с
http://lifehacker.com/5965703/the-science-of-storytelling-why-telling-a-story-is-the-most-powerful-way-to-activate-our-brains, опубликован в паблике
Сторителлинг: как написать свою историю.
Хорошая история может создать или разрушить презентацию, статью, разговор. Но почему так? Когда сооснователь "Buffer" Лео Видрич начал продавать свой продукт с помощью историй, а не списка преимуществ, количество регистраций превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Здесь он делится с нами наукой, почему сторителлинг настолько уникален и в то же время могуществен.
В 1748 году английский политик и аристократ Джон Монтагу, 4й граф из рода Сэндвич, провел очень много свободного времени, играя в карты. И получил неслыханное удовольствие от возможности одновременно играть в карты одной рукой и перекусывать. Итак, у него родилась идея: нужно положить котлету между кусками хлеба, и тогда можно будет одновременно и играть, и есть. И его изобретенный "сэндвич", как стал называться такой бутерброд, оказался одним из самых популярных пищевых новшеств западного мира в то время.
Знаете, что интересно? Что вы теперь никогда не забудете историю о том, кто изобрел сэндвич. Ну, или, по крайней мере, это намного менее вероятно, чем в том случае, когда мы бы просто представили информацию в виде пунктов или голыми фактами.
Вот уже в течение более чем 27 000 лет, с тех пор как были обнаружены первые наскальные рисунки, рассказывание историй стало одним из фундаментальных способов коммуникации. Но как же мы можем использовать сторителлинг для своей выгоды?
Наш мозг любит истории: как он активизируется, слыша их.
Мы все обожаем слушать истории, будь это роман, фильм или просто что-то, что объясняет друг. Но почему же мы сильнее вовлекаемся, когда слышим рассказ о событии?
На самом деле, все довольно просто. Если мы смотрим презентацию "по пунктам", в мозгу активируется определенная часть, которую ученые называют Broca's area или Wernicke's area. В общем и целом, стандартные пункты затрагивают языковую часть нашего мозга, где мы преобразуем слова в значения. И все, больше ничего не происходит.
Но когда нам рассказывают истории, положение вещей кардинально меняется. Не только языковые функции нашего мозга становятся активнее, но и все остальные части, которые активировались бы, проживи мы эту историю в реальности.
Если кто-то рассказывает нам о том, какой невероятно вкусной была еда, чувствительная часть коры головного мозга включается, а за ней и двигательная. "Такие метафоры как "У певца был бархатный голос" и "Его руки были грубыми" обращаются именно к чувствительной части. Итак, мы просканировали несколько наших участников в то время как читали предложения: "Джон схватил объект" и "Пабло ударил по мечу". Результаты показали, что область мозга, координирующая движения тела, стала активной.
История может заставить весь мозг работать. И даже более того: когда мы рассказываем историю кому-то, кто сильно повлиял на наше мировоззрение, мы оказываем на них тот же эффект. Мозг того, кто говорит и того, кто слушает, может синхронизироваться, говорит Юри Хэссон из Принстона: "Когда женщина говорила по-английски, и волонтеры понимали ее, одни и те же участки мозга становились активными в одно и то же время как у нее, так и у них. Рассказывая истории, она смогла "поместить" идеи, мысли и эмоции в головы слушателей".
Вы можете помочь людям прочувствовать практически все из того, через что прошли вы. Итак, мы знаем, что истории усваиваются лучше, чем факты. Но вопрос-то остался. Почему?
Ответ очень прост: мы так устроены. Если история проста, это связь причины и результата. Да мы же так и думаем: мы создаем истории в голове целый день, собираясь купить овощи или планируя домашние дела, и для каждого действия или разговора мы опять же креативим истории. Личный опыт и сплетни - это 65% наших бесед.
Итак, когда бы мы не услышали историю, мы пытаемся связать ее с нашим уже существующим опытом. Поэтому так хорошо работают метафоры. Пока мы пытаемся вспомнить похожий опыт, который был у нас, активируется "островок головного мозга", та часть, что связывает услышанное с теми же ощущениями боли, радости или неприязни.
В Йельском университете был проведен интересный эксперимент: волонтеров попросили придерживать в руках кофе в то время, как им рассказывали про человека. В зависимости от того, был этот кофе холодным или горячим, они описывали человека как приятного или нет.
Как это можно использовать.
Бывали ли у вас ситуации, что друг поделился с вами историей, а через две недели вы выдаете ему ту же самую мысль, но считаете ее вашей? Это абсолютно нормально, но в то же время, это самый действенный способ заставить людей разделить ваши мысли и идеи, как будто на самом-то деле это их собственные мысли. А чем проще история, тем сильнее она "прилипает".
И короткий факт напоследок: стандартные клише, которые мы используем ежедневно, типа "тяжелый" день, воспринимаются мозгом как заученные и не вызывают никаких эмоций. Помните это, когда будете писать следующую историю.