Фотограф Ольга
pavolga работает с консультантом по стилю и ведет заметки в собственном фейсбуке (
часть 1,
часть 2). Я заметила, что речь в них заходит не только и не столько об одежде или обуви - но об образе, о своей истории, которую мы рассказываем (другим людям и самим себе).
Когда я только начала думать, что можно сделать, я, понятно, сразу подcчитала, сколько красивых историй можно снять, если визуализировать тему платья мечты, некого сакрального предмета, который герой всегда хотел получить, но не мог, а мы ему возьмем и предложим такую возможность. И виделся мне темный лес с мерцающим вдали силуэтом платья, и как я позову всех моих любимых героев, и нам только нужно будет менять платья, ну или, не знаю, ботинки мечты.
Но Стелла пришла в стиль из математики (тут я заплакала), и просто так нечто красивое мы снимать не можем, нам нужна мысль. Пришлось выяснять, а что, собственно, такое мечта в этой связи. Если это желание, то как понять, действительно ли человек хочет то, что сделает его счастливым. Или, может быть, стоит для начала создать условия для того, чтобы можно было разобраться, что и почему сможет кого-то осчастливить.
И тут-то и настало время откровения, что работа со стилем по идее есть терапия, это мы только начинаем с одежды, приходя потом к пониманию, кто мы такие и чего мы хотим, откуда и до смысла жизни недалеко. То есть настоящая хорошая работа со стилем, по-моему, выглядит так - хотел купить новый плащ, немного подумал, заглянув несколько дальше плаща, и результате поехал работать в Австралию, где плащ вообще не нужен. Тут главное думать о плаще осторожно.
(...)
Изначально я не планировала участвовать в проекте изнутри, потому что не понимала (да и сейчас не понимаю), как я буду потом снимать себя саму. Мне были интересны только герои, и мы начали постепенно их звать. Стелла же мягко, но так, что отказаться было невозможно (она умеет), убедила меня, что просто необходимо увидеть процесс изнутри, и самое интересное начнется, когда я буду видеть все с двух сторон.
И вот интересное началось. Какое-то количество времени (в сокращенном варианте, потому что обычно такая работа длится около года) Стелла будет работать с моим стилем (я опять заплакала) и параллельно со стилем нескольких героев будущих съемок. Одним из условий такой работы является посильная запись происходящих изменений и впечатлений, поскольку человеческий мозг штука изворотливая и не желает вспоминать, как все было на самом деле, если было хуже, чем стало. Записи не обязательно должны быть публичные, но, поразмыслив, я решила, что необходимость писать вслух меня больше дисциплинирует, к тому же наверняка эта информация окажется полезной кому-то еще.
На прошлой неделе состоялось первое занятие, которое со стороны выглядело совершенно невинно. Стелла предложила из ста картинок выбрать десяток тех, которые мне приятны и поднимают настроение, и еще десяток таких, которые наоборот вызывают неприятные эмоции. Картинки совсем нейтральные - просто люди в разнообразных нарядах. И ни слова о том, нравится ли мне их одежда, и хотела бы я ее примерить на себя. Позже я поотвечала на вопросы - кто эти люди на картинках, чем они занимаются, куда они идут, и хочу ли я, например, выпить с ними кофе. И вот дальше мое сознание разделилось. С одной стороны, я уверенно знаю, что такое проективные методики и как они работают, а с другой стороны, я своим же ртом произношу вещи, которые не собиралась говорить, потому что никогда не думала о них. Все женщины, которые мне понравились, сплошь оказались "с мозгами" и шли делать какое-то свое дело, определенно знали, кто они такие, и ни на какие дурацкие кружева и бусики не разменивались. Не нравились же мне женщины в леопардовом или просто в ярком, потому они явно что-то замышляли и говорили не то, что думали.
(...)
Надо сказать, в позе манекена с повисшими руками любой человек в любом наряде выглядит так себе, но, увы, именно так и следует позировать, чтоб не принимать выгодных положений тела, и тем не обманываться. Еще после первого разговора со Стеллой для меня стало откровением, что в зеркало на себя мы смотрим, как бы так выразиться, собой целиком, а не только глазами. Всем опытом от тактильных ощущений при примерке одежды, а оттого видим в отражении неизвестно что. И легко убеждаем себя, ну например, что плохо сидящее платье стройнит, если удачно повернуться боком, а нормально сидящий пиджак толстит, потому что, ну например, недавно примеряли неправильный фасон на толстую рубашку. И вот простой способ эти иллюзии отогнать - сфотографироваться (лучше даже закрыв потом при просмотре лицо) и оценить фигуру как чужую.
Вообще вся эта затея видится мне как тотальный разгон иллюзий о самом себе. Не навсегда - иллюзии нужны, чтобы выживать и приспосабливаться, но один раз стоит хорошо оглядеть себя без них, научиться приводить в соответствие внутренний и внешний глаз, после чего продолжать тратить время на сложные задачи. Причем об осознанности мы говорили и в первый раз, но я не сделала на этом акцента, мне не показалось это сильно важным, важнее виделась идея разобраться как следует с мечтой.
Целью этой примерки всего гардероба разом вероятнее всего является осознанность. Чтобы после того, как мы сформировали из идеальных картинок абрис мечты, можно было подробно рассмотреть, что мы в настоящий момент вместо нее имеем. Что мы, собственно, вообще хотели сказать тем, что надеваем на себя каждый день, и что в результате сказать получилось. У меня вот, по словам Стеллы, получилось сказать, что мозг, да, у меня есть. А всего остального, чего я бы хотела - нет.
(...)
По следам занятий мы иногда еще переписываемся со Стеллой, и в этот раз меня опять накрыло понимание, что изучение внутреннего себя и выбор новых внешних форм, должно (по принципу взаимосвязи всего и вся) несколько сдвигать и остальную внешнюю реальность. И этот сдвиг краем обязательно коснется тех, кто находится рядом с тобой и пока не озабочен выбором нового внешнего вида. По словам Стеллы, это здравая мысль, и некоторое изменение - трансформация существующего и расширение будущего кругов общения вполне закономерный эффект.
У меня, правда, есть некоторые опасения насчет готовности существующего круга к трансформации, особенно после полутора часов, проведенных в коридоре за фотографированием моих вещей. И насчет моей готовности к расширению будущего круга тоже, хотя, если подумать, Стелла - это оно и есть, расширение, и я его очень хорошо выдерживаю, с большой радостью.